Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Южная Корея. Буддизм

Южная Корея. Буддизм

Религия жителей Южной Кореи - это сложное переплетение древних верований и современных религий и учений. Шаманизм, который на протяжении многих веков был основной верой корейцев, так и не покинул современное общество, а древние идолы и пирамиды камней все еще стоят на старых дорогах, многие из которых ведут к буддийским храмам или забытым деревням.
 
У подножья гор, неподалеку от города Андон, живет старик Ким Чжон Хонг. Трудно сказать, чего в его саду больше, деревьев или идолов. Кажется, что этими истуканами можно украсить все дороги Южной Кореи. Согласно традиции дорожные идолы, или Чанг Сан, должны иметь отвратительную наружность - ведь в их обязанности входит отпугивать злых духов и всяческие напасти. Впрочем, на взгляд Чжон Хонга, деревянные истуканы вполне симпатичны, что неудивительно. Ведь хозяин странного сада сам мастерит этих красавцев. На изготовление одного Чанг Сана уходит порядка трех-четырех дней. За основу берется сосна. Другие породы деревьев не подходят, так как не имеют должной силы в борьбе с духами зла. Работа не из легких, но она того стоит. Дорожные идолы пользуются спросом и у туристов, и у местных жителей.

Впрочем, не идолами едиными жив Чжон Хонг. В моменты особого душевного расположения он облачается в костюм буддийского монаха и развлекает гостей театральными постановками. За подобные представления он не получает ни копейки, но зато пользуется популярностью. Спектакль, который он решил продемонстрировать нам, имеет следующий смысл. Монах увлекся девушкой, точнее гейшей, в Корее их называют кисэн. Он желает поймать ее и, выкрикивая нечленораздельные возгласы, бегает за красавицей. Белая маска кисэн говорит о ее молодости и красоте. Что же касается маски монаха, то его подвижная челюсть и прищуренные глаза свидетельствуют о порочных наклонностях. Простая, по сути, сценка имеет глубокий смысл. Дело в том, что в Корее до прихода японцев буддийские монахи не имели права жениться и всячески избегали женского общества. Но когда в 1910 г. Япония аннексировала Корею, запрет на безбрачие был снят. В результате образовалось два лагеря буддийских монахов: "пику", те, что против отношений с женщинами, и "тэи-чо", поддерживающие идею брака. Оба лагеря существуют по сей день. Но сами корейцы считают, что изолированный образ жизни, одиночество и созерцание подходят монахам больше, чем семейные хлопоты.

Чтобы понять подобную строгость со стороны общества к духовным людям, достаточно заглянуть в стены буддийского монастыря. Первым на нашем пути лежал храм Тондо-са. Его история начинается в 646 г. и связана с именем учителя Ча Джана - одного из основных проповедников буддизма в Корее. Храм Тондо-са всегда открыт для паломников. В его массивных воротах застыли огромные статуи-стражники, символизирующие стороны света и достоинства, которыми должен обладать каждый, кто входит на территорию храма. Север держит в руке ступу - это ум, Юг вырвал у дракона душу - это способности, Восток сжимает меч, готовый покарать и защитить, Запад - извлекает из струн слова Будды, которые слышны далеко за пределами храма. Многие посетители Тондо-са не решаются пройти чрез эти врата, обходя их стороной, скорее из уважения, чем из страха перед грозными стражами. Женщины-паломницы одеты в широкие штаны-шаравары. Это все равно, что платок в православном храме. Правда, в современной Корее штаны надевают в основном люди старшего поколения или дамы из глубинки.

На территории Тондо-са несколько храмов, каждый имеет свое предназначение. Справа от входа пагода с разными инструментами. Колокол созывает монахов на молитву. Но его звуки слышны по всей округе и каждый, до кого они доносятся, очищает свою душу, вспоминая о Будде. Барабан звучит для животных. Барабан в форме рыбы, соответственно, для рыб, а в форме облака - для птиц. В общем, все земные твари думают о Будде, когда в Тондо-са призывают к молитве. Паломники, приходящие в Тондо-са по очереди, обходят все строения комплекса. В Храме "Дом Бога" просят защиты от невзгод. В "Храме Рая Господня" очищают душу. Ведь внутри каждого человека есть свой рай и ад. Здесь ищут свой собственный рай внутри себя. В "Храме Здоровья" молят об избавлении от недугов.

