Птичьи песни с чужого голоса

Эволюционный смысл уникальной способности пернатых к звукоподражанию только теперь начинает проясняться

Птичьи песни с чужого голоса
Черный дрозд (Turdus merula) – известный певец и не менее известный похититель ягод. Эта сугубо лесная птица привыкла к соседству с человеком, и сейчас его меланхоличную песенку можно услышать в городах. Помимо красивой песни, присутствие дрозда выдают и сигналы, обращенные к сородичам: «Такс-такс», «Гикс-гикс».
автора

Даже люди, далекие от орнитологии, проявляют интерес к попугаям , ведь эти птицы сообразительны, умеют «говорить» и имеют довольно забавный внешний облик. Однако «говорящих» птиц в природе гораздо больше, и многие из них демонстрируют не только музыкальные таланты, но и смекалку.

Один мой знакомый исследователь сидел в ресторанчике на берегу Меконга . Когда к нему обратились по-лаосски: «Как дела?», — он повернулся, но никого не увидел, кроме двух черных птиц в клетке. Пернатые продолжили диалог:
— Дорогая малышка, а не хочешь ли ты бананчиков с рисом?
— Хочу. Скорей-скорей.
— Да кто же нам их даст?
— Эх…

Исследователь в растерянности подошел к клетке — говорящие попугаи его бы не смутили, но какие-то черные птички размером с дроздов ?!

Это не первый случай, когда представители семейства скворцовых (Sturnidae), а, точнее, священные майны (Gracula religiosa), пугают и удивляют путешественников. Я видела клетки с этими птицами на улицах Китая и Вьетнама , и, если бы все туристы понимали, что громкое птичье «Ни-хао» и «Синь-тяо» означает «Здравствуйте» по-китайски и по-вьетнамски соответственно, они бы вздрагивали от такого сюрприза. Наш скворец обыкновенный (Sturnus vulgaris) тоже отличный подражатель — он вплетает в свою песенку звуки мобильных телефонов , пение иволг, жужжание бензопилы, а ручные скворцы могут выучить несколько фраз.

Если большинство попугаев говорят «мультяшными» голосами, «глотая» гласные, и лишь некоторые особо одаренные амазоны и жако хорошо выговаривают слова, то талантливые скворцовые имитируют речь человека предельно точно. Чтобы убедиться в этом, не обязательно ехать в Юго-Восточную Азию или заводить птиц дома — можно, к примеру, заглянуть в парк птиц «Воробьи», что расположен возле трассы Наро-Фоминск–Балабаново. Там в кафе живет майна, которая говорит посетителям «привет!» и «Алло!» так чисто, что люди начинают искать глазами хозяйку заведения. Помимо майны в парке обитают и другие «болтуны», клетки с которыми выставлены на отдельном стенде «Говорящие птицы».

Птичьи песни с чужого голоса
Большая птица-лира, или лирохвост живет в непроходимых лесах Австралии, и первым путешественникам никак не удавалось ее найти. Однако довольно часто они могли ее слышать. Брэм в «Жизни животных» приводит описание одного из таких путешественников: «В Джипс-ланде, недалеко от южного склона Австралийских Альп, расположен лесопильный завод. Там в праздничные дни, когда кругом тихо, можно слышать далеко в лесу лай собаки, человеческий смех, пение и карканье разных птиц, крик детей и среди всего этого раздирающий душу звук, производимый при оттачивании пилы. Все эти звуки издаются одним и тем же лирохвостом, находящимся неподалеку от лесопильной машины».
(Creative Commons license): Ken Clifton

Кто сказал «ау»?

Способность птиц к звукоподражанию зависит от многих факторов — например, устройства гортани и склонности к звуковой коммуникации. Скажем, майны, как и многие другие певчие птицы, привыкли общаться между собой посредством разных звуков. Трудно уследить друг за другом в густых джунглях , а «перекличка» позволяет птицам постоянно быть в контакте.

Больше половины ныне живущих пернатых относятся к певчим воробьинообразным (Passeriformes L.). Их гортань и голосовые мышцы очень сложно устроены, поэтому нет ничего удивительно в том, что и «противно» каркающая ворона, и мелодично насвистывающий скворец способны освоить человеческую речь.

Сойки, скворцы, пересмешки и даже птица-лира (Menura superba), прекрасная и без всяких песен, способны смутить человека — то они «кашляют», то заливаются соловьем, то «мяукают».

Зачем птицы «передразнивают» других живых существ? Этот вопрос давно волнует ученых, но однозначного ответа на него нет. Одни считают, что сложное пение помогает ввести соперников в заблуждение и усилить защиту территории, другие полагают, что чем пение разнообразнее, тем оно привлекательнее для самки. Если же птица не относится к группе пересмешников, то самцу достаточно чисто и «правильно» исполнять видовую песенку.

