Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Эфиопия. Монастыри озера Тана

Эфиопия. Монастыри озера Тана

В четырехстах километрах от столицы Эфиопии города Аддис-Абебы находится озеро Тана, - крупнейший пресноводный водоем в Восточной Африке. Озеро усеяно крохотными островами, на которых живут небольшие общины монахов и монахинь. Святые места, расположенные по всей стране, были желанной целью для богомольцев из самых отдаленных уголков страны. Монастыри озера Тана - не исключение. Иногда сюда забредают пилигримы - "посланники Бога". Это монахи по духу, но к монастырскому сообществу они не принадлежат. Их называют отшельниками, батхави.

Монахами становятся не только те, кто прошел тернистый путь обучения. Это звание спасает от кредиторов, ибо монах перестает существовать для мирской жизни. Некоторые старики принимают коб (монашество), когда начинают уставать от жизни. Монахини, так же как и монахи, носят шапочку "коб". Она - знак того, что человек оставил суету мирской жизни. В этом монастыре пятнадцать послушниц. Когда на остров приезжают гости, монахини стараются не показываться им на глаза, прячутся по кельям, ибо полностью отдают себя Богу, трудятся только на благо души. В маленькой комнатке живут от трех до пяти женщин. Старшая монастыря, алака, присматривает за порядком и дисциплиной. Она указывает послушницам, что делать. С утра алака отправила десятерых на сельхозработы, две монахини наводили порядок на кухне, остальные - в церкви.
 
Есть в монастыре свое ателье, где послушницы шьют одежду для священников. Кое-что идет на продажу. Мастерскую освещают два лика: Иисус Христос и нынешний Абуна, или Абатачин (Наш отец). Так называют в Эфиопии молодого патриарха. Только он имеет право посвящать в духовный сан.
 
Помимо послушниц на острове живут трое мужчин. Все они священники и служат в маленькой монастырской церквушке. Каждый из послушников следует собственной духовной дорогой к аскетическому идеалу. Аскетизмом люди восторгаются иногда больше, чем всеми другими добродетелями. Монахи постятся в общей сложности 250 дней в году.
 
Мы отправились на следующий остров, в мужской монастырь. В V столетии в Эфиопию прибыли девять сирийских христиан. Эти святые люди принесли в Абиссинию монастырский устав. Они перевели Священное Писание с греческого на местный язык. Сегодня, как и в Средние века, мать-церковь проникает во все сферы жизни. Священнослужители - незаменимые члены общества - пользуются огромным уважением. То же относится к монахам. Абиссинские монастыри всегда были ревностными хранителями не только веры, но и местной литературы и искусства.

В мужском монастыре организован музей. Экскурсий, правда, по нему не водят - места нет. Аббата Кылмыдын, что значит "золотая травинка", рассказывал, что в музее хранятся 170 рукописей священных текстов, изделия из золота, серебра, бронзы. Наш гид - дабтар. Это церковное звание. Дабтары могут жениться и разводиться. Как правило, они эрудированны, знают церковный язык. Дабтары - связующие звенья между миром и церковью. Многие из них колдуны, которые общаются с силами тьмы. Аббата рассказывал о царских коронах, которые хранятся в ризнице-музее. Некоторые головные уборы ровесники Москвы и даже Киева.

Эфиопские кресты раньше использовали во время церемоний. Они очень старые. На "обычных" распятиях нет украшений, узоров. Во всех православных странах можно найти похожие. Правда, эти все же отличаются. На обратной стороне можно увидеть рисунки на евангельские темы. Здесь несколько сцен из земной жизни Иисуса Христа. На одном из крестов изображены альфа и омега, знаки бесконечности. Только на эфиопских крестах можно увидеть такое. Есть крест Авраама. Помните эту историю, когда Авраам отправился на гору, чтобы принести в жертву Иакова. Тогда вместо сына Авраам зарезал овцу. Ее рожки на кресте напоминают о том, что Христос своей смертью искупил грехи, и теперь можно просить Бога о Спасении.

Поверхность креста из города Гондар разделена на квадраты. Крест из Аксума сделан из меди в 682 г. И, наконец, последний - из города Лалибелла. На нем можно узнать Иисуса Христа. 12 апостолов сидят вместе с нашими святыми. На обороте Дева Мария, архангелы Михаил, Гавриил и Георгий Победоносец, покровитель эфиопов. Есть кадила очень старые, XIII века, из бронзы, которые не используются во время службы. Для этого у них есть кадила поновее.

Надо сказать, что абиссинской литературе 2 000 лет. Такого феномена нигде более в Африке не встречается. Книги писали на языке геэз. От него произошло несколько современных языков. Нынешним жителям Эфиопии геэз непонятен, хотя каждый может прочесть церковный текст. Древние книги писались каллиграфами на пергаменте натуральными красками. Миниатюристы украшали Евангелия, жития местных святых, прочие религиозные тексты прекрасными рисунками. Литература абиссинцев по большей части состоит из священных текстов и их толкований.

Перед тем как мы вошли в церковь, нам показали иконы, которые никто из гостей еще не видел. По пятницам на них могут смотреть только священнослужители. Мы отправились в храм, а Аббата пытался запереть ризницу. Говорит, замок новый плохо работает, зато дверь очень старая, XVI века, работает хорошо. Все абиссинские церкви напоминают огромные круглые шляпы. Крыши соломенные или жестяные. Снаружи выставлен горшок с пеплом жертвенных овец. Больные животом разводят его в воде и пьют. Пеплом также лечат проказу, говорят, помогает. Люди приходят в монастырь поклониться монаху Иоанну. Он прилетел сюда из Иерусалима на облаке. Людям он сказал: "Если вы поверите мне, то получите все, что захотите. Абсолютно все". Он был, как Иисус. Раньше люди приносили жертвы дракону. Монах сказал: "Я убью дракона, если вы пойдете за мной, если поверите в моего Бога".

Монастырь был основан еще до истории с драконом. Его основатель Абуна Иоханес отправился в Иерусалим и привез оттуда ключи, Священное Писание, ритуальный посох, древком которого прикончили озерное чудовище. Монаха Иоанна похоронили в монастырской церкви. Больные эфиопы приходят за могильной землей, чтобы подлечиться. Ее, как и пепел, оставшийся от жертвы всесожжения, разводят в воде и пьют. Абиссинцы чрезвычайно гордятся своей долгой историей, высокой культурой и православной верой. На представителей других африканских рас они смотрят свысока. Однако эфиопы люди очень милые. Их национальная гордость и христианское смирение не могут не потрясать. Но рассказ об этом еще впереди.

Новости партнёров