Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Дагоны

Другого такого народа в мире нет. Его жизнью управляют колдуны, а календарь основан на шестидесятилетнем цикле движения звезды Сириус по небесной сфере. Называется этот народ дагоны. Его земли находятся в самом центре африканского государства Мали. Благодаря отдаленности их поселений от больших городов догоны смогли до наших дней сохранить почти в первозданном виде свою уникальную культуру и верования.

Плато Бандиагара, где живут дагоны, — это выжженные солнцем скалы, и, кажется, ничто живое здесь существовать не может.

Всего каких-нибудь двенадцать часов пути от Бамако на автомобиле – и я в стране дагонов. Несколько ночей мне придется провести в типичной деревенской гостинице. Деревня Аэнде, где находится этот постоялый двор, лежит у самого подножия плато, дальше автомобильной дороги нет. Приезжие здесь случаются редко — какой-нибудь торговец заглянет, изредка турист. Сейчас я единственный постоялец в этом заведении.

Деревенская гостиница — это три-четыре номера в глинобитной хижине и несколько спальных мест наверху, где мне и предстоит сегодня провести ночь. Можно было, конечно, расположиться внутри. Но там невыносимо душно. Кондиционеров нет, и быть не может по причине отсутствия электричества.

Утро в дагонской деревне начинается с того, что женщины идут по воду. Встают засветло, часа в четыре. И мероприятие это продолжается часов до девяти. Воды в хозяйстве должно быть много. Колодец находится в паре сотен метров от деревни, это здесь считается близко. Раньше, когда люди жили на плато, женщинам приходилось ежедневно по многу раз карабкаться вверх по камням с полными ведрами. Теперь все население перебралось в новую часть деревни, раскинувшуюся у подножия скал, и колодец оказался гораздо ближе к жилью.

Люди переселились на новое место, но жертвенники, чтобы не гневить духов предков, оставили там, где они были. Это самое сакральное место в деревне. Здесь дагоны приносят в жертву быков, баранов и домашнюю птицу. Все зависит от того, с насколько серьезной проблемой догоны столкнулись. Крупных животных поднимают на жертвенник с помощью веревок.

У дагонов необычайно развит культ предков. Им регулярно приносят жертвы, но в особо ответственные моменты обращаются к первопредку Номмо — получеловеку-полузмею. Согласно догонским мифам Номмо прибыл на Землю со звезды Сиги-со, так догоны называют Сириус. Здесь в скалах, поближе к духам и священным местам селятся те, чья миссия – общение с предками.

В одном из домов, который отстоит от деревни на приличное расстояние, живет деревенский колдун огон Арагину. К его помощи прибегают, когда нужно вызвать дождь, изгнать злых духов, вылечить болезнь. Я пришел для того, чтобы он предсказал мою судьбу, но почему-то огон Арагину отказывается это делать. Почему?

Огон Арагину: «Нельзя предсказать судьбу так сразу. К этому нужно долго готовиться и тебе, и мне. К тому же духи приходят только по ночам, днем я не могу разговаривать с ними».

Сакральная жизнь догонов строится в соответствии с шестидесятилетним циклом движения Сириуса по небесной сфере. Они считают, что человеческая жизнь — это шестьдесят лет. Огона выбирают из числа мужчин, переваливших этот рубеж. Считается, что они в какой-то степени, принадлежат миру мертвых — миру предков. И потому могут свободно общаться с духами. Через огона люди приносят жертвы, передают просьбы о помощи и заступничестве. Через него же узнают волю предков.

Огон Арагину: «Быть огоном - тяжелое бремя. Не всякий способен его нести. Огону должны доверять и люди, и духи предков».

Зато если уж духи полюбили огона, они наделяют его чудесной силой. На одной из фотографий — европейская женщина, которую огон Арагину избавил от неизлечимой болезни. Судя по описанию, страдала она банальным радикулитом. В лечебной практике огоны одной магией не ограничиваются. Они широко используют и средства народной медицины. Колдуны у догонов бывают разные. Те, что рангом пониже, с предками не разговаривают, а просто передают людям их волю.

Мы находимся в месте, где происходит общение догонов с духами. Допустим, мне нужно что-то узнать у предков. Я иду к колдуну и задаю ему свой вопрос. Колдун, в свою очередь, идет на это место и с помощью палочек и мелких камней складывает этот вопрос таким образом, чтобы лис смог его прочитать. Ночью сюда приходит божественный лис — Йоруги — и все разбрасывает. По положению предметов колдун узнает, что ответили духи. На самом же деле виновницей беспорядка является обычная пустынная лиса, для которой оставляют угощение — горсть арахиса.

