Хронограф
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

С концом света жизнь не прекращается

Катастрофы были причиной множества трагедий и одновременно открывали путь к многообразию жизни

За столкновением двух галактик ESO 593–8, ESO 593-IG008 пока пристально наблюдает орбитальный телескоп «Хаббл». Фото: NASA, ESA, the Hubble Heritage (STScI/AURA)-ESA/Hubble Collaboration, and A. Evans (University of Virginia, Charlottesville/NRAO/Stony Brook University)

Как говорил известный персонаж известного романа: «Человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен». К этому можно добавить ещё, что человек иногда смертен не только внезапно, но и, так сказать, коллективно. Причин погибнуть сразу и внезапно большой компанией довольно много: войны, стихийные бедствия, техногенные катастрофы… Но катастрофы иногда резко меняют течение жизни не только людей — наша планета знала по крайней мере несколько относительно коротких периодов, в течение которых её население менялось кардинальным образом, да и во вселенной время от времени происходит такое, что иначе как катастрофой не назовешь.

Существует теория, согласно которой без катастроф невозможна эволюция. Даже рождение вселенной в результате Большого взрыва можно в определенном смысле считать катастрофой. Возможно, именно поэтому люди всегда относились к подобным событиям не только с ужасом, но и с жгучим любопытством. Неудивительно, что на протяжении своей долгой истории «Вокруг света» не раз обращался к этой теме, и в этой викторине мы напомним лишь о немногих событиях, освещавшихся на его страницах.

Виктор Инер, 11.06.2009