Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Подходящее тело для души

Социологи отмечают: независимо от «титульной» религии европейцы все чаще верят, что после смерти им будет предоставлен шанс вернуться к земной жизни

Попугай на этой фотографии вытаскивает из ящика карточки с предсказанием судьбы. Но как знать, возможно, кто-то из дожидающихся этих предсказаний в будущем и сам станет попугаем? «Досадно попугаем жить / Хотя и с длинным веком…», — пел Высоцкий. Фото (Creative Commons license): Nagesh Kamath

Мечта обрести вечную жизнь во множестве повторных рождений пришла в российскую общественную мысль с модой на французского философа-мистика Луи Клода Сен-Мартена (Louis Claude de Saint-Martin, 1743–1803). Однако настоящую популярность в России эта идея приобрела с «Песней о переселении душ» Владимира Высоцкого (1938–1980). Сама же по себе она стара как мир. Её отголоски, а чаще — ясное звучание, можно услышать во множестве древнейших мировых религий и мифов. «Кем я буду в следующем воплощении?» — вопрос первостепенной важности для восточного человека. Казалось бы, обращенный к современному европейцу — будь то агностик, закоренелый материалист или последователь христианства — этот вопрос не имеет смысла, однако социологи утверждают обратное.

Девять жизней современных европейцев

Растущий интерес европейцев к восточному оккультизму очевиден, достаточно просто зайти в магазин, торгующий эзотерической литературой, или посмотреть несколько фильмов про фэн-шуй или «третий глаз». Мечта о вечной жизни находит свое воплощение в идее бесконечного возрождения в новом теле. Однако её классическая трактовка приобрела новые измерения: на потребу публике предлагается множество онлайн-тестов, позволяющих быстро определить, кем вы были в прошлой жизни или кем станете в следующей. С помощью ресурса Reincarnationstation.com я за 5 минут выяснила, что в следующем воплощении буду тигром и что лишь 16% населения планеты ожидают лучшие перерождения. Неужели остальные 84% ведут настолько дурной образ жизни, что недостойны снова стать людьми?

Косвенным показателем интереса населения Европы к своей будущей жизни может служить посещаемость всех этих интернет-ресурсов. Однако есть и прямые данные. Как показывают исследования ВЦИОМ и Левада-Центра, в переселение душ верят 26% наших соотечественников. Что особенно странно, православные жители России верят в переселение душ в полтора раза чаще, чем и мусульмане, и атеисты.

Американцы не отстают: согласно опросу Гэллапа, проведенному в 2005 году, каждый пятый американец старше 18 лет верит в то, что после смерти его душа обретет новое тело. Причем доля их неуклонно растет. Так, исследование компании Yankelovich Partners показало, что в 1976 году в реинкарнацию верили 9% американцев, а в 1997 году — уже четверть населения страны.

Масштабное исследование европейских ценностей в 1999–2000 годах (European Values Study, 3 волна) выявило поразительно широкое распространение идеи о реинкарнации — несмотря на давление христианства и неизменно ускоряющийся научно-технический прогресс. Исландский ученый Эрлендур Харалдсон (Erlendur Haraldsson), анализируя результаты исследования, условно разделяет европейское пространство на три части.

Исландия заметно выделяется среди Скандинавских стран — 41% населения этой страны уверены, что уже жили когда-то, а после смерти продолжат существование в другом теле. В Швеции, Финляндии, Дании и Норвегии аналогичных взглядов придерживаются 22, 18, 17 и 15% населения соответственно. Среди западноевропейских стран лидируют Швейцария (36%, данные 1990–1993 года), Великобритания (29%, то же время сбора данных) и Португалия (29%); «отстают» Северная Ирландия (17%) и Мальта (12%). В целом, 22% жителей Западной Европы верят в переселение душ.

Казалось бы, в странах Центральной и Восточной Европы, где ещё живы и даже пока не очень состарились те, кто в массовом порядке изучал «научный атеизм», уровень веры «во всякие глупости» должен быть минимальным. Ан нет! 27% жителей этих регионов убеждены в том, что реинкарнация существует. Особенно преуспели Литва (44%) и Эстония (37%). Меньше всех верят в возможность пожить в другом теле жители Восточной Германии (12%). Приближается к лидерам Россия — по данным European Values Study, верят в переселение душ 32% россиян. Это при том, что подавляющая часть нашей страны (63% по данным ВЦИОМ) — православные. Впрочем, статистика демонстрирует, что россияне довольно редко видят противоречие между желанием считаться христианами и приверженностью эзотерическим учениям восточного толка.