Вера в духов у дагонов настолько сильна, что ее сохраняют даже те, кто давно покинул родные края. Меня познакомили с колдуном, прозванным за болтливость Радио Мали. Он с гордостью рассказал мне, что один из малийских министров — сам по происхождению догон — просил его задать Йуруге вопрос, когда родит его жена и кто это будет — мальчик или девочка. Лис ответил, что родится мальчик, и точно указал день и час. Так все и вышло.

Магия и миф пронизывают жизнь догонов на всех уровнях. Магический смысл приписывается самым обыденным занятиям. Например, ткачеству. Им занимаются исключительно мужчины. В языке дагонов ткань и язык обозначаются одним словом. Дагоны верят, что духи предков с особым удовольствием наблюдают за работой ткача. Если ткать может любой мужчина, то чтобы стать кузнецом, надо быть сыном кузнеца — это ремесло предается по наследству. Анда, когда я пришел к нему в кузню, занимался изготовлением ножа.

В первый раз я увидел такие странные мехи. Две деревянные чашки имеют два выходных отверстия, в которые вставлены железные трубки, а сверху чашки закрыты воловьей кожей. И работает все довольно эффективно.

В недавнем прошлом дагонские кузнецы сами плавили железо из руды. Теперь они используют металлолом, недостатка которого даже в этих краях не ощущается. Кузнецов здесь тоже наделяют магической силой. Они не общаются с духами напрямую, но, поскольку железо связано с землей (его добывают из земли и им же землю обрабатывают) то в обязанности кузнеца входит просить духов послать богатый урожай. Кроме того, кузнецы выступают как судьи во всевозможных спорах.

Анду, кузнец: «Когда вспыхивает ссора между людьми или деревни что-нибудь не поделят, люди приходят ко мне. Одни становятся с этой стороны, другие — с той. Я выслушиваю их и решаю, кто прав. В знак того, что решение принято, я бросаю железо на землю и говорю: «Наши предки уважали друг друга. А мы почитаем наших предков. И потому не может быть ссор между нами». Даже если это им не нравится, люди всегда подчиняются моему решению. Потому что знают, что могут навлечь на всех беду».

Принести беду могут и души недавно умерших родичей, если вовремя не будет проведена церемония Дейма. Попасть на нее — большое везение, так как устраивается праздник раз в несколько лет. Танец масок — главная его часть. Он призван обуздать разрушительную энергию, которой наделена всякая неприкаянная душа. О появлении в деревнях дагонов масок есть целая история. Некая догонская женщина несколько раз встречала в саванне злого духа в маске. Она рассказала об этом мужчинам. Мужчины посоветовали ей в следующий раз взять с собой камень. Женщина так и сделала. Злой дух ее испугался, сбросил маску и убежал. А женщина принесла маску в деревню. Вскоре обнаружилось, что с ее помощью можно общаться с духами предков. Сначала маска принадлежала только женщинам. Но мужчины выкрали ее и со временем научились сами делать такие же. В каждой маске заключен свой сакральный смысл. Главная — канага. Это стилизованная птица, символизирующая связь неба и земли. Вторая по значимости — дом предков. Она разделена на множество этажей, каждый из которых обиталище одного поколения дагонов, покинувших эту землю.

Когда танцор, облаченный в маску канага, касается ею земли, а затем, резко выпрямившись, обращает ее к небесам, он тем самым тоже демонстрирует связь двух миров.

Маски — своего рода ворота, через которые души умерших могут попасть из потустороннего мира в мир живых людей. А танец — язык, на котором догоны с этими душами разговаривают.

Когда смолкнут звуки барабанов и маски будут спрятаны в тайные, недоступные для непосвященных хранилища, вступит в силу новый договор, который очередное поколение заключило во время праздника со своими предками.

Все меньше догонов остается на плато Бандиагара. Люди переселяются в города, где жизнь удобнее, сытнее, разнообразнее. Не исключено, что через несколько десятилетий танец масок будут исполнять только для туристов.

Пока же дагоны продолжают свято верить в то, что всему хорошему они обязаны исключительно предкам, которые требовательны и строги, но не оставляют живущих своими заботами.

Новости партнёров