Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Казахстан. Кочевая жизнь

Казахстан. Кочевая жизнь

Казахастан – огромная страна. Из бывших республик Советского союза она вторая по площади после России. На просторах этой страны можно свободно разместить семь крупнейших государств Европы: Францию, Испанию, Швецию, Германию, Финляндию, Италию и Великобританию. Республика расположена на стыке Европы и Азии.

Географический центр европейско-азиатского субконтинента находится именно в Казахстане — в районе бывшего Семипалатинского атомного полигона. Большую часть страны занимают степи. Но есть здесь и несколько крупных горных массивов - южные цепи Алтая, хребты Джунгарского Алатау, Северного и Западного Тянь-Шаня, Заилийского Алатау

Новая столица Казахстана — Астана — строится посреди продуваемой всеми ветрами степи. Пока здесь не слишком уютно — повсюду котлованы, голый бетон, арматура. Но скоро массовое строительство завершится, подрастут тысячи высаженных здесь деревьев и облик Астаны изменится до неузнаваемости. Она превратится в современный, утопающий в зелени город.

В смысле природы старой столице республики Алма-Ате повезло гораздо больше — она со всех сторон окружена дивной красоты горами. Живет этот город вполне современной жизнью. Люди одеваются в соответствии с европейской модой, у молодежи развлечения те же, что у московской или, к примеру, лондонской.

Кроме характерной внешности большинства горожан да стоящих кое-где мечетей ничто здесь не напоминает о том, что это Восток. Университеты, театры, супермаркеты — все атрибуты большого современного города налицо. Ну разве что на улицах Алма-Аты пока еще много, особенно если сравнивать с Москвой,  российских машин и относительно мало иномарок.

Город, конечно, место для проживание удобное, но один безусловный недостаток у него имеется — он нивелирует все национальные особенности. А ведь уклад и традиции казахов по-настоящему самобытны.

Впрочем, горожане далеко не все утратили связь с традицией. Юрта рядом с городским коттеджем здесь не редкость. Обычно ее используют как летнюю кухню или беседку.

На селе, конечно, следы прежней патриархальной жизни гораздо заметнее. Здесь еще поют народные песни, справляют праздники по обычаям предков, занимаются традиционными ремеслами.

Интерес к своему прошлому у казахов сегодня очень велик. Поэтому так популярны в республике ансамбли народного искусства.

Выступают они и в концертных залах, и на открытых площадках. В частности, в Тургеньском ущелье — одном из любимейших мест отдыха алмаатинцев. Здесь можно половить рыбу, покататься на лошадях, просто подышать горным воздухом.

Принять участие в традиционной казахской забаве — охоте с беркутом, мне, конечно, удалось только в качестве зрителя. Огромная птица на руке у одетого в традиционный костюм всадника выглядит вполне мирной. Но это до тех пор, пока с глаз у нее не снимут мешочек и она не взмоет ввысь. Правда, летать в такую сырую погоду, как сегодня, беркут особой охоты не проявил.

Более крупных зверей — лис и волков — охотники травят собаками. Нам показали, как гончих натаскивают на лисью шкурку. Тут главное не давать своре приблизиться к условному зверю, иначе они сразу раскусят обман и потеряют к игре интерес.

Гончие в Казахстане особенные. Марко Поло привез их из своих странствий по Великому шелковому пути. Благодаря ему они стали очень популярны в средневековой Европе.

В ущелье, на фоне прекрасных гор, стоит новенькое ранчо в стиле «дикий Запад». Хотя в данном случае, наверное, правильнее говорить «дикий Восток». А рядом - все та же казахская юрта. Это традиционное жилище кочевника собирается и разбирается за несколько часов. Рисунки на войлоке юрты наносятся не какие придется. Самый распространенный мотив – стилизованные бараньи рога. Они должны привлечь в дом богатство, ведь скот всегда был главным достоянием кочевника. У входа в юрту ставят и вешают обереги, а на створках двери рисуют охранные знаки.

Каждый рисунок на двери юрты имеет свое значение. На двери этой юрты изображена сова. Она охраняет обитателей от сглаза.

В юрте тепло, даже когда на улице тридцатиградусный мороз с ветром. И в общем, гораздо уютнее, чем я думала. Вся она наполнена символами — Ведь для кочевника юрта — модель мироздания. Купол символизирует небесный свод, свисающие с потолка кисти — звезды, тканые полосы на своде — Млечный Путь, а ковры — тучные пастбища.