«Быть может, тот облезлый кот был раньше негодяем…» Фото (Creative Commons license): Nina Jean

Попытки доказать существование реинкарнаций

Особенно удивительно позитивное отношение к этому учению среди некоторых людей науки. Одно из самых известных имен среди популяризаторов идеи реинкарнации — Айен (Ян) Стивенсон (Ian P. Stevenson, 1918–2007), профессор психиатрии Виргинского университета (University of Virginia). Стивенсон более сорока лет изучал детские воспоминания, квалифицируемые им как воспоминания из прошлых жизней. Он наблюдал детей из Европы, Азии, Африки и обеих Америк, однако большинство его подопытных родились в Индии и Шри-Ланке, то есть там, где вера в переселение душ является традиционной.

С его точки зрения, доказательством реинкарнации можно считать наличие сходных физических черт (например, родимых пятен) и способность говорить на незнакомом языке, однако он всегда пытался найти и более солидные обоснования. Он с академической внимательностью проверил «на местности» каждый из более трех тысяч описанных им случаев перевоплощений: опрашивал очевидцев, искал подтверждающие документы. Стивенсон представил свидетельства корреляции между ранами у погибшего человека и родимыми пятнами у ребенка. У 35% детей, имеющих воспоминания о своем предыдущем воплощении, наблюдалось соответствие между родимыми пятнами или врожденными дефектами и ранами (обычно фатальными) на теле умершего человека. Детально описано 210 подобных случаев.

Другой тип доказательств основывается на методе регрессивного гипноза (regressive hypnosis) — особой технике, заставляющей человека вспомнить о прошлых воплощениях. Апологеты этого метода считают, что с его помощью можно не только вернуться в прошлое с познавательными целями (каждый мечтает немного побыть Петром I или Элвисом Пресли — пусть даже в прошлой жизни), но и исправить когда-то совершенные ошибки. Известный специалист по гипнотической регрессии Долорес Кэннон (Dolores Cannon) утверждает, что текущие проблемы могут быть следствием нерешенных конфликтов из прошлых жизней. «Ко мне пришли две дамы — мать и дочь, — приводит ее слова газета «Оракул», — с жалобой, что никак не могут наладить отношения. Сеанс регрессивного гипноза с дочерью показал, что в прошлой жизни они с матерью были мужем и женой, отношения зашли в тупик и все закончилось трагедией: произошло убийство. Именно потому в новой жизни судьба опять свела их вместе — дала ещё один шанс научиться строить отношения». Кэннон отмечает, что нередко обнаруживала документальные подтверждения фактов, которые пациенты сообщали во время гипнотических сеансов.

Поводы для скепсиса

Мало кому хочется тратить время на критический разбор «доказательств». Тем не менее некоторые ученые все же проводят последовательное разделение культурологического смысла доктрины и её восприятия в буквальном смысле. Сотрудник Института философии РАН доктор философских наук Владимир Кириллович Шохин, комментируя статью французского индолога Мишеля Юлена (Michel Hulin) «Идея переселения душ в XXI в., или Будущее одной иллюзии», акцентирует внимание на том, что в состоянии гипнотического транса люди склонны к припоминанию «„своих“ преимущественно эмблематических ролей в истории: опрошенные оказываются как правило бывшими великими жрецами, тамплиерами, чудотворцами, весталками, друидами, инквизиторами, знатными куртизанками», жизни которых протекали в местах, отмеченных религиозным или эзотерическим авторитетом. «Другая группа „вспоминающих“ обнаруживает смешанные рождения, точнее восстанавливает свои насильственные смерти как в высоких, так и в скромных воплощениях, по большей части в Европе. … Среди их воспоминаний очень мало таких, которые не соответствовали бы сведениям из учебников истории, словарей, энциклопедий».

Американский ученый Пол Эдвардс (Paul N. Edwards) в работах, посвященных этой теме, отмечает, что вера в наличие некой сущности, которая остается живой после физической смерти и получает новое воплощение, безусловно комфортна, но содержит несколько существенных противоречий. Основная «нестыковка» заключается в следующем: несмотря на множество исследований в области реинкарнации и значительные успехи в этой области, нет четкого описания механизма, с помощью которого физические свойства и некоторые личностные качества передаются от одного человека к другому. Современная наука категорически отрицает возможность пребывания этих свойств вне физических форм между двумя материальными воплощениями.

