Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Италия. Куклы

Италия. Куклы

Сицилия - часть Италии, но не совсем Италия. Как Корсика не совсем Франция. Здесь и люди немного другие, и уклад жизни свой. Даже марионетки, которыми увешаны все сувенирные лавки, не те, что на Апеннинском полуострове. Вместо привычных полишинелей - рыцари в сверкающих доспехах, сарацинские воины, средневековые короли и их прекрасные коронованные супруги. Странный набор персонажей. Ведь в отличие, например, от Англии или Франции Сицилия богатым рыцарским прошлым похвастаться не может. Правда, арабов с острова в XI веке вытеснили именно норманнские рыцари. Они двести лет правили Сицилией, и следов их владычества здесь предостаточно.

Но интересно, что кукольные рыцари к норманнам никакого отношения не имеют. Как и кукольные сарацины к арабам, захватившим когда-то остров. Ведь народный сицилийский кукольный театр, в том виде, в каком он существует сегодня, возник лет через триста после того, как последний норманн покинул эту землю. Когда, в какой стране возник кукольный театр? Кто создал первую в мире куклу? Этого, возможно, не знает никто, потому что куклы были и тысячу, и десять тысяч лет назад у всех народов мира. На Сицилии, например, марионетки появились еще в античные времена.

Попали они сюда скорее всего из Греции, вместе с греческими колонистами, осевшими на острове и создавшими здесь государства-полисы. Фрагменты глиняных кукол находят при раскопках. Греческие марионетки очень похожи на современные: они также состояли из нескольких подвижных частей. Как и нынешние, управлялись с помощь веревочек. С античных времен на Сицилии побывало столько завоевателей, что от греческой кукольной традиции здесь не осталось и следа. Но, с другой стороны, народный театр во все века и во всех странах рассказывает об одном - о торжестве справедливости. Сицилийцам эта тема особенно близка, ведь каждый новый захватчик, рассматривал остров как военную добычу и с населением обращался соответственно.

В каждой стране есть свой кукольный герой. В России это Петрушка, во Франции - Полишинель, в Италии - Пульчинелла. Но Сицилия - это другая Италия, это отдельный мир, где есть свои герои - паладины. Паладины - воплощение благородства, справедливости и бескорыстия. А еще верности и непоколебимого мужества. Сицилийцев, которые никогда не расставались с оружием и периодически поднимали восстания против своих притеснителей, не могли не увлечь приключения этих романтических героев. Так родилась традиция, по сути, народная, но основанная на классической поэме Ариосто "Неистовый Роланд". Произведение это огромное - 39 тысяч стихов, поэтому сицилийские кукольники сделали из него нечто вроде сериала или мыльной оперы, шедшей изо дня в день больше года. Если быть точным - ровно 394 дня. Кстати, и называлась она "Opera dei Pupi" - "Кукольная опера". Очередной спектакль обрывался буквально на полуслове, и на следующий день публика вновь устремлялась в театр, горя желанием узнать, что будет дальше. Двенадцать рыцарей Карла Великого во главе с Роландом сражались с маврами и чудовищами, защищали слабых и обездоленных, влюблялись в прекрасных дам и совершали ради них немыслимые подвиги… Публика с замиранием сердца следила за действием и часто в особо драматические моменты кто-то из зрителей выскакивал на сцену, чтобы прийти на помощь любимому герою.

Удивляться тут нечему. Сицилийские марионетки выглядят как живые люди. И ростом они почти с человека. Латы, каждая деталь вооружения, каждый рисунок на доспехах - все точно соответствует тому, что мы видим в музеях. Зрители различали героев прежде всего по размеру куклы - чем она больше, тем значительнее персонаж, - и по гербам. Самая большая марионетка - полтора метра - король Карл Великий. Роланд, или Орландо, чуть поменьше. В левой руке у каждого рыцаря щит, на котором красуется герб героя. Кукловод держит паладина за металлический прут и управляет им при помощи веревок. Конструкция марионетки со стержнем - одна из самых древних: такие куклы делали греки и римляне.

Как и все кукольники, сицилийские не сидели на месте. Закончив очередной сериал, они перебирались в другой город, а то и в другую страну. Их выступления пользовались огромным успехом во Франции и Бельгии. Мало-помалу в этих странах появились свои кукольные рыцари без страха и упрека. В музее Театра Образцова хранятся французские куклы, которые прямо восходят к сицилийским. Только герои французского театра не рыцари Карла Великого, а мушкетеры Людовика XIII. Когда-то артисты-кукольники были настоящими кумирами публики. Но появились кино и телевидение, а с ним - другие кумиры. Все меньше и меньше сицилийцев приходило на ежедневные кукольные представления. Но традиция не умерла. Борис Голдовский: "Традиция жива до тех пор, пока кукольнику это интересно. То есть если отец этого кукольника показывал вот такие представления, естественно, его сын также показывает их, но все равно это уже другой человек. Он придумывает другой текст, у него другой юмор - он уже живет в другом времени. Он заботится о том, чтобы спектакль был интересен зрителям, этим зрителям. Потому что, во-первых, это его хлеб, а во-вторых, это его существо. Спектакль, представления, куклы - это отражения самого кукольника. И до тех пор, пока этот спектакль таким образом меняется, - живет традиция".

Казалось бы, умерший сицилийский театр марионеток возродился стараниями семьи потомственных кукольников Кутиккио. Миммо Кутиккио - владелец кукольного театра в Палермо. Он артист, режиссер, кукловод и автор текстов… Миммо: "Я 30 лет посвятил театру и марионеткам. Когда к чему-то относишься трепетно, то хочется, чтобы это жило, приносило радость и тебе, и людям. Ты вносишь в традицию новые элементы, потому что памятники нужно реставрировать, а не запирать их в музее. Все со временем меняется, и этому нет смысла сопротивляться. Если традиция меняется, значит она живет!" В семье Кутиккио все так или иначе связаны с кукольным театром. Одни создают куклы, другие управляют ими, третьи сочиняют новые сюжеты. Сегодня зритель уже не будет ходить каждый день в кукольный театр, и потому 394 серии приходится сжимать в одну. И она отнюдь не всегда посвящена подвигам 12 рыцарей во главе с Карлом Великим. Кутиккио соединяет в одном представлении традиционных сицилийских марионеток и вполне современных героев, ставит драмы, мюзиклы, фарсы.

Теперь уже и сами кукольники вопреки традиции выходят на сцену, становятся полноправными участниками действия. Последний спектакль, поставленный Кутиккио, называется "По маршруту Моби Дика". В основу сюжета положен роман американского писателя Германа Мелвилла "Моби Дик, или Белый Кит". Но как и старые кукольники, которые не слишком строго следовали поэме Ариосто, режиссер создал скорее попурри на тему романа. Кутуккио постоянно ищет, и поэтому театр его живет. Уход от традиции обеспечивает традиции жизнь и потому, как и в прежние времена, стучат молоточки чеканщиков, выковающих доспехи для кукольных паладинов, носителей добра и справедливости.

Новости партнёров