Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Индонезия. Бали

Индонезия. Бали

Согласно древнему преданию остров Бали - это панцирь огромной черепахи, которая покоится среди волн. В переводе с местного "Бали" - это "черная земля". Она возникла между Океаном, где живут демоны, и Небесами, где живут боги. Для обитателей острова Бали олицетворяет земной рай. И действительно - климат здесь прекрасный, а земля плодородна. Главная сельскохозяйственная культура на острове - рис. В поле работают в основном мужчины. Даже традиционно женскую работу - посадку риса выполняют они. Каждая семья имеет свой надел, передающийся по наследству. Община - она здесь называется субак, - которая объединяет крестьян одной деревни, занимается организацией общих работ: ремонтом дорог, колодцев, храмов. На Бали десятки тысяч храмов и жертвенников. Часть их стоит прямо на рисовых полях.

Работают в поле от зари до зари. Но в полдень крестьяне отправляются по домам, чтобы переждать жару. Балийские деревни все на одно лицо, и та, куда я приехал, Табанан, не исключение. Невысокие каменные заборы, за ними каменные же дома без архитектурных излишеств, но вполне современного вида. Перед воротами бамбуковые шесты, похожие на огромные удилища. Это так называемые "пенджоры". К ним привязывают подношения для богов. Балийцы в массе своей индуисты, и жертвоприношение для них - важнейший ритуал.

Я напросился в гости к господину Суда, который ради меня в это горячее время отложил все хозяйственные дела. Балийцы - люди открытые и гостеприимные. Суда с готовностью принялся показывать мне усадьбу, кампунгу, объяснять, как она устроена и какие постройки для чего служат. В поднятом на сваях амбаре хранится рис. Без лестницы в него не попадешь. Зато и грызунам не так просто добраться до зерна. Рядом с амбаром клетки, где держат кур, и загон для свиней. Суда: "Перед тем, как начать строительство усадьбы, я позвал нашего жреца, педанду, и он прогнал с этого места демонов. Потом всего меня обмерил - руки, ноги, пальцы, предплечья - и указал где что надо ставить. Ведь усадьба должна быть подобна хозяину". Два жилых дома - один самого Суда, другой - его родителей - это вроде как руки, двор - живот. Все здесь даже мусорная яма соотнесена с какой-либо частью человеческого тела.

В усадьбе главная женщина. Она и детей воспитывает, и еду готовит, причем не только для семьи, но и для богов. Каждое утро Сри, супруга Суды, выставляет им угощение. Злым демонам его раскладывают обязательно на земле. От нечистой силы балийцы прячутся за каменными заборами. А раньше, почти повсеместно, напротив единственного входа в усадьбу строили защитный экран "анкул-анкул". Местные жители были уверены, что нечистая сила может двигаться только по прямой, и обогнуть этот экран она не в состоянии. Но в этой части Бали таких экранов уже не строят. От такой полезной вещи балийцы отказались скорее всего потому, что во многих семьях теперь появились машины. А с экраном перед воротами во двор не больно-то въедешь.

Разного рода культовых сооружений на Бали множество. В каждой усадьбе имеется обнесенный стеной участок, где стоят алтари и домашний храм "сангахе". Это небольшое помещение, всего несколько квадратных метров, с большим алтарем. Посвящен он предкам, и прежде всего родоначальнику семейства. Порядок внутри храма опять же поддерживает женщина. Один из алтарей обязательно посвящен богине земли или одному из местных богов. Мне любезно позволили присутствовать на семейной молитве у алтаря прадеда Суды. По представлениям балийцев, души предков и боги в праздники, им посвященные, спускаются с небес и на время поселяются в своих алтарях. Вел обряд, на правах старшего в семье, отец Суды. Перед молитвой алтарь надо обязательно окропить святой водой. Молящиеся то и дело поднимают над головой сложенные вместе ладони, наполненные лепестками цветов, - это бескровная жертва предку. Длится обряд минут двадцать - не более.
 
