Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Объединенные Арабские Эмираты. Рынки

Объединенные Арабские Эмираты. Рынки

Дубай - один из семи эмиратов, самостоятельных княжеств, образующих страну под названием Объединенные Арабские Эмираты. Этот город будущего стал родным домом для тысяч людей различных национальностей и вероисповеданий. В Дубае миллион жителей. Пятая часть - коренные арабы. Их легко узнать по одежде и автомобильным номерам, которые закрепляются за каждой семьей и передаются по наследству. Если Рио - город белых штанов, то Дубай - город белых машин. Они не так нагреваются на солнце. Сейчас на миллион жителей приходится 600 тысяч автомобилей. В часы пик на улицах пробки. Ожидается, что за счет притока иностранцев всего через пять лет население вырастет вдвое. Большинство приезжих работает по найму. В месяц они получают по 100-200 долларов, жилье и еда оплачиваются отдельно. Через год-два все они привезут на родину маленькое состояние в 2-3 тыс. долл. 60 процентов наемных работников - индийцы и пакистанцы.

Открытость дубайского общества привлекает сюда аферистов международного уровня. Селятся они в пятизвездочных отелях, которых здесь предостаточно. Показывая нам один из таких оазисов роскоши, гостиничное руководство настоятельно порекомендовало быть предельно осторожными и не снимать постояльцев. "Многих разыскивает Интерпол. Зачем вам лишние проблемы", - многозначительно предупредили нас. Тишина и покой, анонимность и полная свобода... Здесь никому нет дела до того, как вы заработали свой первый миллион. Сразу скажем, что иностранец, каким бы богатым он ни был, не может стать гражданином эмирата. Гражданство передается от отца к детям. Однако даже гражданин не может переехать на постоянное жительство из одного эмирата в другой.

В стране единые конституция, бюджет и армия. Но из всех княжеств только у Дубая есть свои полиция и флаг. Его красно-белые цвета позаимствованы у флага англичан, которые хозяйничали здесь до нефтяной эры. История у города не долгая, она началась всего 70 лет назад. История масульманской торговли гораздо длиннее. На заре ислама бытовало мнение, что ни один мусульманин не должен был появляться на рынке, ибо болтовня на базарах отвлекала от ислама. Омияды относились к фигуре купца с полным безразличием, и только к X веку богатый торговец стал настоящим носителем мусульманской культуры. Многочисленные рынки - это символ Дубая. Но о них немного позже. Другим символом города считается бухта, по-арабски "хор". Она делит Дубай на две части. Попасть из одной в другую можно на водном такси "абра". Стоимость путешествия - один дирхам, это меньше 30 центов.

Почти вся гавань забита торговыми шхунами "дау". Такое их количество объясняется тем, что Дубай - порт с низкими импортными пошлинами. Суда, многим из которых по 20-30 лет, продолжают ходить старинными торговыми путями в Индию и Восточную Африку с остановкой в Дубае. Этот бизнес популярен среди индийцев и жителей Ирака. О последних здесь говорят: "Всякий попавший в чужие края, каким бы бессердечным он ни был, вспомнит о Родине, за исключением людей из Басры". В порту многие иракцы пересаживаются на корабли, плывущие подальше от родных берегов. Торговцы всю жизнь проводят в море. Рассказывают даже анекдот о человеке, который 40 лет подряд пересаживался с одного корабля на другой, так ни разу и не ступив на землю. И все же большинство морских купцов - иранцы. Поэтому основной язык мусульманских мореходов - персидский. Многие морские термины заимствованы из языка фарси. Например, владельца судна называют "находа ал-барр". Он плавает вместе с командой, в состав которой обязательно входит "гаттас", ныряльщик. В открытом море, прямо на ходу, он может за раз заделать до 30 пробоин. "Дидбан" - это впередсмотрящий. Завидев родную землю, он кричал раньше: "Аллах да помилует всех, кто взывает!" - и все отвечали: "Велик Аллах!". "Рахбан", или "находа ал-бахр", - это штурман, лоцман и капитан одновременно. Он дает судовладельцу клятву, что не оставит судна, пока оно держится на плаву, поскольку ценность перевозимого груза может быть очень велика. Раньше для сохранности груз накрывали кожами, а сверху ставили лошадей. На каждом корабле есть еще один очень важный член команды. Он не стоит на довольствии, не ест, не пьет, не спит, никогда не сходит на берег, но на корабле всегда можно ощутить его незримое присутствие. Это ангел - хранитель судна. Может быть, поэтому дау так редко тонут? За судами присматривает также и дубайская таможня. Все попытки контрабанды ею немедленно пресекаются. Большое скопление кораблей, ждущих разрешения на выход из порта, объясняется неспешностью таможенников. Моряки рассказали нам, что оформление документов может длиться несколько дней, а то и недель.

