Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Мадагаскар. Хамелеоны и Лемуры

Мадагаскар. Хамелеоны и Лемуры

Мадагаскар славится богатой фауной. На острове, отколовшемся от материка, животный мир долгое время оставался законсервированным, а природа - первозданной. Из 36 видов млекопитающих - 32 живут только на Мадагаскаре. С некоторыми животными здесь связаны многочисленные фади - запреты. Наиболее строгие из них касаются хамелеонов.

Одно время бытовал слух, что французы подослали их стеречь свои плантации. Каждого, кто проникал на них, ждала смерть, ибо в хамелеоне сидел злой дух рантутре, беспокоить которого местным жителям запрещалось. В неподвижном и тщедушном тельце хамелеона мальгашей всегда пугал хищный язык, который выстреливает на 30 см за 4 сотых секунды. Островитяне полагали, что в этой удивительной способности скрыта какая-то небывалая хитрость, почти сатанинское предательство. Однако брать пример с хамелеона здесь не считается предосудительным. "Будьте разумны: подражайте хамелеону, который одним глазом смотрит вперед, другим назад", - советуют мальгаши.

Кое-где на острове хамелеона побаиваются за его страшный вид. Народ сиханака считает, что, наступив на хамелеона, можно умереть. У народа мандиавату встреча с ним в пути сулит беду всей семье. Женщины бецимисарака убеждены, что водить дружбу с хамелеоном опасно - коварный друг сглазит, помешает выйти замуж. Некоторые верят, что хамелеон способен ослепить человека, выстрелив ему в глаза своим трубчатым языком. Камарабе - супругой хамелеона - называют на Мадагаскаре сварливых женщин, как бы намекая на непростой характер этого пресмыкающегося.

Другим, не менее загадочным животным острова является лемур. Сейчас здесь обитают 22 вида из более чем 30, существовавших всего тысячу лет назад. Само слово "лемур" обозначает "дух усопшего". В них переселяются умершие или те, кто покинул людей и ушел жить в джунгли. Некогда, гласит легенда, в лесу жили мужчина и женщина. Они питались орехами, плодами и кореньями. У них было много детей. Некоторые из них проявили предприимчивость и, расчистив клочок земли, посадили рис. Эти непоседы стали предками мальгашей. Другие же предпочли не работать и жить на деревьях, оставаясь животными.

Строгие запреты не разрешают мальгашам убивать лемуров. Однако некоторые народы, например бецимисарака, питаются ими, пополняя свой рацион белковой пищей. Народ махафали также не гнушается вкусным мясом, правда, предварительно они отрубают животным маленькие лапки, которые очень похожи на руки человека. Тем самым тяжесть нарушения запрета на убийство лемура снимается. В одних местах лемуров считают колдунами и убивают при встрече. В других - перебираются подальше, на новое местожительство, ибо считают, что там, где они обитают, свирепствуют демоны и злые духи. Только местный колдун способен предотвратить последствия неприятного для мальгашей соседства. Для этого нужен средний палец лемура-колдуна, которым он извлекает насекомых из-под коры. Этот палец надо вырвать, не убивая обезьяну.

Бецимисарака уважительно относятся к лемурам. Они утверждают, что приматы живут в плохо зарытых могилах и что на самом деле это преобразившийся человек. Найденного в лесу мертвого лемура они нередко хоронят с почестями. Если он попадает в ловушку, поставленную на другого животного, его немедленно выпускают, принося очистительную жертву, смазав тело зверька жиром.

У народа сиханака есть такое поверье. Когда человек засыпает в лесу, лемур приносит ему подушку из сухой травы. Если она будет положена спящему под голову, то он разбогатеет, если под ноги - станет бедным. Впрочем, бедности здесь никто не боится, ибо никто не знает, что такое богатство.

Народы Мадагаскара по-разному относятся к своему живому национальному достоянию. Однако абсолютно для всех мальгашских племен только один вид лемура остается сильным фади и сегодня. Охота на этот вид - величайшее оскорбление предков. Убийство же влечет за собой еще более серьезные последствия, чем убийство человека.

Мы смогли увидеть этих священных зверей в национальном парке Андасибе. Еще не так давно любая попытка проникнуть в скрывающие их леса наталкивалась на непонимание властей. Существовал сильный фади, который запрещал иностранцам не только видеть, но и вступать на земли обитания лемура. Некоторые европейцы поплатились жизнью за свой интерес к примату, многие высылались правительством страны. Больше других повезло французскому исследователю Соннеру. В 1782 г. он путешествовал по этим краям. Проводник, сопровождавший его, увидел лемура и крикнул "индрис", "посмотри на это". С тех пор лемура стали называть индри. Мальгаши же зовут его бабакуту, что значит маленький папа. Еще они ласково называют его дедулей.

Загадка индри связана с собакоголовым человеком, синоцефалусом. Первым слух о нем пустил Марко Поло, который якобы встречал его на Андаманских островах. Синоцефалус имел человеческое туловище, умел лаять, любил купаться в глине. Подсохнув на солнце, глина защищала его тело от копий, которые он охотно возвращал обидчикам, никогда не промахиваясь. Легенды о человеке-собаке могли остаться легендами, если бы европейские ученые не начали получать из лесов Мадагаскара доказательства существования синоцефалуса. Были обнаружены огромные кости гигантских, почти в рост человека, существ. Слухи о синоцефалусе распускали пираты, дабы запугать купцов, двигавшихся в глубь острова. Торговцы были уверены, что синоцефалус охранял клады и перегрызал глотку любому, кто приближался к сокровищам флибустьеров.

Хотя эти животные были обнаружены более 200 лет назад, об их жизни практически ничего неизвестно. Индри не живут в неволе. Источник их пищи до конца не установлен. Никто не видел, как, где и когда у этих лемуров протекает брачный период.

Новости партнёров