Общественных храмов в балийской деревне обычно несколько. Суда предложил взять меня на праздник дня освящения храма Шивы. По дороге я заглянул в "Пура далем" - храм мертвых, естественно, с разрешения своего провожатого. Сам он составить мне компанию отказался. Балийцы просто так потусторонние силы предпочитают не беспокоить и приходят сюда только несколько раз в год в строго определенные дни. 
 
Без саронга меня бы в храм Шивы не пустили, и Суда с женой помогли мне в него облачиться. Выходной костюм балиек вполне отвечает здешнему климату - кофточки на них совершенно прозрачные. Когда-то они и вовсе ходили по пояс голые и лишь при посещении храма обматывали грудь куском материи. На праздник богам приносят праздничные подношения - не те что каждый день. Их складывают под навесами на бамбуковые подставки. Потом женщины принимаются плести из пальмовых листьев кропила и брызгать вокруг себя святой водой - чтобы очистить друг друга и сам храм. Молитву сопровождает звон ритуальных колокольчиков, везде курятся благовония. Считается, что по струйкам дыма на землю с небес спускаются боги. У верующих в руках корзинки с лепестками цветов - это пища для Шивы. Поскольку я пришел без всего, соседка поделилась со мной лепестками. В конце праздника один из жрецов, их легко отличить по белым со стоячими воротниками кителям, застегнутым на все пуговицы, принялся благодарить Шиву за то, что он не отринул вознесенные ему молитвы и согласился принять подношения. Андус Суарджая, педанда, жрец: "Главных храмов в нашей деревне три. Посвящены они Шиве, Вишну и Брахме. В этом мы молимся Шиве. Во время службы на его трон спускается божество".

Пожертвования, собранные во время праздника, пойдут на обновление деревенских святилищ и общественных построек. Например, "вантилана", где проходят собрания общины. Раньше здесь же устраивались петушиные бои. Их и сейчас проводят, но уже не так открыто. Вообще-то, в Индонезии бои петухов официально запрещены правительством с 1981 г. И не случайно: бедняки иной раз проигрывали все свои сбережения, обрекая семьи на полную нищету. Но какой указ способен запретить балийский азарт? К бойцовым петухам на Бали отношение прямо-таки любовное. Мужчины все свободное время посвящают своим питомцам: холят их и лелеют. Дома петухов держат в клетках, сплетенных из ивовых побегов. В зависимости от освещенности помещения клетки переносят с места на место, стараясь держать петухов в тени.

У Суды несколько бойцовых петухов. Все с обрезанными гребешками, чтобы не мешали во время боя. Я попросил специально для меня организовать бой. Суда согласился с радостью. Кликнули соседа, и он сразу же явился со своим петухом. Перед началом поединка бойцов, чтобы они долго не раскачивались, стравливают. Потом к лапе каждого привязывают шпору. Она может быть разной длины. С короткой петух более подвижен, зато с длинной он опаснее. Обычно оружие хозяин выбирает по лапе. Но судья имеет право предложить заменить шпору. Роль судьи в нашем поединке досталась, как старшему, отцу Суды. По обычаю он зажег благовония и сделал подношение богам. Открыто такие бои проводят теперь только во время религиозных праздников. Считается, что кровь, пролитая петухами, это жертва демонам подземного мира.

Поединок петухов, вооруженных шпорами, длится недолго. Иногда все решает первый же удар. Аринбо Уясы, хозяин петуха: "Перед боем, чтобы у петуха все внутри горело, ему дают поклевать красный перец. Когда покупаешь новую птицу, надо смотреть, чтобы ноги у нее были сильные, а головка маленькая". Улицы деревни Табанан пустеют рано. Ночью на охоту выходит злой демон Лейак, так что лучше за ворота родной усадьбы не высовываться. В 9 все уже дома готовятся ко сну. Завтра чуть свет мужчины отправятся в поле, а женщины займутся домашними делами.

Новости партнёров