Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Узбекистан. Махалля

Узбекистан. Махалля

В советские времена местная власть в Узбекистане принадлежала кишлачным и аульным советам на селе и райсоветам в городах - так по крайней мере было записано в законе. На деле функции этих органов ограничивались выдачей справок и развешиванием флагов по пролетарским праздникам. С обретением независимости административные функции советов перешли к городским, областным и районным хокимиятам. На их плечах лежат все хозяйственные заботы, помимо этого, они должны оказывать всяческое содействие объединениям граждан на местах. Нет в республике человека, чья жизнь протекала бы вне такого локального объединения, которые называют здесь махаллями. Даже президент Узбекистана - активный член одной из столичных махаллей. В одном только Ташкенте их 449. В области около тысячи двухсот. В стране порядка 10 тысяч.

Махалля - это соседская община. Они есть в каждом узбекском селе, в каждом городе. Председатель махалли выбирается на два с половиной года. В советское время он работал на общественных началах. Теперь получает небольшую зарплату, примерно 12 долл. в месяц. Немного, поэтому, если возраст не пенсионный, приходится подрабатывать. Возникли махалли в незапамятные времена. Раньше ими руководили аксакалы, старейшины, сейчас председатель. Он избирается общим собранием жителей на два с половиной года. Масар Халмурадов - пенсионер, возглавляет махаллю, носящую имя Фердоуси. Должность раиса, так здесь называют председателей, крайне хлопотная. Деньги в бюджет общины поступают в основном от спонсоров. Махалля имени Фердоуси небогата: на ее территории нет ни заводов, ни фабрик, ни банков. А вот пенсионеров здесь много. Специально для них летом приходится организовывать продажу фруктов и овощей по льготным ценам. Работа с неплательщиками за квартиру - еще одна обязанность раиса. Она приносит махалле немалый доход - на ее счет переводят 10 процентов от суммы покрытого долга.

В махалле Масара 22 многоэтажки, это почти три тысячи жителей, 70% которых русские. Раис знает всех, если не по имени, то в лицо. Масар Халмурадов, председатель махалли им. Фердоуси: "Не все еще хорошо освоили роль и значение махалли. Но несмотря на это, дружба и отношения со всеми жителями других национальностей хорошие и крепкие… Здесь сомнений быть не может…" Соседскую общину можно сравнить с крошечным государством. Есть у него и своя столица - местная чайхана. Чайхана - это не просто маленькое кафе, где можно перекусить, выпить чаю. Чайхана - это своеобразный мужской клуб. У каждой махалли есть своя чайхана. Здесь играют в шахматы, слушают радио, обсуждают общие дела.

Организация и проведение праздников, государственных и семейных, тоже забота махалли. Без ее участия не обходится ни одна свадьба или обряд обрезания. Обрезание - большое событие в жизни узбека. По значимости его можно сравнить с крещением у христиан. Обычно мальчикам делают обрезание, когда им исполняется год, три или пять. На праздник собирается вся махалля. И все же главное торжество в узбекской семье - это свадьба. Узбекская свадьба - мероприятие грандиозное. Гуляют на свадьбе не один день. Поэтому здесь говорят так: сначала узбек работает, чтобы вырастить сына. А затем, чтобы его женить. Чтобы женить сына по всем правилам, родители должны потратить значительные средства.

Знакомая ташкентская семья пригласила меня на свадьбу сына. Праздник начинается с "сабзи туграр" - шинкования моркови для утреннего плова. В доме жениха собираются родственники, соседи - ведь морковки нужно настрогать целую гору. Часто это действо сопровождается выступлением артистов. Приходили сослуживцы и друзья отца, приятели жениха, соседи. За вечер в доме побывало человек пятьсот. Пить за здоровье молодых без молодых как-то непривычно. Но жениха с невестой я не увидел и на утреннем плове. Им на него являться не положено.

Приглашенные начинают собираться на эту важнейшую свадебную церемонию к пяти часам. Свадьбы в Узбекистане играют круглый год, к тому же часто семья жениха и невесты устраивают каждая по отдельному утреннему плову. Так что без работы повар Муххамад-Исхак не сидит. Чтобы приготовить плов на 1 800 человек ему понадобилось 170 кг хорезмского риса, столько же моркови, мяса и 30 литров растительного масла. Мясо и курдючное сало нарезают и раскладывают по блюдам, лягане. Каждое рассчитано на двух гостей.

Мужчины, члены махалли, передают угощение по цепочке в зал. Обязанность эта тяжелая и одновременно почетная. Вновь прибывших встречают распорядители, тоже члены махалли. Они сообщают на кухню, сколько порций следует подать гостям. До плова положено подойти к отцу жениха, чтобы его поприветствовать, после - чтобы поблагодарить за угощение. Обменяться даже двумя репликами с более чем полуторатысячами человек - это, согласитесь, непросто. Утренний плов - это еще отнюдь не конец свадьбы. Главное впереди.

Вечером того же дня жених и невеста появляются наконец перед гостями. В этой финальной части праздника, которая называется базм, принимают участие обе махалли - и со стороны жениха, и со стороны невесты. Приглашенных не так много, как на утреннем плове, всего-то человек семьсот. Дарить молодым принято деньги. Сумма собирается немалая. Но, конечно, главные заботы по обустройству быта новой семьи ложатся на плечи родителей. По традиции родители невесты обеспечивают молодоженов жильем, а родители жениха - обстановкой. Праздник по-узбекски "туй". Редкая неделя обходится без того, чтобы у кого-нибудь из соседей не случилась свадьба или обрезание. Поэтому приглашение на очередной "туй" узбекская семья получает регулярно. А ведь помимо таких крупных праздников существует еще и множество менее значимых. По случаю таких праздников, как "солдат-туя", - возвращение из армии, в сельской махалле иногда устраивают купкари. Группе всадников бросают баранью тушу. Задача - завладеть ею и положить к ногам судей расположившихся на другом конце поля. Победитель получает приз - когда небольшой, на наши деньги рублей двести, а когда и приличный - барана, жеребенка или даже подержанный автомобиль. На приглашение в Узбекистане принято непременно отвечать приглашением. Эта система взаимных обязательств накрепко связывает махаллю. Но есть у этой медали и обратная сторона - за год узбеку приходится гулять минимум на 30-40 свадьбах и стольких же праздниках обрезания. Что накладно и утомительно. Впрочем, традиции существуют не для того, чтобы упрощать жизнь, а для того, чтобы объединять людей.

Новости партнёров