Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Африканские обряды

Африканские обряды

Пожалуй, нигде в мире нет такого конфессионального многообразия, как на островах Карибского моря. Здесь мирно сосуществуют иудеи и мусульмане. В соборах, принадлежащих церквям самого разнообразного толка, проводят службы англиканские и католические священники, методисты и баптисты, адвентисты седьмого дня, назореи и последователи церкви Христа. Здесь действуют Армия Спасения и последователи научного христианства.

Особняком от этого религиозного соцветия стали местные культы, которые чернокожее население исповедывало с самого начала колониальной эксплуатации Антильских островов. Самым распространенным из них был культ обеа.

Главными действующими лицами обеа чаще всего являлись колдуньи, женщины почтенного возраста. На островах их называли по-разному: лугару, сукуян, асема. В обмен на магические способности жрица ежедневно должна была приносить в жертву немного подогретой крови. Чтобы раздобыть ее, она по ночам, сняв кожу, вылетала из дома в виде раскаленного шара, излучавшего голубоватое свечение. Чтобы заполучить слугу, ведьма откапывала мертвеца, отрезала ему язык и вкручивала в голову деревянный колышек. Молчаливый зомби убивал гвоздем, предварительно загипнотизировав жертву.

Если ведьма обнаруживала себя, то ее, как правило, убивали. Чтобы избежать предсмертных проклятий, язык обеавумэн прикалывали к подбородку колючкой. Тело колдуньи бросали в чащу на растерзание зверям и злобным существам, напоминающим гуманоидов с железными зубами. Они любили сидеть на ветвях, свесив крючковатые ноги. Ими они ловили всех, кто проходил мимо. Эти суеверия, конечно же, смешны, но в лесу мы старались не задерживаться.

Ведьму, умершую со своей тайной, хоронили, как обычного человека, на кладбище, не расчленяя. В результате она могла выбираться из могилы через отверстие, соединявшее гроб с поверхностью. Колдунья, приняв облик крысы или летучей мыши, отправлялась в заброшенное помещение. Желательно туда, где произошло убийство, а лучше самоубийство. Здесь она выходила из тела и улетала на ночные шабаши. Если обеавумэн не могла найти подходящую кровь, то довольствовалась соком фруктов и овощей.

Ведьмы были не единственной нечистью на островах. От французов негры усвоили, что рядом с ними живут инкубы и суккубы, принуждавшие людей во сне совершать развратные действия. Первые приходили к женщинам, вторые - к мужчинам. Фома Аквинский еще в XIII веке полагал, что во время таких соитий зачинались сыновья дьявола, ибо суккубы могли переносить сперму от мужчин к женщинам.

Старики рассказывают, что все эти чудеса еще двадцать лет назад никто не считал пустым вымыслом. В восьмидесятых католическая церковь признавала, что у нее под боком живет и процветает культ африканского бога Шанго, по сути - культ дьявола. Сегодня, во времена тотального неверия, люди, населяющие острова, разочаровались и в языческой практике. Однако кое-какие признаки говорят о том, что если древние боги и ушли из этих мест, то не навсегда.

Сегодня древний культ напоминает жителям о вполне реальных силах, окружающих их в повседневной жизни. Верования негритянского населения претерпевали влияние многочисленных культов, приплывших с рабами из Западной Африки, вестиндского культа карибов и европейских суеверий.

В 1973 г. отец Чарльз Джесс писал: "Сегодня мы не живем в условиях племенных отношений, в условиях старых и очаровательных фольклорных преданий. Сегодня мы имеем под боком языческий культ Шанго. Это культ дьявола".

Через двадцать лет монсеньор Патрик Антони писал, что сегодня жрецы объясняют собравшимся на церемонию поклонения, что она посвящена католическому богу, так как бог един для всех и не важно как именно его почитают. Те, в свою очередь, от такого безверия, видимо, утратили силу и могущество. Отдельные энтузиасты пытаются восстановить идолопоклонство и практику негритянских культов.

Новости партнёров