Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Эфиопия. Жизнь эфиопов

Эфиопия. Жизнь эфиопов

Cвою столицу эфиопы почему-то называют "Парижем Восточной Африки". Хотя Аддис-Абеба на Париж совсем не похожа. Бедные лачуги здесь соседствуют со вполне респектабельными гостиницами. Прямо по проезжей части бегают ослики, пасутся домашние животные. Светофоров в городе почти нет - при такой интенсивности движения они вроде бы и ни к чему. В Аддис-Абебе 4 млн. жителей. Даже в крупных городах многие носят национальную одежду. Эфиопские женщины ходят, обмотав голову шалью "шамма". Тело закутывают в "габи" - палантин из местного хлопка, концы которого закидываются на плечи так, чтобы на груди получился крест. В этом есть глубокое символическое значение. "Габи" - одежда как для женщин, так и для мужчин. К празднику люди стараются принарядиться. Они щеголяют в белых одеждах и в необычного вида сандалиях. В лавчонках и магазинах с вами могут заговорить по-русски: в Эфиопии еще помнят о той помощи, которую в свое время оказывал стране Советский Союз.

В столице бросается в глаза огромное количество чистильщиков обуви. Кажется, будто все аддисабеббцы делятся на тех, кто чистит и на тех, кому чистят ботинки. Процедура эта обходится щеголю в два бырра, 30 центов. Так как улицы здесь пыльные - чистильщики редко сидят без дела. Трудовой путь Петроса Сисея также начинался со щетки и ваксы. Сейчас господин Сисей - директор турагентства. В престижном районе Аддис-Абебы у него собственный дом. Петрос зарабатывает приличные по эфиопским меркам деньги, но все равно приходится экономить на всем. У входа - отработавшие аккумуляторы. Собираешь шесть старых - получаешь в приемном пункте один новый. Семья Сисея - это теща, жена, кошка Китти и двое детей. Халила - старшая. Ее назвали в честь Галилеи, родины Иисуса Христа. Условия, в которых они проживают, можно назвать роскошными. Здесь есть телевизор, телефон, водопровод и канализация. Все это для Эфиопии скорее экзотика, чем обыденное явление. К 1998 году Петрос закончил два факультета в аддис-абебском университете. Он политолог и специалист по международным отношениям. В то время тема его диплома была еще актуальна: "Влияние внешней политики СССР на режим апартеида в ЮАР". Петрос: "Сейчас у меня очень хорошая работа. Я объездил всю страну вдоль и поперек. Узнал много нового. Эфиопы сами не вполне представляют, в какой красивой стране живут. Здесь есть и дикие племена, и прекрасные заповедники. Думаю, у нашего туризма большое будущее".

До диких племен и прекрасных заповедников надо еще добраться. Увы, транспортные магистрали Абиссинии пребывают в плачевном состоянии. Иностранцы в эфиопской глубинке большая редкость. Чем дольше задерживаешься на одном месте, тем больше народа приходит поглазеть на чужеземцев. Эфиопы - народ, как правило, мирный, но пращу с собой носят. С этим древним метательным орудием они обращаются не хуже самого библейского царя Давида.

Эфиопия по праву считается одной из беднейших стран Африки. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в любой абиссинский дом. После жутких засух 73, 84, 2002 гг., после войны с мятежной Эритреей, страна находится на гране голодного обморока. И тем не менее люди не унывают. На стенах убогих жилищ - картины религиозного содержания, заменяющие иконы. У входа курится ладан. По праздникам земляной пол устилают ароматной травкой. Оказалось, что сегодня эфиопская церковь празднует Рождество. Эфиопы отмечают его раз в месяц. Свои дни почитания есть у архангелов Михаила и Гавриила, Девы Марии, Троицы и Святого Георгия. Если раньше христиане численно преобладали над мусульманами, то сейчас и тех и других приблизительно поровну. Проживают они и раздельно и совместно. Христианство утвердилось в Эфиопии в IV веке. Здешняя церковь близка к нашей православной. Эфиопия - страна религиозно терпимая по отношению и к исламу, и к иудаизму, и к традиционным верованиям. Может быть, поэтому считается, что религиозные войны здесь окончились еще в Средние века.

