Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Индия. Обзор по югу Индии

Затянутые музыкальные номера в индийских фильмах имеют свой глубокий смысл. Актриса или актер начинают петь только тогда, когда необходимо рассказать о чем-то очень важном, например о любви. Индийцы считают, что глубину этого чувства невозможно выразить простыми словами. Песня всегда дополняется движениями рук, которые подтверждают или поясняют сказанное. Впрочем, в современных фильмах индийские танцы несколько измельчали. Они, скорее, состоят из европейских фигур, сильно окрашенных местным колоритом. Единственное, что осталось неизменным - это выразительность рук.

Первый классический танец Индии - "бхарат натян", зародился в городе Чанаи. Для европейцев этот город больше известен под названием Мадрас. На древнеиндийском Мадрас означает "движение рук". Бхарат натян сольный танец, посвященный духовному началу человека. Песни, сопровождающие его исполнение, в основном прославляют любовь, но не чувственную, а духовную. Начинается бхарат натян с покачивания тела. Таким образом танцовщица предлагает себя богу. Потом она бросает взгляд в сторону и начинает обдувать каждую пядь своего тела, имитируя шелковистую легкость дыхания космоса. Обязательными в бхарат натян являются приседания с согнутыми коленями, что означает тягу земной жизни. При этом танцовщица сама меняет заданный ритм при помощи колокольчиков у нее на щиколотке. Когда-то бхарат натян исполнялся храмовыми танцовщицами "девадаси". Девадаси шаг за шагом отказывалась от желания, полностью отрекалась от себя, чтобы приблизиться к божеству. Сейчас в Мадрасе находится самая престижная танцевальная школа для девочек.

Но Чанаи знаменит не только танцами. Считается, что именно здесь зародилась древняя дравидианская цивилизация, давшая начало архитектурному стилю на юге страны. Самым богатым представителем дравидианской архитектуры является храмовый комплекс бога Венкатишвары. Его рогообразные башни в форме усеченных пирамид расположены на священных Тирумальских холмах, поэтому Венкатишвару часто называют "Господом семи холмов". Главный храм комплекса стоит на вершине седьмого холма. Здесь же находится и основная достопримечательность - Золотой Виманам. Башня Виманам возвышается над святилищем, где хранится изображение божества. Сделана она из огромных золотых плит. И как бы соблазнительно ни выглядела драгоценная башня, полицейские уверяют, что никто и никогда не покушался на святыню.

Существует несколько легенд о возникновении комплекса. Вот одна из них. Однажды почитатель Вишну Рангадаса по дороге в Тирумалу повстречал еще одного паломника. После священного омовения Рангадаса заметил, что у его нового приятеля синее тело. Рангадаса узнал в нем бога Вишну и принялся ежедневно ублажать Господа. Вишну по достоинству оценил преданность и заботу Рангадаса, пообещав, что в следующей жизни паломник будет жить в роскоши и управлять провинцией. Но в благодарность за это Рангадаса должен будет построить храм с самым прекрасным Виманамом. Так все и случилось. В следующей реинкарнации Рангадаса родился царем. Во время охоты на Тирумальских холмах он вспомнил свое предназначение и возвел прекрасный храм, чем заслужил вечную славу.

Чтобы достичь храма, нужно перейти через Семь холмов, то есть преодолеть путь в 24 км. Подъем на холмы символизирует очищение. Некоторые паломники, прежде чем попасть в храм, стригут головы. Острижение волос в Тирумале считается благоприятным. Здесь располагается самая большая в стране парикмахерская. Желающих расстаться с шевелюрой очень много. Весь пол огромного помещения завален волосами. Сбривая волосы на священной земле, человек оставляет часть себя, а, следовательно, вся благость Тирумальских холмов будет передаваться человеку, где бы он ни находился. После острижения следует очищение тела. Теперь можно начать подъем.

У ступеней, ведущих в восточные ворота, расположены три силуэта, символизирующих семью. Это ритуальные фигуры преданных Господу. Всякий начинающий восхождение обязан прикоснуться к огню, чтобы очиститься внутренне. Перед ступенями снимают обувь. Ступени тоже божественны, и им приносят символическую жертву. Первый шаг к храму - это ритуал с "Сандалиями Господа" - священными падуками. Их кладут на голову, что означает присутствие рядом с вами Бога. Женщины и дети несут не совсем сандалии, а что-то наподобие подметки. С падуками расстаются уже при входе в храм. Здесь есть свои законы. Например, нельзя приветствовать кого-либо еще, кроме Господа. Нельзя говорить. Воспевать Бога следует молча. Нельзя думать о чем-то лживом или недобром.

На территории комплекса расположен прекрасный сад с диковинными деревьями, каждое из них имеет свою форму. Чаще всего встречается лингам, или фаллос Шивы. В религии Индии он занимает особое место, так как дает жизнь всему живому. Сад заканчивается каменной аркой. Индийцы уверяют, что ее создала сама природа. Могучие камни, лежащие у ее подножья, отполированы ногами паломников почти до блеска. Точный возраст сооружений неизвестен, примерно 5 млн. лет. Арка олицетворяет собой проявленную форму бога Нараямы. Каменный свод символизирует лоб. Все остальные части лица мы не увидели, зато хорошо рассмотрели камень в виде колеса - это чакра. Прикоснувшись к ней, человек обретает силу.

И, наконец, самая верхняя точка храмового комплекса - беседка, где оставил свой след бог Вишну. Две каменные стопы помещены на небольшой пьедестал. Традиционно им кланяются, касаются каждой по очереди и кладут деньги, сколько не жалко. Отсюда открывается замечательный вид на Золотой Виманам и храмы вокруг него. Зрелище впечатляет своим величием. Место действительно уникальное. Кажется, что каждый приходящий сюда избавляется от проблем и недугов. Жаль только, что во многие храмы Тирумальского комплекса белым вход запрещен.

Новости партнёров