Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Италия. Леонардо. Детство в Винчи

"Родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля 1452 г., в субботу, в третьем часу ночи. Назван был Леонардо. Священник Пьеро ди Бартоломео из Винчи окрестил его и присутствовали при сем…" Далее дед Леонардо, Антонио да Винчи, приводит весьма внушительный список лучших людей города Винчи. Крестины мальчика состоялись в церкви Санта-Кроче, что стоит в самом центре Винчи, соревнуясь в высоте и великолепии с древним замком Гуиди. Несмотря на помпезность, с которой проходили крестины, рождение внука было для Антонио не только радостью, но и проблемой. Сер Пьеро, отец ребенка, был способным молодым человеком 25 лет от роду. По семейной традиции он стал нотариусом и блестяще справлялся со своими обязанностями. Обращение "сер" уже стало неотъемлемой частью его имени, ведь по обычаям Италии того времени именно так именовали нотариусов.

В общем, все было прекрасно, кроме одного - юноша сверх всякой меры тяготел к слабому полу. И его последнее увлечение уже принесло свои плоды, в виде маленького Леонардо. Девица Катарина, прекрасная пейзанка из Винчи, вскружила Пьеро голову, а в результате приходилось ломать голову старому Антонио. Дед быстро нашел выход из положения. Уже через четыре месяца сера Пьеро женили на 16-летней флорентийке из хорошей семьи по имени Альбера. Старый Антонио не обошел стороной и прекрасную Катарину, поспешив выдать ее за гончара по прозвищу Аккатабирга, то есть задира. Далее жизненные пути трех главных героев: отца, матери и сына - расходятся. Сер Пьеро уезжает во Флоренцию, где живет с молодой женой. А Катарина поселилась в гончарной мастерской неуравновешенного Аккатабирги.

В этой истории мать Леонардо, пожалуй, самый загадочный персонаж… О ней известно ничтожно мало. Один из самых ранних биографов Леонардо, называвший себя Аноним Гаддиано, писал, что была она "хорошей крови". В XV веке, если о девушке говорили подобным образом, то имели в виду ее красоту, здоровье и душевную чистоту, но не происхождение. Однако, несмотря на эти неоспоримые достоинства, Катарина, в глазах старого Антонио, выглядела не более чем крестьянкой, которая и в подметки не годится блистательному серу Пьеро. Тот же Аноним Гаддиано написал, что от Аккатабриги Катарина родила пятерых детей и дожила до самой старости. Вот и вся биография. Забрала ли Катарина своего первенца с собой или дед Антонио с женой Лючией оставили мальчика у себя, сказать трудно. Равно как, неизвестно, общался ли Леонардо с матерью вообще.

Старый Антонио по собственному, довольно суровому сценарию разыграл финал любовной истории сына и прекрасной Катарины. Но при этом именно с его легкой руки незаконнорожденный Леонардо был с первых же дней жизни записан как сын своего отца, что сыграло немаловажную роль в судьбе художника. Ведь род да Винчи известен еще с XIII века. Прадед Леонардо был хранителем печати и послом Флорентийской республики. Таким образом, Леонардо стал членом почтенного семейства. При жизни художника называли не иначе как Леонардо ди Пьеро да Винчи, подчеркивая тем самым, чей он сын. Сам же Леонардо искренне верил, что был плодом большой и светлой любви. Уже будучи зрелым человеком, в одном из своих дневников он написал: "Ребенок, рожденный лишь похотью, без любви, будет бездарным, подлым и тупым… но зачатый при великой любви и желании будет обладать великим умом и остроумием, живостью и изяществом…"

Где и с кем провел Леонардо свои первые пять лет жизни, можно только догадываться. Более или менее точные данные его биографии появляются только в 1457 г. В расходной книжке старого Антонио да Винчи спустя пять лет снова упоминается маленький Леонардо, он числится в так называемом "списке ртов для прокорма", то есть "нахлебников". В Италии эпохи Ренессанса расходные книжки с подобными списками имелись почти в каждом доме. В них входили женщины, старики, дети и слуги, в общем, те, кто едят, но денег в дом не приносят.

