Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Россия. Иволгинский дацан

Россия. Иволгинский дацан

Буддизм пришел в Забайкалье из Монголии в начале XVII века. До этого в Бурятии господствовал шаманизм. Люди поклонялись самому Байкалу - духу большой воды, духам местности, камня, дерева, огня, зверей… Элементы шаманизма сохранились и в сегодняшней Бурятии. У дорог часто можно встретить деревянные сооружения в виде ворот, так называемые "або". Это обиталище духа данной местности. Буряты, да и не только они, обязательно делают остановку у "або" и что-нибудь на нем оставляют: монетку, конфету…

Во второй половине XVII века, когда буддизм уже утвердился в Бурятии, казаки-поселенцы принесли сюда православие. Но большого распространения среди коренного населения оно не получило. Прежде всего потому, что в отличие от буддизма крайне нетерпимо относилось к местным верованиям. Впрочем, буряты в православные храмы все-таки захаживают. Раиса Серебрякова - историк, краевед: "Это классическая фраза: "Бог - один, а вера разная. По-разному люди верят во Всевышнего. Буряты заходят в православный храм, потому что это Божий дом. А может, они там обращаются к своему Богу?.."

Императрица Елизавета Петровна своим указом придала буддизму статус официальной религии в 1741 г. К тому времени в Бурятии было уже 11 дацанов. Монгольские ламы не посягали на местные верования, а приспосабливали их к буддизму. Поэтому их проповедь была столь успешна. Дамба Аюшеев - 24-й Хамбо (Верховный) лама России: "У нас существует институт хозяев местности, хозяев огня, хозяев ветра и хозяев вакуума. В данном случае буддийской практикой это не отрицается. Это такие же личности, такие же люди, которые дали клятву охранять данную территорию. И в течение сотен лет находятся в данном состоянии. И наш долг как буддиста помочь ему, чтобы он нашел в это время свое следующее перерождение".

В 1917 г. в Забайкайле было 44 буддийских монастыря, почти 150 малых храмов-дуганов и около 6 000 буддийских священнослужителей - лам. Раиса Серебрякова: "Ламы подразделялись на лам-служителей культа, лам-астрологов и лам-лекарей. Так вот, у нас Атсаганский дацан был, он находился в 60 км от Улан-Удэ и готовил лам-лекарей, лам-медиков. И брали учиться в этот дацан только тех, у кого в роду были люди, умевшие лечить". В Иволгинском дацане установлен субурган (или ступа) в память о тысячах лам Бурятии, репрессированных советской властью. Гонения начались в середине 20-х, а к началу 30-х г. прошлого века все буддийские монастыри в России были закрыты. Неудачи первых лет Великой Отечественной войны заставили власть искать поддержку у верующих, и она несколько ослабила давление на церкви. В Бурятии разрешили проводить службы - хуралы, но во всей республике удалось разыскать лишь 15 лам, помнивших, как это делается. Раиса Серебрякова: "В 45-м г. верующие пришли в правительство Бурят-Монголии с просьбой открыть буддийский храм в Тамче - этот дацан памятник архитектуры XVIII века, сохранившийся до наших дней, но сильно разрушенный. И попросили возродить тамчийский дацан, возобновить молебны, провести службы в честь погибших на войне. Правительство тогда не пошло на это. Отвели голый остров среди болот. Сказали: "Вот здесь стройтесь, здесь можете молиться".

Строительство нового дацана в деревне Иволга началось в начале 1946 г. с возведения храма. Даже не с возведения, а с перестройки обычного жилого дома, пожертвованного монастырю бурятской семьей. Сегодня первый храм отдан студентам буддийского института: утром они заучивают здесь молитвы и мантры на тибетском и старомонгольском языках, а вечером оттачивают мастерство ведения диспута. Фронтон храма украшает Колесо учения и фигурки двух взирающих на него ланей. Это символ первой проповеди Будды, которая так и называется: "Поворот Колеса Учения". По легенде, когда учитель говорил, из зарослей вышли две лани и слушали его, пока проповедь не закончилась.

