Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Панама. Автобусы

Панама. Автобусы

Раньше в Центральной Америке каждый автобус имел свое неповторимое лицо. Вернее сказать, целые автобусы походили на передвижные, картинные галереи. Инициатива раскрасить общественный транспорт исходила от группы коста-риканских художников, которым удалось заручиться поддержкой министерства культуры, компании "Переферика" и завода по производству красок, устойчивых к климатическим изменениям. Многие известные и неизвестные художники приняли участие в этом мероприятии. Единственным требованием было изобразить то, что можно разглядеть при движении и в необычной обстановке, то есть - на улице. Кроме того, художников просили разборчиво подписывать свои творения, чтобы у прохожих возникали четкие ассоциации между стилем и именем передвижника, вернее, переездчика.

Проекты росписи автобусов принимала строгая комиссия, состоявшая из людей искусства и представителей автобусных компаний.

Первым из украшенных таким образом автобусов был расписан молодыми живописцами Флоренсией Урбиной и Мегелем Касафонтом. Вторым - автобус, покрытый изображениями животных. Его расписал художник-анималист Мануэль Сумбадо. В свое время он получил премию Национального салона живописи Коста-Рики.

Мероприятие имело такой большой успех, что другие автобусные компании не захотели оставаться в стороне. После первых 25 расписанных машин появились и другие. Коста-риканский опыт с цветными автобусами имел бешеный успех во всем регионе. Вскоре дороги многих латиноамериканских стран запестрели броскими рисунками.

Однако не так давно от двигающихся галерей решили отказаться. Транспортные чиновники, дорожная полиция и эстетствующие граждане сочли подобное творчество безвкусным, а в некоторых отдельных случаях пошлым, уродующим лицо города. К тому же Коста-Рика в своем движении к светлому будущему всегда ориентировалась на Европу, а в Европе общественный транспорт от руки не раcкрашивают.

Был и еще один, более весомый аргумент, который выдвигали яростные враги картин-автобусов. "С появлением на улицах такого безобразия, - говорили они, - число аварийных ситуаций резко увеличилось". Картины, иногда выдающиеся, пришлось закрасить, к большому сожалению авторов.

Единственной страной, в которой люди адекватно воспринимают картины на колесах, остается Панама. Здесь водители сами определяют то, что будет нарисовано на их транспортном средстве.

Никакие худсоветы для определения тематики будущего полотна проходить не нужно. Особо талантливые водители разрисовывают автобус самостоятельно, без помощи профессиональных художников.

Иногда помогают с росписью своим коллегам, чтобы те не тратили деньги зря. Как видите, получается неплохо. Единственным негласным запретом, который соблюдается всеми водителям без исключения, стал запрет на изображение голой натуры и всего, что связано с сексом. Это всех вполне устраивает.

Панамские пассажиры, не говоря уже о водителях, относятся к своим рейсовым автобусам как к чему-то одушевленному. У каждого есть свое имя. Иногда, стоя на остановке, панамец может пропустить несколько автобусов, хотя любой из них мог бы довезти его до места назначения. Панамец будет ждать тот, который ему нравится больше, в котором он привык ездить по городу. Как правило, таким любимцам присваивают имена.

Есть автобусы, названные в честь популярных песен или эстрадных исполнителей. Поэтому панамцы никогда не называют номер маршрута. Если вы спросите, останавливается ли здесь автобус №2, вас не поймут. А вот если вы назовете имя автобуса, например, "бессоме мучо" или "хуана ля кубана", - все сразу станет на свои места. Выражения "что-то Хесус запаздывает" или "давно я не катался на Деве Марии" - никого здесь не удивляют и не возмущают. Даже если трудяги имеют неприличные прозвища, данные им улицей.

Говорят, что где-то в Центральной и Южной Америке появилась новая мода. Автобусы стали украшать скульптурой из стекловолокна. Теперь таким же образом хотят украшать общественные места и сооружения, автобусные остановки, скамейки и даже урны. Благо, что климат и менталитет живущих в Латинской Америке людей позволяют осуществить этот, не такой уж и дорогостоящий проект.

Новости партнёров