Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Израиль. Ковчег

Израиль. Ковчег

Несколько тысячелетий величественные горы долины Тимна хранили тайну. В середине XX века израильский археолог Бенна Ротенберг производил раскопки храма египетской богини Хатор в окрестностях медного рудника. Совершенно случайно он нашел там медного змея. Анализ находки показал, что змей был изготовлен во времена Моисея. Ротенберг с особым вниманием осмотрел храм Хатор. В нем ясно различались древнейшая часть и более поздние пристройки. Сравнив размеры храма с описанием в Пятикнижии, Ротенберг выяснил, что все они соответствуют параметрам библейской скинии. Так было открыто первое святилище Яхве.

Пожалуй, во всем Израиле трудно найти более подходящее место для храма. Здесь скалы расположены под острым углом, из-за этого кажется, будто они вонзаются в небо. Их причудливая форма наводит на мысль о присутствии высших сил. Сегодня рядом с Соломоновыми столбами, немного в стороне от храма Хатор, возвели точную копию святилища, которое, по преданию, спроектировал сам Моисей. У входа в скинию к нам подошел человек, одетый на манер жрецов времен Моисея. Это был хранитель ковчега, который исполняет свои обязанности за хлеб и кров. Он пригласил нас в кадеш-кадашин - Святая святых. Сюда имел доступ лишь первосвященник, прошедший обряд очищения. Это самое священное место, куда первосвященник мог заходить лишь один раз в год. Перед этим он должен был принести в жертву тельца, а затем обрызгать его кровью ковчег. Ковчег был сделан из чистого золота. На нем восседал бог в виде облака. Отсюда он общался с Моисеем.

Праздник Йом Кипур, когда первосвященник может войти в Святая святых и произнести имя бога, самый почитаемый и в то же время самый опасный. Если в этот момент в голове первосвященника возникла ложная или грешная мысль - мир будет разрушен.

Идею ковчега и ангелов Моисей взял у египтян. Во время процессии жрецы Гелиополиса и Фив несли ларцы, содержавшие предметы культа. Эти ларцы осеняли своими крыльями фигуры духов-покровителей. Костюм израильского первосвященника был точной копией одежды египетских жрецов. Благодаря колокольчикам, пришитым к подолу ризы, каждое движение сопровождалось звоном.

Еще многое остается неясным в устройстве библейского святилища. Согласно Пятикнижию алтарь для сжигания подношений должен быть наподобие жаровни с медной решеткой, но в Израиле даже во времена Соломона не было мастеров, способных выполнить подобную работу. Царю пришлось делать заказ в Тире, а так называемые роги появились только при Первом храме.

Моисей построил скромный храм, но дорогой. Стены святилища были золотые, а фундамент серебряный. Крыша состояла из нескольких слоев шерсти и кожи для изоляции, даже в самое пекло в скинии было прохладно. Когда люди хотели войти сюда в это священное место, они должны были принести жертву. Смысл жертвоприношений заключается в том, что наказание за проступки несет не человек, а животное. Грешник кладет руки на животное и как бы передает ему свой грех. Взамен он получает чистоту невинной овцы. Когда животное убито и принесено в жертву, его кровью мажут углы жертвенника, а труп сжигают внутри.

Когда в 70 г. н.э. был разрушен Второй храм, многие евреи отчаялись получить прощение за грехи, так как они не могли совершать жертвоприношения. И сегодня религиозным евреям негде приносить жертву, поскольку в Иерусалиме храма нет. Когда в Израиле правили мусульмане, на месте еврейского храма были построены две мечети. Сооружать мечети на святых местах других религий - давняя практика мусульман. Ортодоксальные евреи трижды в день молятся о приходе Мессии, тогда по предсказанию будет восстановлен и храм.

Судьба Ковчега Завета была удивительной и загадочной. Его несколько раз похищали, но Бог проклинал похитителей, и ковчег возвращался к израильтянам. Предание гласит, что последний раз его выкрал из Первого храма сын Соломона и царицы Савской. В Иерусалиме он оставил подделку. Якобы подлинный Моисеев Ковчег находится в Эфиопии, но никто из смертных никогда его не видел. Где в действительности находится Ковчег Завета, неизвестно.
 
Бедуинские племена позаимствовали у израильтян идею ковчега и скинии. До сих пор где-нибудь в сирийской пустыне можно встретить верблюда, несущего на хребте маленький священный шатер и ларец. По-арабски он называется маркаб, или Ковчег Измаила. Это одна из священных реликвий кочующих народов. 

Новости партнёров