Буддист вы или нет, знакомство с Иволгинском дацаном вам предложат начать с "горо" - молитвенного обхода вокруг всего храмового комплекса. Обход обязательно сопровождается вращением молитвенных барабанов. Внутри каждого находятся свитки с мантрами. Считается, сколько раз вы повернули барабан, столько раз прочли эти мантры, то есть помолились. В самом большом барабане Иволгинского дацана находится, как утверждают ламы, свиток, на котором одна из главных мантр написана сто миллионов раз. То есть один поворот - это сто миллионов вознесенных молитв.

Сэкономить время на чтении мантр можно не только с помощью барабана. Годится и освященный ламой лоскут с вашим именем и текстом молитвы. Называется он химморин. Когда ветер колеблет его на ветке - это равносильно тому, что вы читаете мантру. Даже ритуальные поклоны - "простирание ниц" - не обязательно делать множество раз. Если, конечно, знаешь нужные мантры. Для одной из главных святынь Иволгинского дацана - дерева "бодхи", или баньянового дерева, которое по латыни называется "фикус религиозус" (ficus religiosus), построена специальная оранжерея. Более 30 лет назад тогдашний Хамбо Лама России Доржи Гомбоев привез из Индии крохотный отросток, который дал начало целой роще. Для буддистов это дерево священно - под ним Будда достиг полного Просветления.

Одна из наиболее почитаемых буддистами святынь на территории России - храм Чистой земли. В этом храме хранится драгоценное тело 12 Хамбо Ламы Итигэлова. Еще никому до нашей программы не разрешалось входить с видеоаппаратурой на территорию храма и вести там съемку. Хамбо Лама Итигэлов умер в обычном смысле этого слова в 1927 г. Дамба Аюшеев: "Он в 1927 г. ушел в состоянии медитации в следующее перерождение. Своим ученикам он завещал, чтобы они пришли через 30 лет и посмотрели на его тело. В 1955 г. члены делегации во главе с Хамбо Ламой Бармаевым подняли тело, убедились в его сохранности и обратно возложили на то же место. В 2002 г. мы, через 75 лет после захоронения тела, его подняли и перенесли в наш дацан". Когда два года назад тело ламы обследовали эксперты-патологоанатомы, их поразила фантастическая его сохранность - никаких следов тления, полная подвижность суставов, цвет кожи естественный, на ощупь она мягкая, словно живая.

Сегодня в Иволгинском дацане на добровольные пожертвования верующих строится новый храм, где будет сохраняться тело Хамбо Ламы Итигэлова. Хамбо Лама Аюшеев: "Для нас самое главное - сохранить это тело и тем самым дать возможность будущим поколениям увидеть это тело и убедиться, что возможности человеческого ума безграничны. И поэтому я считаю себя глубоко счастливым человеком, потому что в данном перерождении, я имел возможность встретиться с таким явлением. И думаю, любой буддист так считает".

Драгоценного тела Хамбо Ламы Итигэлова привлекает в Иволгинский дацан толпы паломников. Возросло в последние годы и число желающих учиться в местном буддийском институте "Даши Чойнхорлин", что с тибетского переводится как "земля счастливого учения". На институт этот комплекс, состоящий из длинного барака и нескольких деревенского вида построек, мало похож. Однако репутация у "Даши Чойнхорлин" в буддийском мире высокая. Юноши из бурятской, калмыцкой, тувинской глубинки за пять лет становятся здесь высокообразованными, причем в современном смысле этого слова людьми. Со знанием английского, информатики, основ естествознания. Институт выпускает священнослужителей, ученых буддологов и востоковедов, специалистов по старомонгольскому и тибетскому языкам. Лучших студентов посылают продолжать образование в Индии, где в изгнании пребывает далай-лама. В 1992 г. он, посетив Бурятию, благословил землю Забайкалья и все народы, живущие на ней.

Новости партнёров