Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Южная Корея. Конфуцианство

Южная Корея. Конфуцианство

Школа Сонгюнг-вана возникла в 1398 г. - во время, когда на смену буддийским учениям пришло конфуцианство. Адепты нового для Кореи учения стремились навести порядок в обществе и в государстве. Однако идея о переустройстве корейского мира привела к уничижению женщин, подобострастию подчиненных граждан перед вышестоящими чиновниками и упадку государства. А начиналось все с идеалистических мечтаний о мудром правителе и светлом будущем. Именно в это время надежд и чаяний появилась на севере Сеула первая в Корее конфуцианская школа Сонгюнг-вана.

Сегодня здесь уже не проходят занятия. А нарядных детей приводят сюда для коллективной фотографии. Это - традиция для всех первоклашек Сеула. Фотография на фоне старой конфуцианской школы - начало путешествия в мир знаний. Когда дети уйдут, школьный двор снова опустеет и лишь опавшая листва древнего дерева гинко, подгоняемая ветром, зашуршит по тихому двору. Легенда рассказывает, что когда-то, лет эдак 500 назад, на ветвях гинко вырастали зловонные плоды. Измученные вонью ученики приносили дары богам и молили об избавлении от смрада. Боги были милостивы. И в один прекрасный момент дерево перестало плодоносить. Исчезло зловоние, а вместе с ним и все прочие запахи. С тех пор как ветви дерева перестали приносить смрадные плоды, благодатная тень под развесистой кроной гинко стала лучшим местом для общения учеников с учителем. Эти беседы учили юношей, а в Сонгюнг-вана обитали только лица мужского пола, основным принципам конфуцианства. Всего этих принципов было пять. Они определяли основы отношений между людьми: между отцом и сыном, государем и подчиненным, мужем и женой, между друзьями, между стариками и молодыми. Согласно Конфуцию отношения между людьми - есть суть порядка в обществе.

Но неправильно было бы сказать, что в Сонгюнг-вана ученики довольствовались лишь беседами с мудрецами. Как-никак в этой школе готовили государственных мужей. Так что предметов было предостаточно. Учащимся преподавали этикет, музыкальную науку, стрельбу, верховую езду, каллиграфию и математику. Основные занятия проходили в центральном здании, на фасаде которого было написано "Дом высокой морали". Сегодня его двери закрыты. Но в былые времена под звуки барабана ученики Сонгюнг-вана входили в этот храм науки. "Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания" - с этими словами великого Конфуция ученики Сонгюнг-вана засыпали и просыпались.

Отношения между учениками и учителями были почтительными и с той, и с другой стороны. Ведь как учил Конфуций: "К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами". Поэтому в Сонгюнг-вана не было принято наказывать учеников. Для этого существовал свод правил самодисциплины. Нарушители этих правил сами себя подвергали истязанию. Пьедестал был своего рода лобным местом. Всякий, кто опаздывал на занятия или небрежно относился к домашним заданиям, публично подвергал себя порке бамбуковыми палками по ногам. Правда, количество ударов определял учитель. Но самыми серьезными проступками со стороны учеников считались прогулы. Посещаемость в школе проверялась лишь раз в день, перед обедом. У входа в столовую лежал журнал с именами всех учеников. Как правило, их число не превышало ста пятидесяти человек. Приходя на обед, каждый ученик рисовал напротив своего имени круг. Таких кругов должно было накопиться ровно 300. Тогда учащийся допускался к сдаче экзамена. Как правило, до этого торжественного момента доходили только 100 человек. Из них лишь 10-15 получали достойные оценки. Прочим оставалось ждать следующего года, чтобы еще раз попробовать свои силы.

Экзамен школы Сонгюнг-вана мало чем напоминает современные экзамены. Ученики вовсе не обязаны были демонстрировать свои успехи по всем предметам. Главной их задачей было - написать стихотворение на заданную тему. Считалось, что ученый муж - должен уметь размышлять, правильно формулировать свои мысли и искусно владеть каллиграфией. И отразить все эти достоинства могли лишь стихи.

Впрочем, не только ученики Сонгюнг-вана держали государственный экзамен, но и те, кто чувствовал в себе силы пройти этот нелегкий тест на образованность. А спустя время, когда конфуцианские школы появились по всей Корее, сюда стали приезжать ученики из провинциальных учебных заведений. Например, из школы Тосан, расположенной близ города Андон.

С одной стороны Тосан окружена горами, с другой - искусственным озером. После тайфуна поверхность озера выглядит малопривлекательной из-за скопившейся сели. Но, учитывая трудолюбие корейцев, можно не сомневаться, в ближайшем будущем чистота вод будет восстановлена.

Тосан выглядит более впечатляюще, чем столичная школа. Пестрые постройки, расположившиеся на террасах, тянутся к главному зданию школы - дому предков. Здесь хранятся поминальные таблички с именами выдающихся учителей конфуцианства. Наличие этого дома говорит о том, что это не просто школа, а своеобразный культурный центр для местной знати. В Корее эти заведения называют "со-вон". Их довольно часто можно встретить в разных частях страны, но Тосан, пожалуй, самая известная из них. Недаром именно она изображена на корейской купюре стоимостью 1 000 вон. Жизнь в Тосан из-за частых наездов местных благородных мужей была менее аскетичной, чем в сеульской. Образование здесь было платным. И несмотря на то что по законам школы каждый платил сколько мог, ученики были более дисциплинированными. Так что в самоистязаниях не было нужды.

Зато во внутреннем дворе имелась небольшая площадка для игры. И во время отдыха ученики состязались в меткости, забрасывая бамбуковые палки в кольца. Даже общежития Тосан выглядят более уютными и удобными, хотя ни о какой роскоши речи быть не может. Опять-таки благодаря Конфуцию, который заметил, что "благородный муж не стремиться есть досыта и жить богато".

Тосан была построена последователями конфуцианства в память о великом мудреце Ли Хане, который был учителем короля Сун Чо. Рассказывают, будто знания Ли Хана были столь велики, что никто не мог тягаться с ним в написании стихов и в поддержании мудрой беседы. Но зато если Ли Хан брался за книгу, то забывал о еде и питье на несколько дней. Основным правилом, которому всю свою жизнь следовал учитель, были слова Конфуция: "Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три". В отличие от многих своих современников Ли Хан единственный, кто не видел разницы между обучением короля и своего слуги, если и тот и другой одинаково тяготели к знаниям. Умер мудрец в возрасте 69 лет. До последних дней он продолжал выполнять физические упражнения, говоря, что человека украшает не только светлый разум, но и хорошее здоровье. Спустя 4 года после его смерти король Сончжо основал школу, которая в славе своей могла тягаться со столичной Сонгюнг-вана. А поминальная табличка с именем Ли Хана в "доме предков" стала высшей посмертной наградой. Ведь здесь мертвых почитали превыше всего и регулярные поминальные церемонии были частью школьной жизни.

Тосан - единственная из провинциальных школ, которая удостоилась чести проводить государственный экзамен. Случилось это лишь однажды, в конце XVI века. Экзамен проходил на маленьком острове, что застыл посреди озера. В низком доме собралось множество людей, чтобы написать стихи и получить государственную должность. Ведь, как говорил Конфуций: "Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года, не мечтал бы занять высокий пост". Выдержали экзамен лишь 6 человек, многие из которых впоследствии стали видными государственными мужами.

Новости партнёров