Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Италия. Леонардо. Трактат о полете

"…Мне приходит в голову как будто очень раннее воспоминание, что, когда я лежал еще в колыбели, прилетел ко мне коршун, открыл мне своим хвостом рот и много раз коснулся хвостом моих губ". Эта запись в дневниках Леонардо да Винчи вызывает немало споров среди исследователей его творчества. Фрейд, как обычно, все сводит к сексуальным наклонностям. Другие полагают, что это, скорее, выдумка. Будто бы Леонардо пытался внушить самому себе, что полет возможен, и только он сможет создать крылья. В подобной версии есть доля правды. Ведь в XV - начале XVI веке мечтать о полете мог только безумец. И этим безумцем был Леонардо. Но авторитет маэстро был столь велик, что его скорее считали демоном, чем чудаком. Мало кто понимал истинную причину некоторых поступков да Винчи. Например, Леонардо покупал на базаре птиц, а потом уходил за город, чтобы выпустить их на волю. Этот, казалось бы, безобидный и даже гуманный жест в глазах обывателей выглядел странным. То ли гадал художник по ним, то ли еще что замыслил, то ли добрый такой? Джорджио Вазари, биограф Леонардо, объяснял это любовью маэстро ко всему живому. Ведь и гусеницу, лежащую на дороге, художник бережно клал в траву, чтоб не растоптали.

Но, судя по дневникам Леонардо, далеко не все пернатые получали свободу. К примеру, он пишет, обращаясь сам к себе: "Произведешь анатомирование крыльев птицы вместе с мускулами груди, движущими эти крылья". Еще в Милане он приступил к ведению подробных записей о полете птиц и движении ветра. "Птица - действующий по математическим законам инструмент, сделать который в человеческой власти…Чтобы дать истинную науку о движении птиц в воздухе, необходимо дать сначала науку о ветре…" Леонардо исписал сотни листов, делая необходимые заметки о воздухе, о ветре, о строении крыльев, о поведении птиц в ту или иную погоду. Причем объектом его внимания были не только птицы, но также насекомые. "Чтобы увидеть летание четырьмя крыльями, пойди во рвы Миланской крепости и увидишь черных стрекоз". Свои записи Леонардо прервал в 1499 г., когда был вынужден покинуть Милан.

Последний год в городе Лодовико Сфорца принес да Винчи много разочарований. Семиметровый глиняный макет конной статуи, над которым Леонардо работал почти 18 лет, был уничтожен ворвавшимися в город французами. "Тайную вечерю" разъедала сырость, и прекрасное творение художника сыпалось на глазах. А многочисленные военные разработки так и не пригодились. Храбрый с виду Сфорца показал прыть зайца, когда убегал от войск Людовика XII. К тому же миланский герцог сильно задолжал художнику, так что кошелек Леонардо пребывал в весьма плачевном состоянии. В общем, все говорило о том, что пора искать новый источник доходов. И маэстро отправился в Венецию. "Я буду богатым, - писал Леонардо в своих дневниках. - Республика готова платить любые деньги, с тех пор как нашествие турок ожидается со дня на день…" Да Винчи делал ставку на свои военные изобретения. Еще в Милане он изобрел немало хитрых приемов для ведения морского сражения, и теперь представился удобный случай ими воспользоваться. Но помимо отравленных бомб, которы
е можно было забрасывать на вражеский корабль, чтобы обезвредить противника, и многих других приспособлений Леонардо более детально продумывает тактику подводных диверсий, изобретая разные способы передвижения под водой. К счастью или нет, но и Венецианская республика не воспользовалась его разработками.

Сложной и противоречивой была натура да Винчи. С одной стороны, он осуждал войну и называл человека "самым злым из диких зверей". С другой - непрестанно изобретал невообразимо жестокие средства для уничтожения себе подобных. А в довершение ко всему поступил на службу к Чезаре Борджиа, человеку, прославившемуся своей жестокостью и кровожадностью. С 1502 по 1503 г. Леонардо состоял в должности главного военного инженера. Он сопровождал Борджиа в походе на Романию и дал полный ход своей опасной фантазии, изобретая и усовершенствуя разные виды оружия. Чувствовал ли он разницу между добром и злом? Как мог один и тот же человек создавать чистые образы мадонн и страшные орудия смерти? И неужели одна и та же рука написала светлый облик Христа в "Тайной вечере", а несколькими годами позже создала почти демонический образ Иоанна Крестителя. Кем был Леонардо да Винчи? На этот вопрос не могли ответить современники маэстро и вряд ли ответят люди XXI века.

