Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<январь>

Путеводители

Растаманы

Растаманы

Первые миссионеры, прибывшие на Карибские острова, сразу попытались увлечь чернокожее население поучительными историями из Библии. В Священном писании грамотные рабы нашли рассказ об избранном народе, попавшем в рабство к вавилонянам. Благодаря божественному вмешательству народ смог спастись. Эту историю рабы восприняли как свою собственную. Священное писание вселило в них уверенность, что Бог не признал правоту белых рабовладельцев, "вавилонян". Триумф их мог быть только временным. Всем же чернокожим суждено вернуться из рабства на землю обетованную, то есть в Эфиопию, под которой подразумевалась вся Африка.

С отменой рабства плантации обезлюдели. Вчерашние невольники сочли плату за свободный труд мизерной. Хозяева начали завозить на острова индийцев и китайцев. Чернокожие остались не удел. Они селились в стороне от других этнических общин, занимали заброшенные земли, строили новые деревни и вспоминали о далекой "маме-Африке", где они были когда-то свободны и счастливы. Многие верили, что 31 декабря 1920 г. состоится великое возвращение народа на Черный континент. Океанские воды расступятся, и все желающие смогут дойти до далекой Африки по суше. Библейское чудо, к сожалению, не повторилось.

Вскоре у карибских африканцев появилась новая надежда на ордена Эфиопии. Некий Натаниэл Хибберт вложил в уста черного лидера Маркуса Гарви следующие слова: "Обратите взоры к Африке. Там будет коронован чернокожий царь, который приведет народ к избавлению".

В 30-х гг. в Эфиопии правил царь царей, Господь господствующих, лев от колена Иудина, потомок Соломона, Давида и царицы Савской. До коронации его звали Рас Тафари, после - Хайле Силассие, что значит "всеобщий исход с островов". В нем-то жители Антильских островов и увидели долгожданного мессию, который вернет их на обетованную землю. Тех, кто принимал учение о божественной сущности Хайле Силассие, объявляли избранными.

Важным орудием нового культа стала конопля. Плантаторы везли ее на остров целыми кораблями. Траву богини Кали в свободное от работы время курили индусы, не забывая при этом общаться с богом Шивой. Ему молились на хинди, восклицая "джай!" Растаманы восприняли это как одно из имен Бога. Кроме того, они переняли у индусов курение конопли, жизнь в ашрамах, то есть в религиозных общинах, молитвы на хинди, вегетарианство и безбрачие. Отличить последователя культа от обычного гражданина можно было по длинным волосам, заплетенным в косы, дрэдлокс.

В 60-х гг. символом растафарианства стали наябинги (непримиримые), которые утверждали превосходство черных над белыми и метисами. Эти расисты бросили тень на законопослушных растаманов. Власти стали преследовать всех, кто носил дрэды. Несчастных бросали в тюрьмы, пытали, привязывали за волосы к автомобилю и тащили по улицам, насильно стригли. Островитяне, напуганные разгулом жестокости, побежали в Африку. После прекращения репрессий поток беженцев иссяк. Более того, они стали возвращаться обратно. Видимо, обетованная земля не показалась им такой уж обетованной.

В середине 60-х начал приобретать популярность музыкальный стиль рэггей. Его звезды переняли у растаманов свой сценический имидж, прежде всего колтуны на голове. Быть "раста" стало престижно. Никто не имел права преследовать их, только за то, что они курили марихуану и носили странную прическу. Суперзвезда рэггей Боб Марли черпал вдохновение в культе растафари. Многие считали певца пророком. И не без основания. Одну из речей императора Хайле Силассие он положил на музыку. Так слова мессии были услышаны во всем мире, а у культа появились тысячи новых последователей.

Корни модного стиля рэггей уходят в традиционное искусство ритмической декламации под музыку. Так островитяне лучше воспринимали слова проповедей. На их основе писались духовные гимны, которые исполнялись под аккомпанемент стил-пана. Этот нехитрый инструмент делают из обычной нефтяной бочки. Дивные звуки, извлекаемые из нее, легли в основу стиля калипсо, широко распространенного на островах Карибского моря. Для местных жителей он так же значим, как рок для европейцев или рэггей для ямайцев.

Всеобщее карибское признание этот стиль получил после второй мировой войны, когда исполнители стали петь не религиозные гимны, а песни о местных событиях, о сплетнях и слухах и, конечно же, о любви. Всемирную известность чуду-барабану принес Жан-Мишель Жар, который использовал его во время открытого шоу в Париже.

Осенью для музыкантов, исполняющих калипсо, наступает ответственная пора - пора фестивалей, на которых каждый коллектив защищает честь своей маленькой родины.

Подготовка к фестивалю следующего года начинается сразу после завершения фестиваля года нынешнего. Так не будем же мешать этим юным дарованиям, играющим без нот, на слух.

Новости партнёров