Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Италия. Леонардо. Поклонение волхвов

Лоренцо Великолепный, вставший во главе Флорентийской республики в 1469 г., мало походил на своего отца Пьеро Подагрика, чье правление продлилось всего пять лет. Зато Лоренцо многое унаследовал от деда - Козимо Медичи. По крайней мере, любовью ко всему возвышенному Лоренцо был обязан именно ему. Живописцы и скульпторы, ученые и философы, поэты, архитекторы - целая плеяда талантливых людей Италии вошла в окружение Великолепного. Флоренция его времени была средоточием всего лучшего. Она задавала тон, прочие же города старались подражать ей. Лоренцо, который был далеко не великолепен внешне, с лихвой возместил сей недостаток изысканностью манер и вкуса. Он лично заглядывал в мастерские, или, как их тогда называли, боттеги, художников, замечая новых учеников и беседуя с мастерами. Не обошел стороной он и мастерскую Верроккьо. Здесь он впервые увидел юного Леонардо. Молодой человек произвел на него впечатление, но скверная история с анонимным доносом, случившаяся в 1476 г., поубавила пыл Великолепного. И прошло не менее двух лет, прежде чем правитель Флоренции вновь допустил художника к своей персоне. Он любил беседовать с Леонардо о науке и поэзии, о музыке, об искусстве и с любопытством выслушивал новые парадоксальные идеи живописца.

Что же касается самого Леонардо, то, расставшись с Верроккьо, он словно растворился в городе. Дело в том, что точно неизвестно, где художник творил свои шедевры. Временами он наведывался в дом детства в деревню Анкиано, где жил дядюшка Франческо, но подолгу там не задерживался. В доме отца ему было неуютно. Сер Пьеро, похоронивший уже вторую жену, вновь вступил в брак. На сей раз его избранницей стала Маргарита Джульелмо, которая, в отличие от своих предшественниц, горячих чувств к пасынку не питала. Она справедливо полагала, что 26-летний Леонардо должен сам заботиться о своем пропитании и жилье. Поскольку в своих дневниках маэстро ни слова не говорит о том, где он обитал в те годы, то в наследство любителям его творчества остаются лишь гипотезы. Одна из них указывает его местом жительства улицу Проконсоло, где в эпоху Ренессанса находилось большинство боттег художников. Но шумная в прошлом Проконсоло, сегодня мало чем напоминает обитель людей искусства. В лучшем случае, здесь можно встретить багетную мастерскую, с массивными рамами в витрине. Что уж говорить о следах, оставленных Леонардо?

Согласно второй версии художник снял комнаты неподалеку от Понте Веккьо - самого древнего моста Флоренции. Собственно, благодаря своему возрасту он и получил такое название Понте Веккьо, что означает "Старый мост". История Понте Веккьо берет начало с римских времен. Именно тогда здесь появился первый мост, но в 1117 г. он рухнул, ему на смену вырос другой, но и он обрушился в воды Арно. Современная версия моста появилась в 1345 г. и служит флорентийцам по сей день. Сегодня Понте Веккьо нередко называют "золотым мостом" из-за множества ювелирных лавок. Говорят, что это рай для женщин и ад для мужчин. Но в конце XV века здесь ютились рыбные и мясные магазинчики, а на вторых этажах были крошечные квартирки торговцев. Удушливый запах распространялся далеко за пределы Понте Веккьо и это, несмотря на то, что флорентийцы считались чистюлями. В общем, вполне возможно, что именно эту оживленную часть города выбрал Леонардо. Особенно, если учитывать его интерес к человеческим типажам.

