Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Финляндия. Ледокол «Сампо»

Финляндия. Ледокол «Сампо»

С утра на берег Ботнического залива, к стоянке снегоходов, подтягиваются туристы, одетые в специальные непродуваемые комбинезоны - их выдают в обязательном порядке. Пусть мороз не такой уж и сильный, но на открытом пространстве залива в обычной зимней одежде ветер проберет вас до костей. Управлению снегоходом специально обучаться не надо - сел да поехал. На бок он не валится, не чета мотоциклу, и на руле только два рычажка: газ и тормоз. Перед тем как тронуться в путь, инструктор объясняет элементарные правила безопасности. Между машинами следует держать дистанцию не менее 20 метров - в случае столкновения с виновного будет взыскано 550 евро. Ни в коем случае на ходу нельзя снимать ногу с подножки - это чревато травмой. Если едущий впереди подает сигнал "остановка", "снизить скорость" или "следуйте за мной", надо продублировать его для тех, кто позади тебя. Нарушитель техники безопасности нашелся сразу - им оказался мышонок, решивший поселиться в чреве снегохода. Он был вовремя замечен и, несмотря на сопротивление, спасен от неминуемой гибели.

В зимних полусумерках поверхность замерзшего моря представляется идеально ровной, но это далеко не так. Ветер наметает на льду плохо различимые снежные барханы. Подлетев на таком бархане можно и перевернуться… Какую ты развил скорость, оценить, даже приблизительно, трудно - спидометры работают только на машинах инструкторов. Это сделано специально: по словам инструктора Микки, туристов, особенно русских, хлебом не корми - дай поставить рекорд скорости. Другая опасность, которая подстерегает водителя снегохода на льду Ботнического залива, - проталины. Эта зима выдалась в Финляндии на редкость теплой, так что инструктору время от времени приходится останавливать группу и уезжать вперед на разведку.

Несколько километров гонки по замерзшему заливу, и на пути у нас возникает поросший сказочным лесом мыс. Немного отдалившись от берега, мы обнаружили своего рода рояль в кустах - стойбище саамов, коренных жителей Лапландии. Все, как положено: олени, чум и даже шаман. Желающим было предложено поучаствовать в обряде посвящения в олени. Саамы верят: тот, кто пройдет этот обряд, в следующей жизни будет оленем. Они считают это за высшее счастье. Сам обряд шаман снимать не разрешил - под прицелом камеры у него якобы камлание не получается.

Покидаем стойбище и скоро снова оказываемся на берегу. Цель нашего путешествия - туристический ледокол "Сампо". Построен он был в 1961 г. и честно отработал положенные судам этого класса 30 лет, прокладывая путь караванам в Ботническом заливе. "Сампо" уже собирались отправить в металлолом, но тут мэру города Кеми пришла в голову счастливая идея возить на ледоколе туристов. Теперь надстройку судна украшает герб города, хотя на флоте такого рода излишества не поощряются. "Сампо" возит туристов уже 13 лет. Интерьеры судна переделаны в соответствии с его новым предназначением… Но в машинном отделении трудится все тот же двигатель, мощность которого без малого 9 000 лошадиных сил. Он позволяет ледоколу ломать лед толщиной до полутора метров. Правда, этой зимой такой лед вряд ли успеет нарасти. Посторонним в машинном отделении делать вообще-то нечего, но туристов здесь пускают везде. Главный механик с удовольствием удовлетворяет любопытство публики, не забывая при этом о своих прямых обязанностях.

Вблизи берега лед тонкий и "Сампо" с ним справляется легко. Ветер время от времени начинает дуть с такой силой, что передвигаться по обледенелой палубе приходится хватаясь за поручни… На капитанском мостике все, как на обычном корабле. Впрочем, "Сампо" и есть обычный корабль, только работа у него специфическая. Капитан Йоуни Лаурила много лет проплавал на ледоколе, точной копии этого. "Сампо" он принял после того, как тот был переоборудован в туристическое судно. Теперь моряк, привыкший к многодневным рейсам, каждую ночь проводит на берегу, чему он очень доволен. Еще одно ценное преимущество новой работы - длинный семимесячный отпуск. Ведь в отличие от Северного Ледовитого океана в Ботническом заливе лед держится только с декабря по апрель. Проплававший три десятка лет на судах среднего класса, Йоуни Лаурила с легкой завистью смотрит на тех, кто водит по-настоящему большие корабли. Йоуни Лаурила: "В Англии сейчас построили огромный лайнер. Называется то ли "Елизавета II", то ли "Королева Мэри". Вот на чем бы очень хотелось поплавать - пассажиром, конечно, а не капитаном. 346 метров в длину и 40 в ширину - мне с такой махиной не справиться".

