Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Испания. Саграда Фамилиа

Испания. Саграда Фамилиа

В Барселоне, столице испанской провинции Каталония, есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже 120 лет. Но все когда-нибудь кончается. Заложенный в 1882 г. грандиозный Собор Святого Семейства - по-испански Саграда Фамилиа - мало-помалу приобретает вид завершенного творения. Того, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века Антонио Гауди. Заказ на строительство, точнее на его завершение (начал возводить собор другой архитектор), Гауди получил, когда ему едва исполнился 31 год. На его счету тогда была всего одна постройка - цех для отбеливания хлопка. "По легенде, председателю Общества святого Иакова, которое выступало главным заказчиком собора, сеньору Букабелье однажды приснилось, что Саграда Фамилиа возведет блондин с голубыми глазами. Как понимаете, среди испанцев голубоглазых блондинов не так уж много, поэтому, когда Букабелья увидел Гауди, он сразу понял: это тот самый человек", - Анжела Санчес-и-Гаргальо, искусствовед.

На самом деле заказчики остановили свой выбор на Гауди, скорее всего, из соображений экономии - маститый архитектор обошелся бы им значительно дороже. Однако работодателей ждало разочарование - уже в первые годы смета была превышена многократно. Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог. К каждому своему творению он относился как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно. При всей фантасмогоричности созданных Гауди форм они никогда не абстрактны - напротив, всегда прямо восходят к чему-то, существующему в природе. На вопрос, где он находит для себя образцы, архитектор отвечал: "В обыкновенном дереве, с его ветвями и листьями. Все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник - Бог". Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано - инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. В Соборе Саграда Фамилиа он "насадил" целый лес колонн с капителями в виде ветвей - переплетаясь, они перекрывают свод ажурной лесной паутиной. Современники Гауди были уверены, что этот свод непременно рухнет. Уникальные конструкции, на которых покоятся своды Собора Саграда Фамилиа, - железобетонные колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Эти конструкции придумал еще сам Гауди. Колонны уходят в глубину под землю на 20 метров, а в высоту достигают 70 метров. Каждая из них может выдержать семибальное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час".

Гауди не разделял элементы своих построек на функциональные и декоративные - ведь в природе такого деления не существует. Опоры спроектированного им акведука в Парке Гуэль выглядят как древние окаменевшие древесные стволы. Обычным трубам и выходам вентиляционных шахт на крыше доходного дома Каса Мила он придал облик призрачных воинов и стилизованных деревьев. Каса Мила, сразу прозванный барселонцами "Ла Педрера", то есть "Каменоломня", замечателен не только своей непохожестью ни на что. Это был первый в истории дом с подземным гаражом. Кроме того, в нем впервые был применен принцип, через десятки лет названный "свободной планировкой".

На Гауди обратили внимание, когда он уже начал возводить Саграда Фамилиа, и вовсе не в связи с этим проектом. В 1878 г. он выстроил летнюю виллу для фабриканта Мануэля Висенса. План дома чрезвычайно прост, но архитектор облицевал виллу разноцветной глазированной плиткой и украсил таким количеством пристроек и декоративных элементов, что она превратилась в сказочный мавританский дворец. Первые проекты Гауди привели в восхищение богатого мецената графа Эусебио Гуэль. По его заказам Гауди построил несколько замечательных зданий и спланировал городской парк. Хотя заказы сыпались на него со всех сторон, с 1914 г. Гауди целиком посвятил себя Собору Саграда Фамилиа.

7 июня 1926 г. в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Лишь одно событие омрачило тот праздничный день - через несколько часов после открытия движения под колеса вагона попал какой-то нищий старик. Его отвезли в больницу, где он вскоре скончался. Тело уже собрались отправить в общую могилу. И одна из сотрудниц госпиталя опознала тело. Это был Гауди. Похоронили архитектора в крипте Саграда Фамилиа - собора, который он считал главным делом своей жизни. Анжела Санчес-и-Гаргальо: "Гауди понимал, что у него вряд ли хватит времени, чтобы завершить строительство собора. Поэтому он в последние годы отступил от своего принципа и стал делать эскизы и чертежи для тех, кто придет после него. Много было споров, следует ли продолжать строительство. Победили те, кто считал, что оставить творение мастера незавершенным - значит предать его память". Многие в Испании считали кощунством вмешиваться в замысел гения. "Это все равно, что приделывать руки статуе Венеры Милосской", - возмущался архитектор Хосе Асебильо. Сальвадор Дали высказался еще категоричнее: "Предательством по отношению к Гауди было бы достраивать собор... Лучше оставить его торчать посреди Барселоны огромным гниющим зубом".

Так или иначе, но строительство продолжалось. В 36 году, когда в Испании разгорелась гражданская война, оно прервалось. Анархисты, которым в тот период фактически принадлежала власть в городе, уничтожили почти все макеты и чертежи Гауди. Интересный факт: находившийся тогда в Барселоне знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл отнесся к этому акту вандализма вполне положительно. Собор, по его мнению, вообще следовало взорвать. Согласно планам Гауди, Саграда Фамилиа должен иметь три фасада - Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Над каждым возвышаются 12 башен - по числу апостолов. Еще 6 башен должны быть возведены над центральным нефом: 4 в честь евангелистов, одна, посвященная Богородице и самая высокая, стасемидесятиметровая - Христу. При жизни Гауди был завершен лишь фасад Рождества и венчающие его четыре башни апостолов. Отделке башен архитектор уделял особое внимание, стремился сделать так, "чтобы, - по его собственному выражению, - ангелам было приятно на них смотреть". Поэт Лорка, увидев башни собора, спросил у Гауди: "Вы что, создаете оргaн для Господа?" Гауди согласно кивнул. Его мечтой было заставить башни в ветер резонировать так, чтобы в храме звучала музыка Творения.

Скульптурные группы фасада Рождества изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа. На фасаде точно воспроизведены растения характерные для Палестины и Каталонии, а между башнями высится рождественское дерево. Противоположный фасад Страстей Господних построен уже в наше время по проекту современного архитектора - барселонцы его недолюбливают и называют "звездными войнами". Гауди избегал абстрактной символики, а здесь рядом со сценой поцелуя Иуды изображен "магический квадрат": сумма чисел во всех его столбцах, строках и диагоналях равна тридцати трем - столько было Христу, когда он взошел на Голгофу.


То, что Собор Саграда Фамилиа достраивают другие архитекторы, для европейской истории скорее правило, чем исключение. Многие грандиозные готические соборы возводились столетиями - так, строительство собора в Реймсе заняло 270 лет, в Милане - 550, а в Кельне - 632 года. Как и средневековые соборы, Саграда Фамилиа возводится на добровольные пожертвования - в том числе и на те девять евро, которые туристы платят за осмотр памятника. В прошлом году только входные билеты и продажа сувениров принесли фонду собора десять миллионов евро. Жилой квартал, выходящий на улицу Мальорка. В скором времени все дома будут сносить, а на их месте будет строиться третья, заключительная часть Собора Саграда Фамилиа - фасад Воскресения Христова. Сколько понадобится времени для возведения третьей, заключительной части собора, пока никто сказать не может. Некоторые называют цифру 20 лет. Некоторые говорят о полувеке.

Новости партнёров