Согласно исследованиям канадского биолога Скотта Макдугалла-Шаклетона (Scott MacDougall-Shackleton) и американских орнитологов Стефена Новицки, Сьюзен Петерес и Джефри Подоса (Stephen Nowicki, Susan Peters, Jeffrey Podos), самцы, которые в детстве плохо питались, поют не очень хорошо, да и репертуар их беден. Услышав пение такого «хилячка», самка предпочтет ему самца, выросшего в более благоприятных условиях — от него наверняка потомство будет более крепким. Кстати, многим птицам для «правильного» пения необходимо ещё и обучение — здесь подойдут и живые «концерты» взрослых самцов, и их магнитофонная запись.

Звуки, издаваемые птицами, очень разнообразны — это и призывные сигналы, и защитные, и пение-демонстрация (территория занята!), и пение-ухаживание, и пение молодых. Так, летом можно услышать в парке нежное оптимистичное «журчание», а если заглянуть в кусты, то увидеть и источник звука — слётка малиновки (она же — зарянка Erithaucus rebecula), который только-только пробует голос.

Птичьи песни с чужого голоса
Журавли путешествуют стаями, но очень редко собираются в клин.
(Creative Commons license): Louis

Ну, а наглядный пример призывных сигналов — перекличка журавлей в небе. Каждую осень мы слышим курлыканье улетающих стай, и эта мелодия кажется самой прекрасной и печальной на свете.

Кстати, мало кто замечает, что курлыканье — составная мелодия, то есть одна птица произносит «кур», а вторая ей отвечает «лы», это похоже на общение истинных влюбленных, когда один начинает фразу, а второй заканчивает. Такое пение называется дуэтным и присуще и некоторым другим видам птиц — крапивнику, рыбному филину, маленькой сове-сплюшке, эфиопскому певчему сорокопуту (Laniarius aethiopicus). Причем даже птицы, сидящие друг от друга далеко, поют слаженно, в унисон.

В одних случаях такие красивые дуэты — просто общение супругов на расстоянии, что-то вроде «Ау, ты где?» — «Я здесь», в других — охрана территории и защита собственного брака от притязаний залетных «мачо» и «разлучниц».

Одно из последних исследований на эту тему провели зоологи из Виндзорского университета (University of Windsor) в Канаде. Они поставили перед парой коста-риканских кустарниковых крапивников (Thryothorus rufalbus) динамики и проиграли голос другой, конкурирующей пары. Разгневанные хозяева запели дуэтом громче, быстрее и «яростнее», явно пытаясь прогнать конкурентов.

У птиц других видов и корм другой, и строительный материал для гнезда, но с птицами своего вида всего есть о чем «поспорить».

Мудрость курицы

Ещё один интересный тип песен, присущий пернатым — это сигналы опасности, издаваемые, например, при виде хищника. Причем тревожное карканье ворон и испуганное треньканье синиц для человеческого уха ничем не отличается от мелодии «спокойствия», но птицы даже других видов улавливают различия и прячутся.

Между прочим, у кур, которых человек незаслуженно считает эталоном глупости, насчитывается до семи сигналов, уточняющих характер приближающейся опасности. Среди кур, как и среди других живых существ, встречаются как сообразительные особи, так и тугодумы.

Исследования биофизической группы Исследовательского центра в Силсоу (Silsoe Research Institute) показали, что куры, особенно молодые, способны проявлять чудеса сообразительности и самообладания. Так, цыплят приучали клевать цветные кнопки, после чего давали награду — угощение. Если цыпленок брал пищу сразу, её было немного, но если ждал 22 секунды — его вознаграждали огромной порцией. И большинство цыплят научились ждать.

В другом эксперименте нескольких кур приучили получать пищу, нажимая клювом на кнопки, после чего подсадили к ним «учеников». Ученики успешно прошли тест. Любопытно, что они наблюдали только за курами, а вот учиться добыванию пищи у петухов не желали.

Птичьи песни с чужого голоса
Курица — птица умная и внимательная. В случае опасности она предупредит стаю и даже в известной степени конкретизирует угрозу.
(Creative Commons license): Kevin Utting

Конечно, интеллект куриных имеет определенные рамки. Другое дело — ворон, галка, жако, какаду, амазон, лори и их «артистические» навыки. Умение врановых и крупных попугаев сопоставлять ситуацию с нужным звуком иногда ставит в тупик. Известно множество примеров, когда птицы употребляют слова и целые фразы к месту. Например, говорят «До свидания», когда гость уходит, или ругаются «Проклятье! Не повезло!», если цепляются когтями за занавеску и не могут выпутаться. При этом вороны и сороки превосходят попугаев в способности к имитации человеческой речи, но обучить их обычно сложнее.