Юрта является полноправным участником энографического ансамбля, который называется очень трогательно — «Белые бабушки». Не все бабушки были в белом, но цветные наряды женщинам тоже очень шли. Начали они с приветственной песни, которой родители невесты встречают у дверей приехавших свататься родственников жениха. Внутри юрты дорогих гостей ждало угощение. Оно, к моему удивлению, оказалось не бутафорским, а самым что ни на есть настоящим.

У казахов много обрядов связано с рождением и взрослением ребенка. Они считают, что судьба человека определяется в раннем детстве. И, значит, именно в это время надо с помощью магии сделать так, чтобы добрые силы  покровительствовали ему всю жизнь. А злые, наоборот, держались подальше.

Белые бабушки показали нам обряд укладывания младенца в колыбель — бесик той. Его устраивают на третий день после рождения. По поверью, раньше этого срока младенца класть в колыбель нельзя — духи могут подменить его уродом. Обряд сопровождается магической песней «бесик жыры» — она отпугивает злые силы. Важная роль в обряде отводится «киндик шеше» — пожилой женщине, которая во время родов перерезала пуповину.

На сороковой день после рождения ребенка снова устраивают праздник. Надо ли говорить, что он сопровождается обильным застольем и музыкой. В юрте собираются в основном женщины. Они поют обрядовые песни, в конце каждая получает какой-нибудь подарок. Мне подарили красивый платочек

Ребенок подрастает, учится делать первые шаги. Тут подходит время обряда тусаукесер — освобождение от пут. Ножки малыша обвязывают пестрым шнурком который затем перерезают. Веревку разрезают, чтобы эта девочка прочно стояла на ногах, как в прямом, так и в переносном смысле.

Песня, которую исполняют женщины перед тем, как разрезать путы, — это напутствие. Ребенку желают не бояться трудностей, уверенно идти по жизни, хранить свою честь и честь рода.

Этапы взросления мальчика, превращения его в мужчину, обставлялись множеством обрядов. Один из них — обрезание. Этнографы считают, что в Казахстане эта традиция восходит к древним, домусульманским  временам. Однако после принятия казахами ислама обрезание стало восприниматься как чисто религиозный обряд. Его обычно устраивает на четвертом, шестом или восьмом году жизни. Ребенка наряжают в платье взрослого мужчины.

В празднике — он называется сундет той — принимает участие вся семья, хотя раньше он был чисто мужской. Когда-то крайнюю плоть отсекал мулла или уважаемый в селении старик. Сейчас, конечно, чаще прибегают к помощи профессионального медика. Выступление подходит к концу — звучит благодарственная, она же прощальная песня. Белые бабушки представляют заключительную сцену сватовства, когда родные жениха и невесты обо всем уже договорились.

Гостям предлагают угощение — жирную баранину. Мясо — обычная еда казахов, а жир в данном случае есть залог того, что новые родственники будут по отношению друг к другу, как он, мягкими и податливыми.

Этим пиром ансамбль и завершил свое выступление. Проходило оно в рамках этакого мини-этнографического фестиваля. На другой стороне протекающей по ущелью горной реки, выставили свои работы народные художники. Это и вышивки, и аппликации, выполненные из соломы и кости, и вполне традиционные полотна. Рядом небольшая экспозиция предметов традиционного казахского быта: седло, уздечки, плети, посуда.

Представлены здесь и находки, сделанные в этих краях археологами. Но интереснее всего было наблюдать за работой ремесленников, которые здесь же на поляне устроили нечто вроде маленькой ярмарки. Главными промыслами казахов всегда были ткачество и вышивка. Но у соседних народов они славились как искусные серебряных дел мастера.

Точность движений чеканщика удивительна, ведь никакого предварительного рисунка на изделие он не наносит.

— А из чего вы эти браслеты делаете?
— Из мельхиора.
— И долго такой рисунок выбивать?
— Две минуты.
— Две минуты? Так быстро?

Традиционные ремесла, скачки, охота, все это еще присутствует в жизни казахов, но времена кочевий уже далекое прошлое.

Эта крепость —  одна из декораций к фильму «Кочевник». Здесь снималась сцена взятия города Отрар. К моменту постройки этой декорации на картину было потрачено тридцать миллионов долларов.

Фильм «Кочевник», масштабная эпопея о жизни казахов в средние века, снимается на «Казахфильме» по стандартам Голливуда и с соответствующим бюджетом. Декорации поистине монументальные и построены в полном соответствии с историческими реалиями. Даже материал использован тот, какой казахи применяли в прежние времена, — дерево и саман.

В романтизации прошлого нет ничего предосудительного. Только, к сожалению, она не всегда сопровождается бережным отношением к этому прошлому. Казахстан видел разные периоды, но сегодня генетически присущее народу уважение к национальным традициям, культуре, истории стало также и государственной политикой.

Новости партнёров