В 1503 г. Леонардо да Винчи возвращается во Флоренцию. Когда-то он покидал этот город как талантливый художник и способный к наукам молодой человек. Теперь он вернулся признанным живописцем и гениальным инженером, которому подвластны все стихии. Он покорил воду, сушу и дерзал подняться к облакам. В родном городе Леонардо вернулся к работе над летательным аппаратом. И именно во Флоренции он значительно продвинулся в своих изысканиях. "С горы, получившей имя от большой птицы, начнет полет знаменитая птица, которая наполнит мир великой о себе молвой". Большой птицей в Тоскане называли вершину Монте-Чечеро, рядом с Флоренцией и именно там маэстро намеревался опробовать свои крылья. Вероятно, полет прошел неудачно, либо вовсе не состоялся, так как разработкой летательного аппарата Леонардо занимался всю оставшуюся жизнь вплоть до самой смерти, так и не узнав, способно ли его изобретение летать. И только в 2002 г., спустя почти 600 лет, одна англичанка осмелилась совершить полет на леонардовских крыльях, воссоздав
их по чертежам маэстро. Она пробыла в воздухе ничтожно мало, всего 17 секунд, но тем не менее конструкция выдержала испытание.

Флорентийцы к дерзким замыслам Леонардо относились без должного уважения, считая их пустой тратой времени и сил. Для них да Винчи был в первую очередь живописцем. И совет Сеньории сделал Леонардо заказ, украсить новую залу Большого Собрания, которая была построена позади Палаццио Веккьо. Одновременно с ним получает заказ и Микеланджело Буонарроти, которому Сеньория отдала вторую часть стены. Был ли это коварный замысел или стечение обстоятельств - сказать трудно, но роспись стены превратилась в настоящую дуэль. Дело в том, что и тот, и другой, мягко говоря, не ладили. Причем у Микеланджело были все основания недолюбливать да Винчи из-за его небрежения к скульптуре и скульпторам. Работа скульптора "часто сопровождается великим потом, который, смешиваясь с пылью, превращается в грязь, залепляет лицо… жилище скульптора запачкано: оно полно пыли и кусков камня. Совершенно противоположное этому происходит у живописца…" Далее Леонардо расписывает как приятна, аккуратна и изысканна работа с красками. Если к подобным высказываниям прибавить модные одежды и красоту да Винчи, в противовес неказистости и неряшливости Буонарроти, то нетрудно себе представить размеры ссоры. Но, как бы там ни было, а художники взялись за дело. Леонардо выбрал историческую тему "Битва при Ангиари". Микеланджело - "Битва при Кашине". Флоренция следила за работой мастеров, затаив дыхание. Кто лучше? Оба спешили, Сеньория торопила со сроками. К 1505 г. подготовительный картон Леонардо был готов. Маэстро начал переносить рисунок на стену. И снова его неугомонный ум начал изобретать. Леонардо работал маслом - краской, которая долго сохнет, что позволяет легко исправлять неудачные места. Именно за это, художник отдавал ей предпочтение. Но в "Битве при Ангиари" надо было спешить. И Леонардо создал искусственную сушку, разведя вдоль стены огонь. И снова да Вични видел гибель собственного творения. Только теперь полотно разъедала не влага, а языки пламени. Понадобилось меньше получаса, чтобы картина Леонардо превратилась в грязное месиво. "Лошади, люди,
копья, деревья, скалы в неразличимом хаосе переплелись и смешались, сливаясь друг с другом".

Спор двух мастеров закончился ничем. Микеланджело так и не приступил к росписи стены, остановившись на подготовительном картоне. В 1506 г. он покинул Флоренцию и отправился в Рим, выполнять заказ Папы римского Юлия II. У молодого еще Микеланджело все было впереди. Его карьера шла в гору. Позади у него был "Давид" и "Пьята", впереди - роспись Сикстинской капеллы, строительство храма "Святого Петра". Для Леонардо наступал очередной период метаний и поисков. Переездов с места на место, пока в 1513 г. в возрасте 51 года он вслед за своим оппонентом в спорах не отправился в Рим. Папа Юлий II был верен своему семейству, как истинный Медичи, он собирал вокруг себя лучших: Микеланджело, Рафаэль и Леонардо. Маэстро поселился в Бельведере, где с головой ушел в математику, механику, физику, гидравлику. Он разработал множество полезных и бесполезных механизмов, опережавших свое время. Усовершенствовал то, что уже имелось. Ему было одинаково интересно создать простой приборчик для измерения влажности воздуха и наряду с эт
им - центробежный насос для осушки болот. Леонардо фонтанировал идеями. Он чувствовал время и торопился, давая себе обещания систематизировать записи и дневники. "О, время, истребитель вещей, и старость завистливая, ты разрушаешь все вещи и все вещи пожираешь твердыми зубами годов, мало-помалу, медленной смертью".

Продолжение следует

Новости партнёров