Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Южная Корея. Храмы Шиллы

Южная Корея. Храмы Шиллы

Все исторические ценности в Южной Корее, такие как храмы, замки или монастыри, занесены в специальный список. Под номером один в этом почетном регистре значится монастырь Царства Будды, или, как это звучит на корейском языке, - Пульгукса. Чем же заслужил этот монастырь такое почетное положение? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории и мифологии. Она, кстати, в Корее так богата всякими ужасными историями, что порой волосы встают дыбом от ужаса.

Чего только, например, стоит история колокола Эмилле, который 35-й правитель королевства Шилла Кьйондок повелел отлить в честь своего отца - великого короля Сондока. Но работа не заладилась. Лучшие мастера не могли добиться от колокола нужного тембра. К тому же он постоянно трескался. Кьйондок так и не добился своего, а за дело взялся его сын - Хьегонг. В конце концов он сделал то, чего не смог сделать отец, но какой ценой? Один из монахов рассказал, что увидел во сне нужный рецепт: дракону - покровителю кузнечного горна - нужно принести в жертву невинного ребенка. Что и было исполнено. Монахи силой забрали у матери дочку, на которую пал выбор, и бросили ее в расплавленную бронзу. Готовый колокол обрел удивительно мелодичный и печальный голос. Некоторые даже слышали в нем плач девочки, зовущей мать: "Эмиллех!", что на старокорейском языке значит "мама".

Эта ужасная история произошла в 771 г., во время расцвета королевства Шилла. И именно в это время подходило к концу строительство комплекса Пульгукса. Поводом для его создания послужила другая легенда, правда, не столь кровожадная. На этот раз все было в высшей степени пронизано добрыми помыслами. Дело в том, что премьер-министр Шиллы, причем сын премьер-министра в предыдущей жизни был также сыном бедной вдовы. Будучи при этом благочестивым буддистом, в своей следующей жизни он переродился в более выгодном социальном статусе. То есть как раз стал сыном королевского премьера. Откуда это стало известно, история умалчивает, но для буддизма - это обычное дело. Отдав на благо отечества пять лет жизни, он, наконец, решил построить монастырь, дабы почтить своих нынешних родителей. Им-то и стал Пульгукса. Но предки из предыдущей жизни также не были забыты добропорядочным государственным мужем. В честь них он повелевает возвести другой шедевр корейской культуры - пещерный храм Соккурам. Так что уникальность этих двух объектов не только в их древности, красоте и тому подобных вещах, а еще и в парадоксальности самой идеи их появления. Они были возведены сыном в честь двух своих отцов и двух матерей. Причем не каких-нибудь приемных или двоюродных, а самых что ни на есть родных, правда, из разных жизней.

Пещерный храм Соккурам был поставлен на вершине горы Тохамсан. Практически с момента основания Шиллы она считалась священной, поскольку непреодолимой преградой становилась на пути любых захватчиков. К сожалению, подходящей пещеры на вершине не было, и тогда ее решили создать искусственно. В этом-то и кроется главное отличие Соккурама от многих пещерных храмов Востока. То есть изначально здесь никакой пещеры не было. Она была сооружена по проекту архитекторов специально для статуи Будды, обращенной лицом к Востоку. Между прочим, это единственный в Восточной Азии пещерный Храм, где статуя учителя находится точно в центре. Как мы уже отметили, Соккурам находится высоко на горе. Близость к облакам также должна была символизировать родство человека со своими мифическими прародителями.

Пульгукса, поскольку был посвящен вполне конкретным земным людям, несколько более прост или, скажем, традиционен по архитектурному замыслу, но зато более богат и пышен. После завершения строительства комплекс монастыря насчитывал около восьмидесяти зданий. К несчастью, большая часть их была уничтожена японскими захватчиками в конце XVI века. Тогда казалось, что монастырь погиб навсегда. Но, несмотря на сложность задачи, корейцы решили воссоздать древнюю святыню. Правда, повторное строительство такого грандиозного комплекса оказалось все-таки непосильной задачей. Реконструировать смогли далеко не все. Так или иначе, но главные восемь зданий были заботливо восстановлены через некоторое время после изгнания интервентов. По ним теперь вполне можно представить, как красив был Пульгукса во времена своего расцвета.

Из всех построек монастыря Царства Будды наиболее необычны, пожалуй, две небольшие ступы во внутреннем дворе. Ступа множества сокровищ - "Тапотап" символизирует инь, то есть мужское начало. Ее форма насквозь пронизана символикой и, без преувеличения, уникальна. Лотос наверху означает духовное совершенство. Под ним - путь, проповедуемый Буддой. Еще ниже четыре столпа - четыре добродетели Будды. И, наконец, в основании всей конструкции квадратный цоколь, представляющий человека.

Вторая ступа Соккатап представляет женское начало - янь. Она более проста по своей символике, но зато более элегантна. Между прочим, с постройкой этих ступ связана еще одна трагическая легенда. Говорят, что Асаньо - жена архитектора Асадала, занимавшегося постройкой, увидела отражение одной ступы в озере и приняла его за женщину. Женщина решила, что муж ей изменяет, и с горя утопилась в пруду. Когда же Асадал узнал об этом, то воскликнул: "Я потерял мою любовь из-за моего искусства. Без нее все это бесполезно", - и тоже бросился в мутные воды сумрачного озера. В общем, все умерли. Так что мы теперь вполне можем сказать, что две оригинальные ступы во внутреннем дворе изумительного буддийского храма Пульгукса эпохи Шилла в Кенджу - это памятники ничем не оправданной разрушительной ревности и безумной, всепоглощающей любви.

Новости партнёров