Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<январь>

Путеводители

Индия. Бадринатх

Индия. Бадринатх

Город Бадринатх предстал пред нами в розоватых тонах восхода. Нам казалось, что все это мираж и стоит только перейти реку, как все исчезнет. Наверное, именно так и должна выглядеть обитель Бога. Название "Бадринатх" происходит от названия ягоды "бадри". Она съедобная и по вкусу напоминает клюкву, правда, о ее существовании знают немногие, а пробовали только йоги, которые стекаются сюда со всех концов Индии.
 
Около пяти часов утра люди приходят к храму, чтобы совершить духовный акт. Кстати, в Индии любой человек может построить храм любому богу и сам исполнить нехитрую службу. Индусам не требуется особый настрой для того, чтобы совершить необходимый ритуал. Барьера между храмом и улицей не существует. Здесь сама атмосфера жизни наполнена естественной религиозностью. Бог везде: он в деревьях, в камнях, в воде, под ногами и над головой. Неверующих индусов встретить сложно, для них верить - значит жить. Может быть, поэтому Индия - страна, где Бог до сих пор воплощается на земле. Он может явиться в любом человеке, и одно его воплощение не ждет, когда умрет другое. Попытаться стать Богом может любой, было бы желание и настрой.

Первый шаг к просветлению - уединение, и Бадринатх, точнее, горы близ него, являются любимым местом отшельников. Именно здесь, по преданию, были написаны Веды. Йог Вьясадева, постившийся много дней, очищая мысли и душу, заслужил внимание Господа. Однажды он почувствовал вибрацию воздуха и понял, что это не просто ветерок, а божественная сила. Вьясадева принял духовный поток и записал каждую вибрацию. Так появились Веды - четырехкнижие с наставлениями по совершению молитв и обрядов. Было это много веков назад, но говорят, что Вьясадева жив и по сей день. Естественно, его давно никто не видел, но при этом все верят, что Вьясадева где-то рядом. Мы тоже не встретили его, что неудивительно. "Млечхе", что означает "нечистый" или "иностранец", вроде нас, не может ни видеть, ни слышать то, что доступно индусу.

Зато мы встретили йога. Обитель его скромна и уединенна. Нужно быть очень сильным духом человеком, чтобы не сойти с ума в этой безмолвной пустыне, где нет никаких других звуков, кроме завывания ветра и шума водопада. Жители близ лежащей деревни называют его Баба. Так обращаются к аскетам и святым. Как знать, может быть, ему тоже будут ниспосланы какие-нибудь откровения? Тогда и он станет Богом. Баба никогда не покидает свою обитель, даже с наступлением зимы, чего не скажешь о жителях Малу. В этой деревеньке наберется от силы домов двадцать. Собственно, жилища немногим отличаются от обители йога: маленькие, очень скромные и холодные. Зимовать здесь нельзя, так что поселяне два месяца в году проводят либо в Бадринатхе, либо в Джошимате. Затем снова возвращаются.

Малу такое же сонное царство, как и сотни тысяч других разбросанных по всей Индии деревень. Это последняя деревня на границе с Китаем, что отражается на внешности обитателей. Малорослые, с внешностью то ли китайцев, то ли индийцев, они занимаются рукоделием и служением богам. Надо сказать, что жители Малу невероятно общительные. Жаль только, что единственный известный им язык - санскрит. Другие языки им не нужны, здесь быстрее увидишь появление божества, чем туриста. Наверное, лишь Богу и ведомо, сколько лет этой деревне.

Действительно, путешествие по Индии - это путешествие во времени. Холодный горный ветер пробирал до костей, и нам оставалось только удивляться закалке местных жителей, которые, казалось, и не замечают его. Видимо, мы своим появлением нарушили привычный уклад жизни, поэтому боги торопили нас с уходом. Чтобы хоть как-то отогреться, мы расположились рядом с горячим источником. Вода здесь градусов под семьдесят, так что с разбега в нее не нырнешь. Может быть, из-за этого индусы так постепенно подготавливают свое тело к омовению в ней: сначала ноги, потом руки, затем умываются лицом. Только после этого можно погрузиться в долгожданное тепло. Есть и те, кто набирает воду в ведро, чтобы, разбавив, вылить ее содержимое на себя.
 
Жестких правил по омовению не существует, главное соприкоснуться с водой. Иногда ограничиваются только ногами и лицом. Освятив себя таким образом, индусы усаживаются возле воды и не меняют своей позы долгое время, причем не меняют и выражения лица. Это еще одна уникальная черта индийцев. Европеец в таком неподвижном состоянии не высидит и минуты. Мы, конечно, очень разные и в мыслях, и в делах, и в вере.
 

Новости партнёров