Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Австралия. Аборигены

Австралия. Аборигены

Утверждение, что Австралия была открыта в XVIII веке, верно лишь наполовину. Естественно, великий капитан Кук открыл эту землю для Европы, и в первую очередь для Великобритании. Но нельзя забывать, что он же обнаружил там коренное население - аборигенов. Они, правда, на протяжении последних сорока тысяч лет ничуточки не изменились и находились практически в том самом состоянии, в каком пребывали в самом начале своей истории. Нет никакого сомнения в том, что если бы европейцы не потревожили их наивное существование, то оно могло бы продолжаться в таком виде бесконечно долго. Впрочем, оно и продолжается сейчас во многих местах этого удивительного континента, и в первую очередь в засушливом пустынном и одновременно магическом Аутбеке - сердце аборигенской Австралии.

Здесь находится знаменитая скала Улуру, главная святыня всех аборигенов. По мнению ученых, огромная красная скала высотой 348 метров находится здесь уже около шести миллионов лет. По мнению аборигенов - гораздо дольше. Они считают, что этот монолит появился здесь еще до "вечного периода сновидений", основного культового понятия местного населения. На самом деле, это достаточно вольный перевод. В разных племенах на разных диалектах, количество которых в Австралии доходит до шести тысяч, это понятие может звучать по-разному: нгарунггами, дьюгуба, унзуд, бугари, алдьеринга и так далее. Все это тем не менее означает одно и то же. Приблизительно это можно обозначить как параллельный нематериальный мир духов и мифических предков, который существовал всегда и который раз и навсегда заложил основы поведения человека. Все без исключения на этой земле наполнено духовной силой и связывается с человеком в единый родственно-мифологический узел.

Скала Улуру, или Айерс-Рок, как ее называли европейцы, занимает ключевое место в этой системе мирозданья. Она - ключ, или, скорее, дверь между мирами. В ее причудливых пещерах аборигены веками совершали свои обряды. И сегодня отношение местного населения к Улуру ничуть не поменялось. Ни один абориген, в отличие от белых, не осмелится подняться на ее вершину, или, еще хуже, отколоть и увезти от нее маленький кусочек. Это считается страшным святотатством, которое может навлечь на человека гнев духов или предков из того самого "вечного периода сновидений". Между прочим, некоторые загадочные случаи с нечестивыми туристами подтверждают, что во многом аборигены правы. Улуру обладает некой не поддающейся научному пониманию силой.

Может быть, обладая этим высшим знанием, аборигены как раз и не стремились к прогрессу. Все, что им необходима для жизни, было давным-давно изобретено предками и не требовало какого-либо усовершенствования. Судите сами: для охоты на птиц и кенгуру предки изобрели копья и бумеранги. Несмотря на кажущуюся простоту, справиться с бумерангом не так то просто. В этом можно убедиться на собственном опыте. В местечке Тжапукай на восточном побережье, недалеко от Кернса, аборигены воссоздали некое подобие традиционного парка, где каждый белый может попробовать себя в обращении с исконным оружием автохтонного населения и, естественно, поближе познакомиться с их фантастической культурой.

На самом деле, бумеранги бывают двух видов: тяжелые для охоты на кенгуру - они не возвращаются, и легкие - для охоты на птиц. Вот они-то как раз и вызывают наибольший интерес у публики, поскольку, описав хитроумную дугу, возвращаются туда, откуда их бросили. Говоря научным языком, чтобы точно рассчитать траекторию полета, бумеранг нужно бросить под углом в тридцать градусов к сиюминутно дующему ветру. Только тогда вы сможете понять, куда он полетит. В противном случае, он, конечно, может вернуться, но полет его будет абсолютно непредсказуем. Кстати, неумелый бросок вполне может привести к удару по собственной голове. Скорость полета бумеранга - до восьмидесяти километров в час, так что это может привести к весьма печальным последствиям.

Не менее интересны аборигенские копья, которые бросают не просто, держа рукой за древко, а, используя принцип рычага. Дополнительное ускорение копью придается специальной палкой с крючком на конце. Вот этот крючок, как раз, и упирается в торцевую часть копья.

Есть у аборигенов свои средства связи и музыкальные инструменты. Например, известная всему миру по фильму "Данди крокодил" трещотка "балрорер" - небольшая овальная пластина, издающая при вращении стрекочущие звуки, или диджериду, предмет, который порой производит неизгладимое впечатление на неподготовленного туриста. Это происходит благодаря особому завораживающему звучанию. Веками ритуальные танцы и обряды сопровождались магическими звуками диджериду. Они как нельзя лучше соответствуют тотемическому миропониманию аборигенов. Суть его в том, что человек - часть природы и не имеет коренных отличий от других ее составляющих.

Особое звучание диджериду придает материал, из которого он сделан, - изъеденное термитами эвкалиптовое дерево. Но на самом деле секрет в другом. Один из аборигенов на наших глазах сыграл классическую мелодию на куске обыкновенной водопроводной трубы. Так что расписанный ритуальными сценами внушительный кусок дерева - лишь резонатор, хотя и несущий символическое значение. Все дело в особом круговом или непрерывном дыхании, овладеть которым без продолжительных и упорных тренировок невозможно. Человеческие легкие - вот главный инструмент.

Аборигены, действительно, веками существовали в гармонии с природой. Они могли жить там, где жить невозможно, добывать воду в самых засушливых местах, а пропитание там, где любой белый не продержался бы и нескольких дней. Когда капитан Кук причалил к берегам Австралии, количество аборигенов доходило до полумиллиона человек. Сегодня эта цифра гораздо меньше. Знакомство с благами западной цивилизации не прошло безболезненно. Годы совместного проживания губительно сказались на коренных жителях этого континента. Долго их вообще не считали за людей. Как это ни удивительно, но представители одной из самых древних и консервативных цивилизаций на земле получили гражданство только в 1967 г.

Естественно, аборигены могли бы веками жить так, как они жили всегда. Но вот вопрос, так ли важна эта древность, если завтрашний день ничем не отличается от такого же дня, но только десять тысяч лет назад? И есть ли в такой убогой, почти животной жизни хоть какой-то смысл? Ответить на этот вопрос мы не беремся, тем более, что он, порой, встает не только перед австралийскими аборигенами.

Новости партнёров