Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Узбекистан. Кузнец

Узбекистан. Кузнец

Бухара возникла в I веке нашей эры. Еще в древние времена город стал важнейшим духовным, культурным и хозяйственным центром Средней Азии. До сего дня здесь сохранились золотошвейный, шелкоткацкий, ювелирный промыслы. Резчики по дереву, кузнецы, чеканщики хранят секреты мастерства, передавая их из поколения в поколение.
 
За десятилетия советской власти многие ремесла в Узбекистане были почти забыты. Возрождаться они стали только с обретением республикой независимости и во многом благодаря поддержке ЮНЕСКО. Взять хотя бы лаухи - это такие складные подставки для фолиантов. Когда-то Бухара ими славилась. Делаются они из цельного куска дуба или ореха и представляют собой единую неразборную конструкцию. Технология такой резьбы считалась безвозвратно утерянной. Но Рахмон не терял надежды и в конце концов нашел в старой книге подробное ее описание. Попробовал - получилось. Лаухи идут нарасхват. Рахмону даже пришлось взять несколько учеников. Покупают эти изысканные и дорогие предметы, конечно, не для простых книг - на них кладут обычно Коран или Библию.

До революции в Бухаре работали тысячи кузнецов, сотни вышивальщиц, множество других ремесленников. При большевиках на кустарей пошли гонения. Часть продолжала работать полулегально, но многие бросили ремесло, доставшееся им от отцов и дедов. Ткать ковры и вышивать традиционные узбекские покрывала "сюзане" стали на заводах, и смотреть без слез на эти убогие изделия было нельзя. Теперь ремесленников правительство, наоборот, всячески поощряет. В старой Бухаре одна за другой открываются мастерские - чеканщики, золотошвеи, скорняки выставляют свои изделия прямо на улице.

Когда-то Бухара была крупным торговым городом. Сюда приходили караваны из России, Ирана, Китая. Наряду с прекрасными мечетями и медресе, вокруг которых постоянно толпятся туристы, в старых кварталах сохранилось много крытых павильонов. Купцы, прибывавшие в Бухару из разных стран, раскладывали здесь свои товары. Сегодня в павильонах торгуют исключительно местные жители. Вообще, весь старый город - это огромный базар для туристов. Но, к сожалению, продавцов на нем пока больше, чем покупателей.

Крытый бухарский рынок Абдула-хана известен с XVI века. Он находится в старой части города, где сосредоточено около 140 памятников архитектуры. Эти памятники внесены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия. Здесь, действительно, что ни шаг, то очередной памятник: минарет и мечеть Калян, цитадель Арк - резиденция бухарских эмиров, комплекс Ляби-хауз: три медресе и водоем, из которого разносчики брали воду для города. То и дело попадаются столетние деревья с развесистыми кронами. В их тени бухарцы и туристы наслаждаются прохладой.

Гуляя по старым улочкам, я набрел на кузницу. Надпись на вывеске гласила, что в ней есть еще и музей. Хозяин, Шакир Камалов, кузнец в шестом поколении. Свое ремесло он считает из всех самым главным, поскольку ни один мастер не может обойтись без инструментов, а они, как правило, железные. В кузницу к Шакиру приходят и дехкане, и плотники, и резчики, и чеканщики, и мясники. Конечно, сегодня все можно купить в магазине, но настоящий мастер, Усто, ширпотребом пользоваться не станет, а закажет себе инструмент по руке.

Согласно цеховому уставу юноше, принадлежащему к семье потомственных мастеров, не нужно проходить обряд посвящения. Будущих кузнецов приучают к ремеслу с детского возраста. Сначала они выполняют простые операции. Постепенно задания становятся все сложнее, и годам к пятнадцати подросток уже трудится наравне со старшими. Работа кузнеца тяжелая и вредная. Редко кто доживает до старости. Шакир знает своих предков до четвертого колена, и только один из мужчин в его семье умер после семидесяти. "Кто кузнечным ремеслом занимается, он должен знать, что это ремесло самое священное. Человек, который работает с железом, должен очень профессионально относиться к своей работе. Чуть малейшая ошибка, и без руки останешься или без глаза. В уставе у нас строго-настрого записано: соблюдай правила кузнечного ремесла".

И все же, как ни важны правила, отнюдь не только строгостью их соблюдения определяется уровень мастерства. У настоящего кузнеца всегда есть секрет, который делает его изделия непохожими на все другие. Усто Шакир как раз из таких, штучных, работников. Ножи с его клеймом мне попадались и в Хиве, и в Самарканде, и в Ташкенте. Славятся они по всему Узбекистану. Все дело в особом способе заточки, считает Камалов. Каждая ремесленная профессия в Узбекистане имеет своего пира - святого покровителя, который считается основателем данной профессии. У резчиков по дереву это Нух пайхамбар, пророк Ной, у ткачей - Идрис пайхамбар, пророк Енох, у кузнецов Хазрат Дауд, царь Давид. В большинстве случаев пиры - это персонажи из Библии, которую мусульмане также считают священной книгой.

От Самарканда до маленького кишлака Хазрат Дауд, названного в честь пророка и первого на земле кузнеца, рукой подать. Через него ежедневно проезжают и проходят десятки паломников. Их особенно много в выходные дни. Направляются они к двум пещерам, в которых согласно легенде побывал библейский царь. Они надеются обрести там благодать и заручиться его поддержкой. Махмаду Замолу 91 год - он старейший житель кишлака. Два года назад Махмад расчистил вход в одну из пещер, где, как свято верят местные жители, была кузница Давида. "Сам-то я уже ничего не вижу, совсем ослеп. С посетителями ходит моя внучка Камарой. Я только читаю молитвы паломникам". Камарой провела меня в дальний угол пещеры, где можно увидеть отпечаток давидовой ладони. Если приложить к нему руку и загадать желание, оно непременно исполнится. Что я и сделал, предварительно пожертвовав пещере несколько монет.

Преодолеть полторы тысячи ступеней до главной пещеры, где царь Давид прятался от врагов, задача непростая, особенно для пожилых людей. На вершине горы - мечеть Давида. Она совсем маленькая, пожалуй, меньше я и не видел. Каждый паломник, прежде чем спуститься к пещере, обязательную совершит в ней молитву. Махманумо, смотритель пещеры: "Пророк Давид был справедливым царем. За это Аллах даровал ему способность плавить металл прямо в ладонях. Самаркандский правитель решил пленить Давида и заставить его на себя работать - ковать мечи и копья. Пророк узнал об этом и бежал сюда. Аллах сделал гору глиняной, впустил в нее Давида и закрыл проход".
 
Углубления в стенах паломники считают отпечатками рук Давида. Выстояв очередь, я пробрался к тому месту, где пророк молился Аллаху и просил его о помощи. Паломники, следуя примеру царя, тоже просят здесь всевышнего отпустить им грехи и исполнить заветные желания. Каким образом царь евреев стал кузнецом и оказался под Самаркандом, понять невозможно. Но вера есть вера, она не требует никакого правдоподобия. 

Новости партнёров