Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Италия. Гондолы

Италия. Гондолы

Образ Венеции совершенно немыслим без гондолы. Кстати, здесь это слово произносят с ударением на первом слоге. Сейчас это преимущественно туристическое развлечение, причем весьма недешевое. Но когда-то все было иначе. Улицы города столь тесны и так часто пересекаются горбатыми мостиками, что проехать по ним невозможно. К тому же многие дома вообще не имеют выходов на улицу, в них можно попасть только с воды. И потому жители Венеции были просто вынуждены пользоваться водным транспортом. Уже в XI веке горожане плавали на длинных лодках своеобразной конструкции. Раньше гондолы были разных размеров, разных цветов, и многие из них были богато изукрашены. Но в XVIII веке в целях борьбы с расточительностью городские власти ввели закон, согласно которому все гондолы должны были соответствовать определенным стандартам.

Отныне им предписывалось быть обязательно черными и одного размера: длина - 11 метров, ширина - один метр сорок сантиметров. Вес гондолы - около шестисот килограммов. При этом ею легко управляет один человек при помощи только одного весла. Гондола - плоскодонное судно и имеет несимметричную форму. Ее левый бок шире правого на 24 см., таким образом, гондола всегда находится в несколько наклоненном состоянии. Нос украшен железным навершием - Ferro, - имеющим форму шапки дожа. Впрочем, ферро не только украшение. Это самая высокая часть гондолы, и по ней понятно, сможет ли все суденышко пройти под каким-нибудь особо низким мостиком. Сегодня горожане также пользуются только водным транспортам, но на смену гондолам пришли маленькие пароходики - вапоретто и катера. А гондольеров, которых в XVIII веке было около 14 тысяч, сейчас осталось не более пятисот.

Неудивительно поэтому, что в Венеции осталась лишь одна мастерская по изготовлению и ремонту гондол. Она находится на кампо Сан-Тровазо. Нельзя сказать, что работа здесь так и кипит. Но прибыль мастера, видимо, все же получают. Ведь изготовление гондол - редкий ручной труд. Для него используется девять разных пород деревьев, причем лодка собирается из 280 отдельных частей. Время изготовления одной гондолы - три года, а ее стоимость - 30 тысяч долларов.

Кстати, мастерская находится у весьма примечательной церкви. В церкви Сан-Тровазо - два входа и, соответственно, два фасада. Дело в том, что ее прихожане относились к двум враждующим партиям - николотти и кастеллани - и потому не могли войти в одни двери без драки. Впрочем, они все же находили место, где свести счеты, и регулярно встречались на понте Пуньи - мосту Кулаков. Здесь разгорались страшные битвы. И хотя дрались исключительно врукопашную, не обходилось без смертельного исхода. Кастеллани были жителями прихода Сан-Пьетро-ди-Кастелло, старейшего венецианского собора, бывшего кафедральным до того, как эти функции официально перешли к Сан-Марко. А николотти жили вокруг церкви Сан-Никколо-деи-Медиколи, что переводится как Святой Николай бродяг, и не случайно. Николотти были чернью, низшим слоем населения Венеции, но при этом довольно влиятельным. У них даже был свой выборный правитель - "дож оборванцев". Каждый год "дож оборванцев" со своей свитой отправлялся на площадь Сан-Марко, где его приветствовали дож Венеции и Сенат. А колонна с крылатым львом у церкви Сан-Никколо символизировал независимость района николотти.

С николотти старались не портить отношений, чтобы они ограничивали свою власть окраиной Венеции и не безобразничали в торговом центре города - на мосту Риальто и прилегающим к нему улицам. Мост Риальто был центром венецианской торговли, а значит, и всй средиземноморской, которая зависела от Венеции. Это один из старейших мостов Европы. Раньше он был деревянным и, естественно, страдал от многочисленных пожаров. В XV веке Риальто обрушился под тяжестью толпы, которая собралась посмотреть на регату в честь правителя города Феррары, погибло множество людей. И в XVI веке мост наконец перестроили и заменили на каменный. Еще сто лет назад здесь висела табличка: "Плевать в купающихся запрещено". А купальщики здесь действительно были. И непростые. Например, по каналу Гранде - большому каналу - плавал лорд Байрон, который вообще был большим любителем плавания. Сейчас в каналах никто не купается, они все же грязноваты. Хотя для борьбы с загрязнением вод и для сохранения хрупкой и нежной архитектуры Венеции здесь запрещено любое топливо, кроме дизельного, и существуют очень строгие ограничения скорости. Ограничения, впрочем, не распространяются на полицию и другие экстренные службы. И полицейские радостно пользуются своим преимуществом, оглашая воем сирены молчаливые стены дворцов и тихие воды каналов.

Новости партнёров