Дом Антонио, где теперь жил Леонардо, располагался всего в нескольких километрах от Винчи, в приходе Анкьяно. Старый, добротный, без излишеств, он стоял в живописнейшем месте. Кругом росли серебристые оливковые рощи, а с балкона открывался изумительный вид на гору Монтальбано. Кроме Леонардо, деда, бабки и слуг в доме жил второй сын Антонио, юноша Франческо. Принято считать, что любовь к природе, умение наблюдать за всем происходящим и замечать самые мелкие детали этого могучего и таинственного мира Леонардо перенял от него. Франческо по складу ума был философом, по роду занятий бездельником. Днями напролет племянник и дядя бродили по склонам Монтальбано. Как пишет биограф Леонардо Джоржо Вазари, дядя Франческо научил мальчика понимать природу трав и ценить всякую жизнь, будь-то птица, зверек или шершавая гусеница. Результатом этих ликбезов стал отказ Леонардо от животной пищи из уважения к братьям меньшим и невероятно трогательное отношение ко всем земным тварям. Рассказывают, что, видя на дороге покалеченного кузнечика, Леонардо бережно поднимал его и опускал в траву, чтобы не раздавили. Но любовь любовью, а пытливый ум порой доходил до жестокости, и человек, который только что спас мошку, через минуту нещадно кромсал лягушку, чтобы посмотреть, что у нее внутри, или смазывал воском крылья насекомых. Смотреть, запоминать изучать - вот к чему тяготел маленький Леонардо.

Впрочем, не только природа питала ум Леонардо. Деревня Винчи, которая никогда не отличалась большими размерами, тем не менее имела по крайней мере один неоспоримый козырь - замок Гуиди. Жители деревни рассказывали, что замок вырос во времена великанов, "которые с великой яростью и гордыней ополчились против Неба, но были за сие наказаны". На самом же деле, все выглядело более прозаично. В XII веке по приказу герцогов Гуиди, контролировавших часть городов Тосканской провинции, между Монтальбано и долиной реки Арно была выстроена крепость, как стратегический военный пункт. Мрачная фортификация была неприступна и выглядела весьма внушительно. Со временем рядом с крепостью стали появляться убогие дома. Но поселение было настолько мало, что не дотягивало даже до деревни. К концу XIII века власть Гуиди ослабла, крепость потеряла свое значение, а на другом берегу Арно окрепла и поднялась Флоренция. В это же время горстку домов близ замка Гуиди начали называть "община Винчи". Название появилось само собой. Винчи - это ивовые прутья, из которых тосканские крестьяне плели корзины.

По большому счету, у общины Винчи были все шансы затеряться в безвестности множества других деревень Тосканы, но судьба распорядилась иначе. Теперь Винчи - город, в котором каждый дом, ресторанчик или улица посвящены памяти великого Леонардо, и мрачная башня замка Гуиди, превратившаяся в музей, возвышается над городом как апофеоз поклонения гению. А жители Винчи вместо легенды о великанах теперь рассказывают иное придание, будто бы тот, кто поднимется на саму вершину замка, познает тайну бытия. К сожалению, узкая лестница, ведущая на крышу средневекового сооружения, для посетителей закрыта. Поговаривают, что слишком много любознательных туристов пытались постичь тайну бытия, прыгая с крыши.

Что же касается коллекции музея, то здесь представлены все технические изобретения Леонардо - ужасающие, хитроумные, гениальные, многие из которых на несколько столетий опередили свое время. Чтобы придумать все это, одной жизни мало. А ведь кроме инженерных разработок маэстро детально изучал анатомию, геологию, проводил химические опыты, прекрасно пел и играл на инструментах, сочинял музыку, писал притчи и пьесы, устраивал театральные постановки и создавал шедевры живописи. Неудивительно, что при жизни его считали колдуном и слугой дьявола. Но все это еще впереди, а пока вернемся в те времена, когда "дитя любви" Леонардо с утра до ночи носился по полям Тосканы, с интересом слушая байки своего дяди, а по этой части Франческо был большим мастером. "Знаешь, о чем договорился муравей с пшеничным зерном?" - спрашивал Франческо. Леонардо отрицательно качал головой. И дядя принимался на ходу сочинять притчу о перерождении пшеничного зерна, брошенного в землю. Тем временем отец Леонардо, сер Пьеро, который почти все время проводил во Флоренции и лишь иногда заглядывал в Анкьяно, серьезно увеличил свой капитал и смог позволить себе снять дом близ площади Синьории. Его жена Альбера была бездетна, и Пьеро решил забрать незаконнорожденного сына к себе. В его планах было дать Леонардо хорошее образование, с тем чтобы сын согласно традициям семьи стал нотариусом. "Ты увидишь Флоренцию, мой мальчик, и узнаешь мир". Отец оказался прав. Блистательная Флоренция показала Леонардо все стороны жизни. Здесь он познал головокружительные победы и жестокие поражения.

Продолжение следует

Новости партнёров