Мы идем в район паковых льдов. Даже в эту теплую зиму они достаточно прочны, чтобы выдержать вес сотни туристов. Есть на "Сампо" и штурман, он прокладывает курс корабля. В намеченной штурманом точке ледокол останавливается, и пассажиров приглашают принять участие в весьма экзотичном действе - такое устраивают только здесь, на "Сампо". Пока одни члены судовой команды расчищают полынью, другие помогают добровольцам облачиться в непромокаемые костюмы, сделанные из толстого пористого материала.

Костюмы - одного стандартного размера. Как правило, они оказываются великоваты… Но случаются исключения… В любом случае, передвигаться в этом облачении не слишком удобно. И в воду погружаться приходится с посторонней помощью… Эса Руусканен, распорядитель: "Эти костюмы - не наше изобретение. Они входят в штатный набор спасательных средств на судах, плавающих в высоких широтах. Без такого костюма человек может продержаться в холодной воде не больше четырех минут, а в костюме - часов шесть. Купать в спасательных костюмах туристов придумал мой двоюродный брат".

Светоотражающие кресты на комбинезонах - отнюдь не украшение. В темное время суток они помогают спасательным судам и вертолетам с помощью прожекторов отыскивать в море людей. В полынье, правда, потеряться невозможно - дальше кромки льда не заплывешь. Эса Руусканен: "Больше всего наше купание любят испанцы и японцы. Японцы вообще помешаны на водных процедурах. Им лишь бы что-нибудь новенькое - хоть прорубь, хоть что. С легкой руки испанцев мы это место называем "Плайя де Кеми". "Плайя" - по-испански пляж".

Студеная вода Ботнического залива на всех действует по-разному. Кто-то впадает в медитативное состояние… кто-то, наоборот, проявляет повышенную активность… Но всем в конце концов становится очень весело. Люди выбираются из воды радостные, но вместе с тем и немного оглушенные. Специальных костюмов на ледоколе "Сампо" около двух десятков. Желающих же поплескаться в полынье набралось гораздо больше. Как только один турист разоблачается, его костюм сразу надевают на следующего…

Елку, которая всю дорогу простояла на корме судна, команда взяла на борт не в качестве украшения. Воткнутая в лед, она будет служить ориентиром для тех, кто ледоколу предпочитает снегоход. Эти экстремалы добираются до полыньи самостоятельно и там ждут прибытия судна. Официантка с водкой появляется только к концу купания. За льдом для напитка далеко ходить не надо, его тут целые поля. В ответ на недоуменные взгляды туристов она объясняет, что лед, хоть это и замерзшая морская вода, не соленый… Если кого-то не радует перспектива выпивать на морозе, он всегда может зайти в ресторан, украшенный фотографиями бывших капитанов ледокола "Сампо"…

С наступлением темноты капитан гудком подает сигнал, что пора закругляться. Отдельные энтузиасты продолжают плескаться в проруби, но в конце концов и им приходится подняться на борт - не оставаться же посреди ледяной пустыни. Обратный путь до Кеми занял не больше часа - туристы едва успели перекусить и обменяться впечатлениями. На причале пассажиров ждал сюрприз. Те и только те, кто отважился принять морскую ванну, получил сертификат о плавании в полярных широтах. Как капитан умудрился запомнить, кто побывал в полынье, а кто нет, одному богу известно. Кому-то сегодняшних приключений хватило с избытком - они отправляются в гостиницу на автобусе. Самые же упорные снова заводят снегоходы…

Новости партнёров