Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Швейцария. Общественный транспорт

Швейцария. Общественный транспорт

Самая первая железная дорога появилась в Швейцарии довольно курьезным образом. Она соединила Цюрих и Баден, который славился источниками, уступчивыми дамами и испанскими булочками. Поэтому швейцарские мужчины частенько садились на поезд и отправлялись подлечиться. Это называлось "поехать за булочкой".

Местные пионеры железных дорог поначалу тянули линии вдоль озер, соединяя тем самым населенные пункты. До середины XIX века жители попадали из одного города в другой по воде. Однако очень скоро преимущества паровозов стали очевидны.

Сегодня многие едут в Швейцарию вовсе не для того, чтобы поесть сыра. Они путешествуют по стране с единственной целью - вдоволь накататься на поездах. Тем более что для неграждан предусмотрены дешевые проездные билеты. Электрички здесь точны и надежны, как часовой механизм. Расписания составлены таким образом, что путешественник при пересадке на другой поезд никогда не ждет более 15 минут. Чужое время - деньги - это хорошо понимают в стране с самой густой транспортной сетью в мире. Мы все ждали, когда же электричка не придет вовремя. Действительно, пару раз поезда запаздывали, правда, всего на пять минут.

В распоряжении Швейцарии Бундесбаан 1 500 кондиционированных вагонов. Мы ни разу не встретили самодеятельных продавцов, торгующих китайским ширпотребом. Вместо них по вагонам возят мини-бары с холодными и горячими закусками. Ассортимент блюд меняется ежемесячно. В составе некоторых поездов есть детские вагоны. Мы сами не видели, но говорят, там нет сидений, а стены оформлены видами Луны и картинами подводного мира. В каждом вагоне - туалетная комната. Нас поразила не столько ее чистота, сколько вакуумная установка, обеспечивающая эту самую чистоту. Водопровод на фотоэлементах. О следующей остановке возвещает электронное табло над дверью. Но настоящий шок наша съемочная группа испытала тогда, когда попала в поезд, оборудованный персональными телевизорами. Одним словом, российскому Министерству путей сообщения есть с кого брать пример.

Для того чтобы полнее насладиться красотами, проплывающими за окном, швейцарцы открыли панорамные маршруты. Великолепие горных лесов, тихие луга и долины, причудливо изогнутые виадуки и галереи, многокилометровые туннели... Невольно в голову приходит мысль, что каждый народ имеет такой общественный транспорт, какой заслуживает. Иногда панорамные поезда справедливо называют "поездами счастья". В них отмечают семейные праздники и вечеринки, устраивают встречи друзей, ведут деловые переговоры, даже конгрессы проводят. Нам посчастливилось проехаться на поезде "Голден пасс" ("Золотой перевал"), идущий от Люцерна к Женевскому озеру.
 
Говоря о железных дорогах, невозможно обойти вниманием проселочные станции, островки цивилизации. Нашему изумлению не было придела, когда в обычной телефонной будке мы обнаружили встроенный компьютер с выходом в Интернет. Услуга оказалась платной, что нас немного расстроило.
 
Если человек привык путешествовать на велосипеде, то лучшей страны, чем Швейцария, не найти. На любой станции есть пункт проката, где за двадцать франков в день вам сдадут велосипед. В конце тура его можно оставить в пункте проката другого вокзала. Весь двухколесный транспорт страны оснащен номерами и застрахован на случай угона. Если путешественник собирается покрыть большое расстояние, велосипед можно приладить к автобусу или взять с собой в поезд.

Горные дороги - уникальное явление, с которым нам также посчастливилось познакомиться. В XIX веке швейцарские инженеры придумали, как втащить паровой локомотив на вершину. Агентства тут же предложили клиентам новый вид отдыха. Изобретение повлекло за собой строительство высокогорных гостиниц. Специфический туризм принес в бюджет дополнительные доходы и создал стране имидж края самых высокогорных железных дорог в мире.

Сначала горы покоряла техника на паровой тяге, затем - электрической. Однако принцип движения вверх остался неизменным: зубчатое колесо локомотива цепляется за зубья рельсы, и состав медленно, но верно поднимается к конечной цели. Дорогу, соединившую город Альпнахштадт и отель "Кульм", проложили еще в 1886 г. Сегодня предприятие перевозит 750 пассажиров в час. "И это не предел, - говорят машинисты, - были бы желающие - перевезем и тысячу". Трасса Альпнахштадт-"Кульм" функционирует с мая по декабрь. За 30 минут горный трамвай преодолевает 4,5 километра, поднимаясь на высоту 1 700 метров. Максимальная скорость при этом 10 км в час, а максимальный уклон достигает 50 градусов! Спускаться вниз опаснее, поэтому скорость движения ниже. До изобретения зубчатых рельсов существовало несколько прожектов того, как доставлять туристов в горы. Самый необычный - строительство у подножия башни, наподобие Эйфелевой. Сначала туристам предлагали взобраться на башню, а затем по канатной дороге перебраться на вершину.

Башен в итоге строить не стали, но кабельные трассы для воздушных трамваев проложили. В отличие от трасс для горного поезда они открыты круглый год. Кабина, в которую может набиться изрядное количество народа, пролетает в секунду 6,5 метра. Всего в Швейцарии натянуто 87 километров кабеля. Через пять минут головокружительного спуска мы меняем громоздкую кабину на кабинку меньшего размера. Это еще один вид общественного транспорта, так называемая подвесная дорога, суммарная длина которой около 30 км...

Общественный транспорт Швейцарии работает в основном на электричестве. Переход на этот вид тяги начался после Первой мировой войны. Тогда страна испытывала большие трудности от нехватки горюче-смазочных материалов. Чтобы впредь не зависеть от импорта, было решено осваивать гидроресурсы. Здесь много полноводных рек, текущих через города. Их воды дают энергию, которой хватает для экологически чистого, муниципального транспорта.

Чтобы почувствовать заботу швейцарцев о всех и вся, проникнуться их стремлением благоустроить, облегчить жизнь себе и другим, достаточно сесть в трамвай. Во многих вагонах кондиционеры. Система открывания дверей принудительная. Действительно, если никто не выходит и не заходит, зачем открывать дверь? Автомобильные дороги в стране узковаты: два транспортных средства разъезжаются с трудом. Поэтому автобусы и грузовики оборудованы специальными брызговиками, чтобы не доставлять беспокойства встречному транспорту. У каждого места в салоне почтового лайнера - ремень безопасности.

Заканчивая очередное путешествие по этой удивительной стране, мы не станем проводить аналогии с нашими поездами, автобусами и трамваями. Скажем лишь, что в этой области швейцарцы опережают нас на целую вечность.

Новости партнёров