Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Мали. Дженне

Мали. Дженне

Девяносто процентов граждан Мали - мусульмане. Но фанатичным их отношение к исламу не назовешь. Все, конечно, ходят по пятницам в мечеть, совершают положенное число омовений, носят амулеты с сурами из Корана, которые, впрочем, мирно соседствуют с языческими талисманами. При этом от малийца можно услышать слова, для арабского, да и для европейского уха звучащие почти кощунственно: "Ведь ислам и христианство - это примерно одно и то же, разве не так?" Большинство малийцев воспринимает ислам как данность, которую изменить нельзя, да и незачем. Они мусульмане - потому что так получилось. Большинство - но не все.

Есть районы, где ислам составляет основу жизни, где пятничный намаз - главное событие недели, а мечеть - не только дом для молитвенных собраний, но и духовный центр. Одно из таких мест - город Дженне. Первые поселения в этом районе возникли в III веке до н. э., но о них мало что известно. История города начинается где-то на рубеже VIII-IX столетия с приходом на эти земли народа сонинке. Когда образовалась империя Мали, то есть в середине XIII века, Дженне уже был крупным, быстро развивающимся благодаря близости Нигера городом. В 1300 г. тогдашний его правитель Комборо Мана принял ислам и обратил в мусульманскую веру всех своих подданных. Он же построил здесь первую мечеть. На ее месте, столетием позже, возвели Большую мечеть Дженне. Большая мечеть - типичный образец судано-сахельской архитектуры. Торчащие из этого башнеобразного здания деревянные балки служат своего рода стационарными строительными лесами. Ведь каждый год, когда кончается сезон дождей, размытые водой глинобитные стены приходится ремонтировать. Если этого не делать, любая постройка очень быстро превращается в развалины.

В Дженне, как и в других городах Мали, дома делают из банко. Банко - это смесь глины, соломы и навоза. Раньше кирпичи из банко делали круглыми и только французы, захватившие страну в самом конце XIX века, научили малийцев формовать прямоугольные кирпичи, как в Европе. Между прочим, специальный комитет, отвечающий за сохранение национальной культуры, следит за тем, чтобы новые дома в Дженне строились только из банко и в традиционном стиле.

Несмотря на то что банко - материал недолговечный, строители Дженне не отказывают себе в удовольствии украшать постройки разнообразными декоративными элементами. Причем каждый такой элемент несет в себе вполне определенный смысл. Башни по углам здания символизируют мужскую силу его владельца. По числу треугольных зубцов можно узнать сколько детей в семье. Окна, больше похожие на бойницы, исключающие возможность увидеть с улицы не прикрытые чадрой лица женщин, появились в домах только в XV веке, после марокканского нашествия. К тому времени Дженне уже был крупным центром торговли, главным образом африканским золотом. Отсюда оно попадало к арабам, а через них в Европу.

Славился Дженне и как город исламской учености и образования. Ту же роль он продолжает играть и сегодня. Дети в Дженне учат Коран начиная с семи лет, причем на слух. А став немного старше и выучив достаточное количество сур, они пытаются записать их на табличках, причем по-арабски. Взять в руки эту доску, чтобы рассмотреть повнимательнее, мне не позволили. Немусульманину прикасаться к ней запрещено. Религиозное образование здесь двухступенчатое: среднее и высшее. В средней школе ученикам не возбраняется посещать обычные светские учебные заведения, которые устроены здесь по французскому образцу. Тем более что в религиозной школе занятия проходят во второй половине дня. Коран наравне с мальчиками изучают и девочки.

Женщины в Мали, вообще, довольно самостоятельны. То есть, конечно, мужчина - глава семьи, и серьезный бизнес тоже, как правило, занятие мужское. Но в стране широкое распространение получила практика создания женских ремесленных ассоциаций. Например, в одной из гончарных мастерских работают исключительно женщины, и все они входят в одну из таких ассоциаций. Здесь есть мастера и ученики, есть неписаное правило, что работа делается одним человеком с начала до конца. Иными словами, никакого разделения труда, хотя существует специализация. Например, одна из женщин занимается в основном изготовлением глиняных водосточных труб, хотя умеет делать многое другое. Продают свой товар женщины тоже сами.

Мужья, как правило, против работы своих жен в таких мастерских не возражают. Тем более что Мали - страна бедная, и хоть по нашим меркам жизнь в Дженне не дорогая, без дополнительного заработка семье обойтись трудно. Пять французских франков (рубля три на наши деньги), которые приходится платить за каждое ведро воды, для малийца сумма не маленькая. А бесплатно воспользоваться колонкой не получится - рукоятка крана съемная - не заплатишь, не сможешь включить воду. К счастью, Коран предписывает оказывать помощь путнику, даже если он иноверец. Да и малийцы - люди чрезвычайно приветливые. Так что мне все же дали умыться перед дальней дорогой.

Новости партнёров