Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Папуа – Новая Гвинея. Традиции папуасов

Папуа – Новая Гвинея. Традиции папуасов

Тот, кто учился в школе, наверное, помнит, что такое подсечно-огневое земледелие. Для остальных скажем, что это примитивный и малоэффективный способ возделывания огородов. Необходимая площадь леса выжигается практически дотла, а затем несколько лет на этом месте можно сажать все что угодно. Потом истощенный участок забрасывается. Именно так тысячи лет папуасы добывали себе пропитание, выращивая свои основные овощи: таро, ямс и кау-кау.

Надо сказать, что в современной Папуа - Новой Гвинее ничего не изменилось. Большинство семей точно так же продолжает сажать на выжженном пепелище нехитрые подобия картофеля. Палку-копалку при этом, правда, заменили на лопату. Но и то не везде, поскольку пользоваться ею без обуви невозможно. А ботинки есть не у всех. Кстати, отношение папуасов к обуви лучше всего иллюстрирует классическая для этих мест картина: висящие на проводах ботинки. Видно, не очень-то они и нужны местному населению, по крайней мере, большей его части. Равно, как и автомобили, потому что ездить простым папуасам некуда. Жизнь их протекает в довольно замкнутом деревенском мире. К тому же в Папуа - Новой Гвинее очень мало дорог. Они построены в основном вокруг крупных городов, расположенных на побережье, и заканчиваются в нескольких сотнях километрах от них. Что уж тут говорить, если даже два крупнейших города страны Порт-Морсби и Маданг не соединяются между собой по суше нормальными шоссе.

Может быть, и по этой причине большая часть населения страны до сих пор живет так, как жили тысячи лет назад их далекие предки. Конечно, ткани уже почти везде заменили пальмовые листья, и традиционная одежда надевается исключительно по праздникам или для гостей, которые только этого и ждут, но в целом жизнь тысяч людей протекает в том же размеренном и неторопливом ритме, что и всегда. В Папуа - Новой Гвинее нет каких-либо серьезных исторических памятников, в нашем европейском понимании. Зато здесь есть такое, чего не встретишь больше нигде на Земле, - это люди, сохранившие свои обычаи и традиции, которые возникли много тысяч лет назад. Этнографы XX века получили уникальную возможность исследовать жизнь папуасов такой, какой она была в каменном веке.

Основным материалом при постройке домов остается дерево, пальмовые листья и трава. Прочный каркас из бамбука или другого подручного материала сооружается буквально за один день. Затем наступает очередь крыши, которая может быть как из травы, так и из листьев. Оба материала прекрасно выдерживают тропические ливни, которые здесь идут с завидным постоянством. Интересно, что все работы выполнялись исключительно каменными инструментами, поскольку до XX века папуасы не знали, что такое железо.

Не знали они и что такое гончарный круг. Так что глиняные горшки лепились только руками при помощи тяжелых булыжников. Сначала глину разминали, потом придавали ей шарообразную форму и в дальнейшем выстукивали некое подобие кастрюли. После этого ее необходимо было обжечь, чтобы придать прочность и жароустойчивость. Все вылепленные горшки выкладывали на кострище и затем обжигались. Надо сказать, что часть их при этом трескалась и лопалась, но в целом процедура была настолько отработана, что во многих местах Папуа - Новой Гвинеи посуду продолжают делать так и по сей день.

Вообще, механизм добычи огня у папуасов несколько отличается от того, что существует у австралийских аборигенов или индейцев. В основе его также трение, но полученное не от вращения палочки, а от ее перетирания. Хотя этот процесс был довольно трудоемким и гораздо проще было постоянно поддерживать огонь в очаге, вокруг которого чаще всего располагались несколько домов деревни. Такие дома, объединенные в небольшие группы, называются вемунами. Это более крупные по сравнению с семьями деревенские образования. Но в любом случае, община остается главенствующим понятием в жизни папуаса. Это определяется тем, что только вместе деревенские жители могли обеспечить свое существование. Иначе они бы просто не выжили.

Все главные вопросы поэтому также решались сообща. Причем это касается и таких личных вопросов, как замужество. Интересно, что жениться могли только представители разных деревень, поскольку юноша и девушка, жившие в одном месте, считались все равно, что родственниками. Они ели одну пищу и потому на их свадьбу налагался запрет. Впрочем, о чувствах людей речь вообще не шла. Поскольку кто за кого выйдет замуж, решали мужчины деревни на всеобщем совете. Женщин при этом вообще ни о чем не спрашивали. Вход им в мужские дома был категорически запрещен. На этом совете также определялась и сумма выкупа за невесту, которую нужно выплатить ее родителям. Количество раковинных денег, зубов собаки и клыков кабана, а также мяса и овощей могло разниться, но в любом случае, все необходимое собиралось со всех жителей деревни. Точно так же все полученное при уходе девушки в другую семью распределялось поровну между всеми селянами. Надо сказать, что такие отношения внутри папуасского общества были далеко не единственным, что пор
азило исследователей этого глухого уголка Земли.
 
С лингвистической точки зрения Папуа - Новая Гвинея представляет собой просто уникальное явление в мировой культуре. Филологи насчитывают здесь до восьмисот языков. То есть если вдуматься, то в Папуа - Новой Гвинее живет всего 0,1 процента населения Земли. И эта ничтожно малая доля говорит на десяти процентах всех существующих языков. Такая парадоксальная ситуация получила название языковых джунглей.
 
Точное количество языков подсчитать не удается, потому что границы их четко не определены. Жители соседних деревень говорят на разных языках, но понимают друг друга. Люди из более дальнего поселения уже плохо понимают людей из первого. Ну а если отойти еще дальше, то непонимание станет полным. И такое волнообразное распространение языков покрывает всю Папуа - Новую Гвинею. Все зависит от выбора точки отсчета. В одном случае границы языка одни, а в другом - другие. Короче, сколько же языков здесь на самом деле, до сих пор остается загадкой.

Первых европейцев, оказавшихся в этих местах, очень пугали кроваво-красные рты некоторых людей. Это не кровь, а всего лишь химическая реакция, которая проистекает от постоянного жевания бетеля - плода арековой пальмы, вперемешку с особым стручком мастарда, также растущего на пальмах, и лаймы - белого порошка, полученного путем перетирания определенного ракушечника. Все вместе это дает легкий одурманивающий эффект. Все необходимое для жевания бетеля стоит копейки и продается на каждом углу или растет рядом с домом. Хотя наркотиком бетель и не считается, но от постоянного его жевания мозги, естественно, затуманиваются. Можно сказать, что эффект от жевания одного ореха равен приблизительно эффекту от выпивания полстакана водки, только проходит он гораздо быстрее.
 
Если же судить по количеству красных плевков, которые остаются после выплевывания смеси, то можно предположить, что неумеренное потребление бетеля остается излюбленным времяпрепровождением очень большой части современных папуасов. А потому можно сказать, что жизнь многих папуасов протекает словно в тумане. Хорошо это или же плохо, мы судить не беремся. 

Новости партнёров