Нам посчастливилось побывать на одной из верфей, где строят дау. Но мы приехали туда как раз в обеденный перерыв. До появления двигателя внутреннего сгорания на дау ставили мачту с треугольным парусом. Марко Поло, знавший толк в кораблях, был не в восторге от местных лодок: "Суда у арабов плохи, потому что сколочены они не железными гвоздями, а сшиты веревками. Они прочны и от соленой воды не портятся, но плавать на таких судах опасно". Марко Поло не знал, что в судостроении арабы пользуются не только веревкой. Сшивать корабль гвоздями раньше просто боялись. Моряки думали, что на дне Персидского залива есть магнитные горы, которые притягивают железо и таким образом разрывают суда. Поэтому вместо быстро ржавеющих гвоздей они использовали колышки из финиковой пальмы. Предварительно их пропитывали бараньим или акульим жиром. Корпус натирали маслом, чтобы сделать древесину менее хрупкой. Дау строят из акации лабх. Когда этой древесины под рукой нет, используются ясень или тополь. Раньше лес поставляли из Венеции и Германии, сейчас - из Юго-Восточной Азии. Пока мы осматривали судно, обеденный перерыв кончился, но работа так и не началась. Уже два года здесь трудятся мастера из юга Индии. Работа идет с опережением графика, поэтому старший разрешает время от времени устраивать длительные перекуры. Напоследок стоит упомянуть о кровожадных пиратах, которые ходили на похожих дау, водоизмещением до 200 тонн. Еще в XIX веке Персидский залив кишел разбойниками. Пиратов, промышлявших в районе Дубая, возглавлял ваххабит шейх Рахман ибн Джабар. Коран запрещает грабить живых, поэтому ваххабиты сначала убивали пленников. Шейх имел 200 жен, при этом носил простую рубаху, которую занашивал до дыр. Ибн Джабар разбойничал до 70 лет и сколотил приличное состояние.

Ислам проводит четкую грань между трудом достойным - халал и недостойным - харам. Те, кто связан с игорным и алкогольным бизнесом, а также все мошенники, ростовщики и взяточники "будут страдальцами в огне, в нем они останутся вечно", - обещает Коран. "Бог позволил прибыль в торговле, а лихву запретил. Тот, к кому придет это наставление, и он будет воздержан, тому будет за то снисхождение…" Руководствуясь Кораном, дубайские шейхи отменили налоги на торговлю. Лучшие товары крупнейших фирм стоят здесь дешевле, чем в странах-производителях. В Дубае, как в Греции, есть все, причем по сходной цене. В этом мы убедились, посетив торговый квартал Дейра.

Рынок по-арабски "сук". Он - средоточие городской жизни. На нем лучше побывать вечером, когда с падением жары возрастает деловая активность. Рыночная лавка дуккан представляет собой комнату, выходящую на улицу. Граница между лавкой и улицей весьма зыбкая. Часть товаров лежит в мешках прямо на земле. Продавцы сидят в дуккане с утра до вечера. Еду им приносят из дома или из соседних кафе. На восточном базаре не надо молчать, здесь надо торговаться. Покупатель и продавец долго примериваются друг к другу. Покупатель может несколько раз отойти от дуккана. Но в конце концов, если товар действительно хорош, обе стороны сходятся на приемлемой цене. Ряд со специями найти просто. Запах мускуса и корицы слышишь издалека. Дукканы благоухают лепестками роз, лекарственными растениями. Редкие благовония везут сюда из Йемена, как его здесь называют, Счастливой Аравии. Оттуда же доставляют ладан. Одно время мода на него прошла, но сейчас пахучие смолы снова главный йеменский товар. На рынке специй можно запастись солью из Сахары, морской солью с берегов Атлантики, розовым маслом из Швейцарии и розовой водой из Персии. В Дубае товары с Борнео и Суматры встречаются с товарами из Индии, Афганистана и Китая.