Раньше полагали, что птицы просто имитируют человеческую речь. Однако сейчас некоторые орнитологи ставят интеллект пернатых на одну ступень с интеллектом высших млекопитающих: собак, дельфинов, слонов, обезьян, а его в свою очередь соотносят с уровнем развития детей двух-четырех лет. Вопрос в том, как оценивать степень разумности? Результаты одних и тех же тестов разные ученые интерпретируют по-своему. Вот хороший пример критического отношения к любым теориям, почерпнутый из книги Дэвида Мак-Фарленда (David D. McFarland) «Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция».

Во время учебы в аспирантуре автор книги проводил эксперименты с голубями — вызывал у них «невроз» нерегулярной подачей пищи или демонстрацией пищи, которую невозможно достать. Один из подопытных голубей вёл себя очень агрессивно, и у аспиранта возникло подозрение, что птице не нравится «дурное» обращение.

Мак-Фарленд решил поэкспериментировать и выпустил птицу из клетки. Голубь подлетел к проводам, обеспечивающим работу аппаратуры, и стал их выдёргивать клювом! Испытывая гамму чувств — от лёгкого потрясения до чувства вины — аспирант вышел выпить кофе. Вернувшись, он вдруг обнаружил, что птица всего лишь приняла провода за неплохой материал для постройки гнезда, ну, а агрессивное поведение было связано просто с подготовкой к ухаживанию за самкой.
Кстати, голуби всегда под рукой, а сколько ещё видов не охвачено исследованиями… Живет себе в лесу Новой Зеландии какой-нибудь мудрейший совиный попугай, или какапо (Stirigops habroptilis), но никто его не тестирует, потому что птица на грани исчезновения.

Собралась как-то цапля на рыбалку…

Как же все-таки разобраться, кто среди птиц самый «умный»? Канадский исследователь Луи Лефебр (Louis Lefebvre) из университета Макгилла (McGill University), предлагает измерять IQ птиц вовсе не по способности к «задушевным беседам» с человеком, а по степени изобретательности, которую пернатые проявляют при поиске пищи. Согласно такой шкале, на первом месте находятся вороны и сойки, на втором — соколы и грифы, далее идут дятлы и цапли. Так, цапель несколько раз снимали для документальных фильмов BBC, застав за престранным занятием — птицы… «рыбачили», кидая в воду кусочки пищи и поджидая крупных рыб.

Птичьи песни с чужого голоса
Об уме вороны и ее способностях к счету хорошо известно, но ее звукоподражательные таланты для многих остаются загадкой.
(Creative Commons license): Dori

Но особенно Лефебра впечатляет способность ворон использовать для добычи пищи «орудия труда». Больше всего на «трудовой ниве» прославились новокаледонская ворона (Corvus moneduloides) Бетти и её потомки из зоологической лаборатории Оксфордского университета (Oxford University).

Двукрылые гении научились изготавливать крючки из проволоки и доставать ими пищу из узких пробирок. Но пока нет четких доказательств, что это абстрактное мышление, как у человека. Вернее, дело не только в доказательствах, но и в разных гипотезах относительно рассудочной деятельности птиц.

Пока ученые спорят на эту тему, исследователи из лаборатории физиологии и генетики поведения кафедры высшей нервной деятельности биофака МГУ под руководством Зои Зориной пришли к выводу о «разумности» ворон. Многолетние опыты показали, что серые вороны (Corvus cornix) способны считать, решать логические задачки и принимать правильные решения в нестандартных ситуациях. В довершении всего, эти веселые птицы любят играть и развлекаться. То они собак дразнят, то с золоченых куполов церквей скатываются, словно с горки.

Другие виды птиц тоже не перестают удивлять человека. Судите сами — в китайском Гуанчжоу утка работает продавцом газет вместо своего хозяина, российский ворон Гаврюша создает картины для проекта «AnimalsArt», какаду Снежок (Snowball) танцует под музыку, а попугай по кличке Эй Джей (A.J.) прекрасно играет в гольф и баскетбол со своим хозяином Дэвидом Кота (David Cota).

Конечно, все это выходит за рамки лабораторных исследований и является достижением дрессуры, но зато сколько радости доставляет людям. Впрочем, положительные эмоции вызывают и дикие птицы, поющие в лесу — сейчас даже практикуется орнитотерапия — лечение стрессов общением с певчими птицами.