Как писал Джорджио Вазари, биограф да Винчи, "он испытывал такое удовольствие при виде человека со странной головой… что мог целый день бродить следом за такой понравившейся ему фигурой…" Сохранилось немало рисунков, где маэстро запечатлел дефекты лиц. Он изучал физиогномику с усердием психолога. "Наблюдайте смеющихся, плачущих, рассматривайте кричащих от гнева и так все состояния нашей души", - писал художник в "Трактате о Живописи". Он делал множество зарисовок со случайно встреченных людей. Среди его работ можно найти цыганского атамана Скарамучча, который, естественно, не был добровольной моделью. Его портрет - это результат уникальной фотографической памяти, которую маэстро развивал с особым усердием. В дневниках он отмечал, что "получается немалая польза от того, чтобы, лежа в постели в темноте, повторять в воображении поверхностные очертания форм, прежде изученные…чтобы закреплять в памяти предметы". Наряду с этими почти карикатурными рисунками Леонардо работает над темой Мадонна с младенцем. Он делает наброски, изучает движения рук, выражения лиц. "Руки и кисти во всех своих действиях должны обнаруживать намерения того, кто движет ими… маленьких детей следует изображать с быстрыми и неловкими движениями, когда они сидят, и робкими и боязливыми - когда стоят…" Далее Леонардо досконально описывает, как должно изображать женщин, наклон их головы и положение коленей. Но слова не могут научить тому, что делал сам художник. Он создал облик Мадонны, которую потом тщательно копировал Рафаэль и не он один.

Несмотря на то что Леонардо в своих дневниках не раз упоминал о важности одиночества, он не старался избегать общества. В ту пору он нередко посещал дом Бенчи. Это семейство занимало видное место в обществе, так как управляло банком Медичи. Благодаря этому знакомству Леонардо создает первый портрет. Его модель, дочь хозяина дома Дженевра Бенчи, изображена без тени улыбки. Ее слишком бледное лицо серьезно. Это тем более странно, что современники, описывая ее привлекательность, непременно говорили об улыбке, которая таила в себе "редкую чистоту". Предполагается, что до нас дошла лишь часть работы. Утеряно изображение рук прекрасной флорентийки, которые были сложены, как у Джоконды. Кроме семьи Бенчи Леонардо тесно общается с Томмазо Мазини да Перетола, по прозвищу Зороастра. Мазини знал механику, гидравлику, был скульптором, художником. О нем говорили, что ему известен секрет, как превратить свинец в золото. Вместе они разработали проект моста, который можно было в мгновение ока перекинуть с одного берега на другой. Создали мини-модель подвижной крепости, в основании которой были колеса. Продумали систему каналов, которые бы образовали единую сеть водоснабжения. В ранних дневниках Леонардо встречаются первые разработки аппарата для дыхания под водой, самодвижущаяся повозка, приспособление для изготовления вогнутых зеркал.

Это увлечение Леонардо беспокоило сера Пьеро да Винчи. Он полагал, что сыну следует заниматься чем-то одним. И если уж дан ему талант живописца, то не следует им пренебрегать. Тем более что хитроумные изобретения Леонардо не приносили денег. Возможно, по этой причине Сер Пьеро, занимавшийся нотариальными делами монастыря Сан-Донато Скопецо, порекомендовал монахам обратиться к сыну, чтобы тот украсил алтарную часть монастырской церкви. И в 1481 г. Леонардо получает заказ на картину "Поклонение волхвов". Согласно договору он должен был завершить работу за два с половиной года. По мере разработки идеи замысел да Винчи менялся, пока не перерос в неожиданно смелое решение. Мастер с невероятной математический точностью подошел к разработке линейной перспективы. А несколько десятков фигур, даже в незаконченном виде, выглядели динамично и не походили друг на друга, что являлось большой редкостью для художников того времени. "Поклонение волхвов" осталось незаконченным. Монахи Сан-Донато, выплатившие художнику часть гонорара, негодовали, но вынуждены были передать заказ Филлипино Липпи. А леонардовское творение осталось в доме семьи Бенчи. Полузавершенный шедевр пытались дописать, а позднее отреставрировать. И то и другое могло навсегда изуродовать полотно, но оно чудом уцелело.

Более печальная участь постигла другую работу Леонардо - "Святой Иероним", которую художник начал писать в то же время и так же оставил незаконченной. Эта картина была найдена только в XIX веке. Нижняя часть ее находилась в лавке старьевщика и служила крышкой сундука, а половина с изображением головы святого была приспособлена под сидение табурета в мастерской сапожника. Если верить Джорджио Вазари, то до наших дней не дошла по меньшей мере половина работ Леонардо того периода. В конце 1482 г. художник, взяв с собой лишь дневники, оставил Флоренцию и отправился в Милан. В городе, где правил Лодовико Сфорца, он надеялся раскрыться не только как художник, но и как скульптор, изобретатель, военный инженер. Но об этом вы узнаете в следующей программе "Вокруг Света".

Продолжение следует

Новости партнёров