Золотой сук - самый знаменитый рынок эмирата. Тут витрины ломятся от браслетов, ожерелий, брошек и серег. Арабское золото добывают в пустыне. Золотоискатели выходят на разведку ночью при лунном свете и отмечают места, где что-нибудь блестит. Промывают песок на следующий день. Много золота везут из Италии. Его охотно покупают индийские торговцы, которых на золотом суке большинство. В последнее время в моду снова входит натуральный жемчуг. Из-за идеально круглой формы аравийские жемчужины считаются лучшими в мире. Их добывают с апреля по октябрь. Есть в Дубае и места, где готовы удовлетворить запросы клиентов, которые не гонятся за дешевизной. На один из таких магазинчиков мы набрели совершенно случайно. Оказывается, сюда захаживают шейхи со всего Ближнего Востока. Хозяин - армянин, живет в Бельгии. Большинство сотрудников родились в Ереване.

С золотого рынка мы отправились в квартал Бар-Дубай, на улицу Аль-Фахиди. В Бар-Дубае расположены знаменитые магазины электроники. Цены здесь на порядок ниже, чем в России. Бойкая торговля идет почти до полуночи. На следующий день мы отправились осматривать торговые центры. Большинство роскошных магазинов возводили и оформляли европейцы. Центр не случайно оформлен в стиле Ренессанса. В Европе этот период начался сразу после мрачного Средневековья. Европейцы тогда обратились к классическим ценностям, начался расцвет науки и коммерции. Дубайский центр напоминает одновременно о Флоренции, Венеции и Пизе. В центре ренессансного города обязательно была площадь, где люди обменивались товарами и новостями. На такой же площади можно отдохнуть после походов по магазинчикам. Весь этот потребительский рай возник в Объединенных Арабских Эмиратах сравнительно недавно. В городе помнят времена, когда торговля велась полулегально. Теперь же никого не интересует, что и в каких количествах ты продаешь. Главное - вовремя плати за лицензию. Продажа лицензий - одна из главных статей дохода государства. Деньги от продажи нефти дают всего 10 процентов доходов бюджета. Остальное - торговля и туризм.

Каждый год Дубай посещают 5 млн. туристов. В 2015 г. их будет 40 млн. Гостиниц уже не хватает. Его высочество, генерал, министр обороны и наследный принц Мухамед бин Рашид аль Мактум два года назад затеял грандиозный проект, который называется "Пальма". Он подкупает масштабностью замысла. Сверху комплекс, действительно, похож на пальму. Длинна ее ствола - 24 км. На одиннадцатикилометровом полумесяце, который окружает ствол и ветви пальмы, будет построено 50 гостиниц. Полумесяц играет роль волнореза, который выдерживает пятибалльный шторм. На 17 островах, входящих в крону, будет построено две с половиной тысячи вилл и бунгало, а также две бухты для прогулочных яхт и катеров. В прошлом году к проекту присоединился Кувейт. Уже освоено около 100 млн. долларов. Общая же стоимость строительства - несколько миллиардов. Ничего подобного в мире еще не видели.

Нас любезно пригласили взглянуть на то, что уже сделано. Над сооружением островов, составляющих ствол пальмы, трудились 1 000 человек, 10 землечерпалок, 40 барж, кораблей и кранов. Земляные работы уже близятся к завершению. Комплекс увеличил береговую линию Дубая на 120 км. Чтобы насыпать острова, понадобилось 100 млн. кубометров песка и камней. Их доставляли из 16 карьеров. Если насыпь превратить в стену высотой 2 м и толщиной полметра, она опояшет Землю 3 раза. "Пальма" - проект амбициозный. Это сооружение видно из космоса невооруженным глазом. Одновременно здесь будут проживать 5 тыс. человек. Потенциальные владельцы роскошных особняков и квартир могут рассчитывать на персональный пляж и бассейн. Иностранцы впервые получают возможность приобрести жилье в Арабских Эмиратах - раньше это было запрещено. Правительство Дубая пригласило нас приехать через три года, к открытию комплекса.
 
Как видите, страна живет не прошлым, которого у нее почти нет, а настоящим и будущим. Чем закончатся благие начинания дубайцев по обустройству своей родины - ведомо одному Аллаху. Во всяком случае, мы желаем им успеха и процветания. 

Новости партнёров