«Пускай живешь ты дворником, родишься вновь — прорабом…» Фото (Creative Commons license): Elvert Xavier Barnes

Почему люди верят в переселение душ?

И всё же факт остается фактом: несмотря на все доводы ученых, каждый четвертый житель Европы верит в реинкарнацию. Эрлендур Харалдсон выделил два обстоятельства, способствовавших, по его мнению, столь широкому распространению этого верования: сохранившиеся следы дохристианских религий и массированное проникновение буддийско-индийской мысли в европейское массовое сознание в XIX и XX веках. Действительно, как говорилось выше, на Западе теория реинкарнации получила широкое распространение лишь в ХХ веке, а до этого пребывала на задворках европейской мысли.

В числе прочих истоков широкого распространения в Европе теории переселения душ стояла Елена Блаватская (1831–1891) и основанное ей масштабное теософское движение. Последователи теософии провозглашают автономность души по отношению к телу и считают, что путем многочисленных воплощений осуществляется эволюция человека на пути к своему истинному «Я». С 1950-х годов начинается стремительное появление новых религиозных движений (НРД, New Religious Movement или New Age), многие из которых активно эксплуатируют теорию переселения душ.

Развитие темы на Западе сильно отличалось от восточного оригинала. В индийской философии, на которую, кстати, опиралась Блаватская, перевоплощения носят явно негативный оттенок. Души индуистов и представителей других религий, признающих реинкарнацию, заключенные в круговороте рождения и смерти (концепция сансары), изо всех сил стремятся к освобождению из него. Череда перерождений является для них неблагоприятным положением, из которого нужно выйти. В основе сансары лежит причинно-следственная связь между поступками человека и их последствиями (учение о карме).

Европейская трактовка существенно противоречит классической индийской модели. По мнению Мишеля Юлена, для западных людей перевоплощения «являются как раз источником надежды на бесконечное улучшение своего существования в череде перерождений». По сути, реинкарнация дает современному горожанину возможность реализовать свои жизненные планы, свою «американскую мечту» о благополучии — пусть не в этой жизни, так в следующей. Если был недостаточно внимателен к близким, не помогал бедным, совершил ошибки, прослыл обладателем несносного характера — всегда можно исправить эти досадные неприятности в будущей жизни. Возможность перерождения в теле растения или животного — например, насекомого (чего так страшатся индийцы!) часто игнорируется. Хотя, даже если принять во внимание шансы на неудачное воплощение (как назидательно пел Высоцкий, «и будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь»), то можно трактовать такую ситуацию в оптимистичном ключе: с каждой новой жизнью мы можем становиться все лучше и лучше — нужно лишь немного постараться.

«Но если туп, как дерево, — родишься баобабом / И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь». Фото (Creative Commons license): Pat Hooper

Юлен указывает и на другие причины популярности темы. Реинкарнация подразумевает безначальную модель мироздания, что куда больше соответствует теориям современной космологии, предполагающим безграничное расширение вселенной, чем традиционный для Европы Страшный суд. Кроме того, переселение душ позволяет без ущерба для самосознания объяснить неравенство наших возможностей. Сосед богаче, и жена у него красивее? Я хорошо и честно живу — в следующей жизни все может быть по-другому.

Все-таки реинкарнация — удобная модель веры в загробную жизнь, особенно для тех, кто никак не может смириться с неотвратимостью окончательной смерти. Но осознают ли респонденты многочисленных социологических исследований суть вопросов, которые им задают? Размышляют ли они вечером за чашкой чая в семейном кругу, как именно их душа поведет себя после смерти: как она будет выбирать новое тело, где находится загробный «зал ожидания» и как он выглядит? Социологи отмечают размытость представлений о потустороннем мире. «Для все большего и большего числа современных людей бог … стал своего рода богом в отставке, который, достигнув почтенного возраста, мирно удалился к удовольствиям профессорского созерцания, или же абсолютом, бесконечным, единственным, мистической формулой, которая так же абстрактна, как теория относительности, только ещё менее понятна», — пишет Корлисс Ламонт (Corliss Lamont) в книге «Иллюзия бессмертия» («The Illusion of Immortality»). Похоже, многие заняли очередь за новыми воплощениями, особо не стремясь узнать, на что могут надеяться. Им стоит поспешить — вдруг все самые хорошие инкарнации разберут до их прихода?

Антонина Захарова, 06.08.2008

 

Новости партнёров