Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Россия. Ювелиры

Россия. Ювелиры

Костромская область известна своими ювелирными промыслами. Здесь нам сообщили, что еще древние мерянские племена, обитавшие в этом регионе, занимались изготовлением украшений. Украшения эти были найдены на раскопках и датируются IX-X веками. Что, впрочем, неудивительно. Очень многие найденные артефакты этой эпохи являются украшениями. Даже если раскопаны они не в Костромской области.

Первые письменные сведения о костромских ювелирах относятся к XVI веку. В переписной книге Казани среди мастеров серебряных дел встречается имя Рудака Борисова из Костромы. В 1703 г. в московской Оружейной палате взяли пробы и позволительные письма на торговлю золотыми и серебряными изделиями двадцать восемь ювелиров из Костромы.

С начала XIX века начинает бурно развиваться кустарный ювелирный промысел в селе Красном на Волге и в окрестных деревнях. В основном здесь делали дешевые женские украшения из меди, нательные кресты, цепочки. Но особой художественной ценности большинство изделий не представляло. К XX веку кустарное производство было поставлено на поток. Один уездный земский деятель тогда писал: "Недалеко то будущее, когда о красносельском промысле останется одно воспоминание… тратить какие-либо средства в этом направление значило бы оказывать поддержку заведомо гнилому предприятию". И все-таки земство сделало попытку поддержать ювелиров. В 1897 г. в Красном селе был открыт класс технического рисования, который через несколько лет был преобразован в Художественно-ремесленную мастерскую золотосеребряного дела.

И вот в конце XIX века в ювелирном деле происходит перелом. Во многом благодаря одному-единственному человеку - Иову Дерябину. Он стал первым мастером в Красном, работавшим со сканью. С его легкой руки этот вид техники - плетение ажурных узоров из тонкой проволоки - прижился здесь надолго и положил начало новому расцвету красносельского ювелирного мастерства. В начале XX века изделия из Красного продавались не только в России. Они пользовались спросом в Средней Азии, Персии, Индии, то есть в тех странах, где достаточно своих мастеров-ювелиров. С тех пор работа со сканью не прекращалась. Каждое время диктует свою тематику. И сейчас на смену социалистической символике советской эпохи снова пришли православные кресты и оклады для икон и богослужебных книг. Но сама техника производства сильно не меняется.

Начинается все с макета, который делает художник. Затем этот макет в виде развертки переносится на бумагу. Далее следует монтировка - очень трудоемкий процесс, когда множество тончайших кусочков проволоки наклеивается на металлическую или гипсовую форму. В жар-птице, например, около полутора миллионов проволочных деталей, и над ее созданием на протяжении трех месяцев трудились девять человек. Страшно подумать, сколько усилй ушло на красавицу-снегурочку. А из скольких кусочков скани она составлена, не могут сказать даже сами мастера, которые ее делали. При этом проволока обязательно должна быть однородной. В противном случае она может пострадать при обжиге. После того как изделие смонтировано, его обжигают в печи. При этом форма сгорает и остается готовая, хотя и слегка почерневшая, фигурка.

Так же, как в XIX веке, когда мастера работали почти исключительно на заказ, сегодня красносельские ювелиры ориентируются на покупателя. Красносельскую скань одобрила Московская патриархия и даже присвоила предприятию, где ее изготавливают, статус своих мастерских. Кружевные изделия из тончайшей проволоки еще с советских времен принято вручать в подарок начальникам самого разного уровня - от начальства местного масштаба до высокопоставленных заморских гостей.

Новости партнёров