Главный храм комплекса Тондо-са слышит все молитвы, здесь просто разговаривают с Буддой Шакьямуни. Впрочем, статуи Шакьямуни в храме нет, и это не совсем обычно. Необычна и история основателя Храма. Учитель Ча Чжан был из аристократической семьи, имел жену и детей, но в один прекрасный день покинул свое семейство и отправился на поиски истины. Долгое время он жил в отшельничестве, пока не прослышал о его мужестве император и не издал указ о высоком назначении Ча Чжана. Однако императорский гонец вернулся от отшельника с отказом. Разгневался император и издал новый указ, грозя казнить ретивого аскета, если тот не согласится занять высокий пост при дворе. "Я лучше проживу один день, почитая Будду, чем сотни лет, изменяя ему", - ответил Ча Чжан. Император смилостивился и позволил отшельнику жить, как тот пожелает. Но Ча Чжан не удовольствовался уединением и отправился в Китай пополнить свои знания. Долго он учился, пока не встретил мудреца, который посоветовал ему вернуться домой и построить храм на озере. Так и поступил Ча Чжан. Вернулся, нашел озеро, а в нем девять драконов. Семеро сами ушли, как только увидели Ча Чжана. Одного он на силу выгнал. Дракон так бежал, что потерял душу, которая превратилась в высокие горы. Последний дракон попросил построить маленький прудик, за что обязался защищать храм. Если верить легенде, дракон до сих пор охраняет храм Тондо-са. А охранять есть что. Когда Ча Чжан вернулся из Китая, принес он с собой кости и зубы Будды и сложил эти ценности в храмовой ступе на алмазной платформе. Оттого и нет в Храме статуи Будды, поскольку здесь присутствуют частички бога.

Чужестранцев в этот храм не пускают, так что придется верить легенде и юному монаху Хебо, который рассказал нам эту историю. Имя Хебо он получил после пострига и в этот самый момент отрекся от всего мирского. От друзей, от родителей, с которыми не имеет права видеться. Теперь его жизнь - это молитва три раза в день, созерцание и общение с учителем. Если он будет недостаточно усерден в учебе и молитвах, заслужит наказание - три тысячи поклонов Будде или чтение священных писаний днем и ночью, не смыкая глаз, на протяжении нескольких суток. Впрочем, как мы убедились, законы Тондо-са куда менее строгие, чем законы другого Храма - Сонгван-са.

В Сонгван-са туристов не в пример меньше. Да и место более уединенное и не такое помпезное. Монахи здесь лишь встречают посетителей, а потом укрываются в недрах монастыря, им на смену приходят специальные служители, которые рассказывают историю комплекса. В 1197 г. учитель Чинул, создавший коммуну Медитации и Мудрости, нашел на горе Сонгван остатки старого храма Килсан-са. Храм был небольшим, но, по мнению учителя, "место было уединенным, земля плодородной, леса обильными. Все было словно специально создано для совершенствования души и разума". В том же году Чинул вместе с коммуной перебрался в новое место. Здесь он услышал откровение и понял, как надо учить своих последователей и к каким целям стремиться. Он сформулировал учение о трех приближениях, согласно которым надо было созерцать мир, сохранять душевное равновесие, верить и понимать и тогда наступит внезапное просветление.

Эти правила до сих пор соблюдаются в Сонгван-са. А образ жизни обитателей монастыря действительно заслуживает уважения. Монахи здесь просыпаются среди ночи, пока сознание находится на рубеже света и тьмы. Под звуки чукпи - бамбуковой трещотки - отправляются в зал медитации. Сидят спиной друг к другу. Тот, кто заснул, получает по спине бамбуковой палкой. В три ночи снова звучит чукпи - монахи обходят храмовый комплекс и возвращаются на медитацию. В четыре утра звук трещотки возвещает об утренних процедурах - умывании. Три громких хлопка чукпи - три поклона Будде, и новый день медитаций начался. Прерываются монахи лишь на завтрак, обед и ужин. В банные дни, которые устраиваются раз в две недели, режим монахов несколько меняется. Эти дни проходят в беседах с учителем, который рассказывает о деяниях святых и анекдоты из жизни монастыря. Правда, в существование оных, учитывая образ жизни монахов, верится с трудом. Таким образом, монахи Сонгван-са постигают великую мудрость и стремятся к просветлению, как завещал великий учитель Чинул. Легенда рассказывает, что когда Чинул умер, то и через семь дней его лицо не изменило цвет, а тело не подверглось тлению. Волосы и борода продолжали расти, как если бы он был жив. Когда же его тело кремировали, то кости светились пятью цветами и тридцать больших "сари" осталось в костровище. "Сари" - это шарики, которые остаются после сожжения святых. Эти сари хранятся в стенах монастыря как самое большое сокровище.

"Здесь мир, как мечта. Никто не знает, что такое сегодня и что - вчера. И только воды неизменно бегут лицом к горам", - написал один из монахов Сонгван-са. Может быть, поэтому, приезжая сюда, люди оставляют пожелания на черепицах. Когда придет пора подновить крыши монастырских построек, черепицы с пожеланиями лягут на место прохудившихся и мысли монахов, поднимаясь вверх, понесут вслед за собой надежды всех, кто оставил свои послания в стенах Сонгван-са. 

Новости партнёров