В Эфиопии конфликт с мусульманской Эритреей называют территориальным. Это была война за выход к морю и вероисповедания здесь ни при чем. Присоединение Эритреи после второй мировой войны было своеобразным "призом" Эфиопии как участнице антигитлеровской коалиции. Но с начала 60-х гг. прошлого века эритрейцы развернули партизанскую борьбу, которая привела к полному отделению этой провинции. Несмотря на отчаянное сопротивление, эфиопы не без помощи российских спецов сумели прорвать фронт. Войска Аддис-Абебы вышли к Красному морю. Казалось, еще усилие - и война закончится. Но в конфликт вмешалось международное сообщество. Под его давлением эфиопам пришлось оставить захваченные земли. Итог войны - сто сорок тысяч загубленных жизней, миллионы потраченных долларов. При этом Эфиопия выхода к морю так и не получила. До сих пор правительство не может не только вывести страну из кризиса, но и вдоволь накормить людей.

Дело это действительно архисложное. Оросительных систем нет. Плодородной почвы, в общем, тоже. Земельные наделы представляют собой каменистые участки, покрытые тонким слоем дорожной пыли. Система ведения сельского хозяйства не претерпела заметных изменений за последнее столетие или даже тысячелетие. Пашут крестьяне до сих пор сохой. Эфиопия подарила миру некоторые сорта пшеницы, ячмень, сорго, нугу и хлебный злак под названием тэфф. Мелкие зерна злака перемалывают. Из муки сероватого цвета готовят тесто жидкой консистенции. Тесто разливается на плоской жаровне, через пятьдесять минут кисловатый на вкус блин готов. На столичном рынке 100 кг зерна - 250 быр (примерно тысяча рублей), на жизнь хватает.

Все абиссинские крестьяне селятся в небольших хуторах по пять-шесть домов, принадлежащих одной семье. Дома их обычно круглые, без окон, с глиняными или каменными стенами. Свет проходит через дверной проем. В темное время суток жилище освещается в лучшем случае керосиновой лампой. Соломенная крыша имеет остроконечную форму - наверх ставят кувшин с водой, который равномерно давит на жерди крыши, не давая им рассыпаться. Иногда возводят сторожевой домик, где мужчины, чтобы пресечь воровство скота, несут по ночам караул. Днем все уходят в поле. На замок запирается единственная дверь в сплошной стене, которая окружает постройки. Двери в домах держат открытыми - брать-то все равно нечего. К незнакомцам эфиопы относятся с некоторым подозрением. Но гостеприимство их всегда искреннее. Они запросто пригласят вас в гости, накормят-напоят, если есть чем, предложат переночевать.

В жизни абиссинцы вежливы, но не услужливы, добры, но не льстивы. Одним словом, это люди большого человеческого достоинства, независимого духа и величайшего христианского смирения. У нас это знали еще во времена Петра I. Россия всегда с симпатией относилась к абиссинцам, ведь их страна сумела сохранить независимость, даже тогда, когда вся Африка была поделена между европейскими колонизаторами. Не раз мы оказывали Эфиопии военную помощь. В свое время предпринимались даже шаги по объединению Русской Православной и Эфиопской церквей. Христианство связывало нас издавна. В конце XIX века Россия отправила в Эфиопию миссию Красного Креста. Здесь с итальянцами воевали сотни россиян-добровольцев. Идеальная мотивация - помощь единоверцам. Николай Гумилев обожал Эфиопию, несколько раз приезжал сюда. Нашим дипломатическим отношениям более ста лет. Удивительно, но образ России в сегодняшней Эфиопии стоит достаточно высоко. Если вы пришли в дом эфиопского христианина, то первое, что вы услышите после приветствия, это вопрос "Ортодокс ли вы?" Получив утвердительный ответ, эфиопы становятся твоими лучшими друзьями. Они с упоением рассказывают, что тоже ортодоксы, что нам нужно держаться друг за друга.

Новости партнёров