Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Монголия. Урга

Монголия. Урга

Одна из народных легенд рассказывает, что на месте современного Улан-Батора когда-то стоял дворец кереитского правителя Ван хана, Царя всех царей. О пышности его двора ходили легенды. Говорили, что будто бы хан после крещения принял имя Иоанна-священника. В западных государствах азиатского правителя знали как короля Джона. Чингисхану он был названным отцом. Во времена бурной молодости великий полководец неоднократно навещал ставку Иоанна-священника.

В более поздние времена живописная долина реки Туул приглянулась буддистам. В XVII веке Ундургэгэн, "Высокий наставник", глава ламаистской церкви и государства, основал обитель, состоящую из временных сооружений. Их окружили завесами из желтых полотнищ. Обитель так и называлась Шар-бесийн-хот, Желтый полотняный город. Это был кочевой монастырь. За 60 лет монахи 20 раз переезжали с места на место. Но однажды они решили окончательно осесть. Урга, а именно так называлась раньше столица Монголии, стала желанным местом для служителей культа. Ведь именно здесь располагалась резиденция духовных правителей. Вокруг центрального монастыря вырос квартал жилых юрт-маймачен. К нему примыкал поселок торговцев и ремесленников с магазинами да лавчонками. Не одна сотня лет прошла с тех давних пор, а юрты на западной окраине столицы по-прежнему стоят.

Всю Ургу опоясывала дорога, по которой совершались религиозные шествия в честь грядущего будды Майтрейи. Российский исследователь Пржевальский в 1870 г. так описал Ургу: "В монгольском городе на первом плане являются кумирни со своими позолоченными куполами и дворец Хутухты - земного представителя божества. Впрочем, этот дворец по своей наружности почти не отличается от кумирен, между которыми самая замечательная - храм Майдари, будущего правителя мира".
 
Позже дворцом божественного наместника стал Зеленый дворец, Ногон-орго, построенный для живого Будды, 8 богдогэгэна. Путь к воротам преграждал каменный щит, который оберегал главу церкви от нечистой силы. За щитом стояли Богдойн-халга (святые ворота), отличающиеся необычайно пышной росписью.
 
На створках дверей - чудо-богатыри, легендарные махараджи, хранители четырех сторон света. Именно эти культовые личности легли в основу легенд о Гэсэр хане, победившем мифических чудовищам. Эти легенды дошли до Тибета. В нишах ворот - те же махараджи со скипетрами, но сделанные из глины с примесью рисовой бумаги. Дворцы чередуются с храмами и беседками. Все постройки ориентированы по сторонам света.
 
Сейчас в Зеленом дворце выставлена бесценная коллекция работ великого монгольского художника Дзанабазара, творившего в средневековье. Его духовное становление началось в 4-летнем возрасте. Малыша посвятили в звание гэгэна, светлого, и отправили в Тибет. Там мальчик достиг небывалых высот в познании, за что получил от далай-ламы титул хутухты, живого бога. Возвратившись на родину, Дзанабазар стал духовным лидером страны. Ему принадлежала заслуга в создании первого монгольского алфавита, соенбо. Начальная буква алфавита красуется на национальном флаге. Однако соенбо был крайне сложным, и сегодня монголы предпочитают пользоваться кириллицей, довольно точно отражающей звуковой ряд языка.

В Тибете мастер познакомился с канонами религиозного искусства. Монгольскому Микеланджело удалось то, что не удавалось многим буддистским художникам. Он смог не просто соблюсти канон. Дзанабазар вдохнул в свои творения жизнь. Вершина его творчества - скульптуры Белой и Зеленой Тары, сияющих богинь… Всевидящей Белой Таре всегда 16 лет. Она воплощает мудрость и сострадание. Она дарует адепту долгую жизнь, спасает от круговорота перерождений, избавляет от многих болезней, в том числе глазных. Зеленая Тара - молодая женщина в полном рассвете красоты. Она освобождает от печали, бедности, боли, дарит радость и уничтожает зло. У буддистов Зеленая Тара - любимая богиня. Ее внимание привлекается ритмичным повторением мантры: Ом-таре-тут-та-ре-ту-ре-сваха. Обеих Тар художник изваял после смерти горячо любимой женщины. Ее отравили, так как связь с любовницей порочила духовного лидера. В каждом изображении можно обнаружить черты сходства с убиенной. Говорят, что одна из статуэток заговорила и назвала имена убийц, но попросила Богдогэгэна не наказывать их.

Дзанабазар так и остался непревзойденным мастером, достигшим небывалых высот в творчестве. Скульптор скончался на 89-м году жизни в Китае, куда его забросила судьба. На протяжении 300 лет буддисты почитают Дзанабазара как бога. Ибо созерцание его работ дарит душе мир и покой, что для верующего важнее всего. Недаром одно из приветствий монгола звучит так: Менду сайн байно-у? Есть ли мир в твоей душе…

Новости партнёров