Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<май>

Путеводители

Мадагаскар. Захоронения

Мадагаскар. Захоронения

Двигаясь от столицы Мадагаскара на юг, в сторону Тулиара, мы попадаем в царство баобабов. Гумбольт назвал баобаб "старейшим органическим памятником нашей планеты, который способен доживать до невероятного возраста, более 5 000 лет". На Мадагаскаре, как считают ученые, есть деревья, которые могли быть свидетелями появления на острове первых индонезийцев. В результате смешения приплывших на остров народов Мадагаскар получил уникальную в своем роде религию.

Моральный кодекс мальгашей покоится на четырех устоях: боге, совести, цини и туди. Цини - это вина, порицание, упрек. Цини касается того, кто оскорбляет бога, предков или членов общины. Туди налагается на того, кто умышленно совершил плохой поступок по отношению к ближнему.

Проезжая через южные деревни невозможно пропустить своеобразные места захоронений, которые строит народ махафали. Для этих людей кладбища - священные места, куда они боятся даже заходить. Каждый могильник представляет собой семейное захоронение. Это квадрат со сторонами 10-12 м, засыпанный осколками битого камня. В центре квадрата помещаются гробницы. Среди осколков устанавливали деревянные памятники алуалу. Это резные столбы, увенчанные скульптурами, которые делает народ бара. Их считают искуснейшими резчиками по дереву. Порой алуалу было так много, что они напоминали непроходимый "священный" лес. В ясную погоду алуалу отбрасывают тени, которые для махафали полны смысла. Определенное чередование фигур и знаков рассказывают о том, кто покоится в этом месте. Так что само солнце напоминает народу махафали, кем были его предки.

Мадагаскар - страна молодая. Средний возраст островитян - 28 лет. Из жизни уходят рано, 60-летний считается долгожителем. Предком, или разана, человек становиться после смерти. Мальгаши убеждены, что разана получает доступ к высшим ступеням жизни, является источником мудрости и защищает живых. Через посредничество мертвых живые вступают в контакт с богом Занахари, творцом всего сущего. "Человек жив, пока о нем помнят", - говорят мальгаши. С июня по сентябрь проходят ритуальные церемонии почитания предков - "фамадихана", или перезахоронение усопших.

Если духи существуют среди живых и управляют их судьбами, то вполне очевидно, что живущие должны задабривать разана. Происходит это следующим образом. Кости извлекаются из склепа и относят в дом, где их обмывают. Перед тем как вернуть останки в склеп, их семь раз обносят вокруг гробницы. В этом случае разана будет спать спокойно и не станет выходить из своего пристанища раньше времени. Место захоронения окружают рогами зебу. Они препятствуют проникновению в склеп злых духов.

Родовые могильники народа антаисака называются кибори. Они напоминают каменный дом без окон. Перед тем как отнести туда труп, его в течение трех дней высушивают и бельзамируют дома. Каждый проезжающий должен бросить рядом с могильником камень в знак глубокого уважения. На восточном побережье умершего перезахороняют предварительно накрыв пирогой.

Для малагасийца в обряде "фамадиханы" нет ничего противоестественого. Напротив, это повод для веселья. Быть грустным в такой день - неприлично. Все искренне радуются общению с предком. Ради такого случая приносят в жертву зебу, готовят угощение для всей деревни. Жители ликуют от осознания своей принадлежности к общине. Причастность к ней очень важна для малагасийца, поэтому большое значение придается наличию потомства. К тому же ты можешь стать предком только в том случае, если у тебя есть дети. Именно этим и объясняется их большое количество на Мадагаскаре. Когда хотят угодить родителям, то желают им иметь 14 детей: семь мальчиков и семь девочек. Очень часто такие пожелания сбываются. Человек без детей обречен на забвение. Он никогда не сможет стать предком.

Официальная религия, а на Мадагаскаре около половины населения - католики, никогда не стремилась к уничтожению древних обычаев и верований. Культ почитания умерших родствеников мирно сосуществует с христианскими церквями и мусульманскими мечетями, которые посещаются выходцами с Коморских островов и Пакистана. Количество христиан, как и количество мусульман, год от года растет, что не мешает мальгашам и дальше мыть кости своих умерших родственников.

Новости партнёров