Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Одно счастье на всех

Неутолимая жажда любви может принимать как законные, так и незаконные формы

Жан-Леон Жером (1824–1904) «Терраса сераля». На вторую половину XIX века приходится период увлечения Востоком в Западной Европе. Жизнь гаремов занимает в это время особое место в творчестве французских художников.

Полигамия — далеко не атавизм, пережиток прошлого или страшная средневековая сказка. Многие считают, что брачные отношения с двумя или более женами (полигиния, форма полигамии) встречаются только в исламских странах, но в мировом масштабе многоженство распространено и среди неисламских культур — в более или менее законном виде.

Европейские султаны

Западная Европа, изначально демократично настроенная по отношению к мигрантам-мусульманам, столкнулась с проблемой их недостаточной интеграции в социум — они по-прежнему живут по своим правилам. Свод исламских правил — Шариат — позволяет мусульманину иметь до четырех жен, но только в том случае, если он в состоянии их содержать. Мусульмане, приезжающие в Европу, требуют для себя права привозить нескольких жен и все чаще получают такую возможность.

Великобритания, несмотря на формальный запрет многоженства, приняла решение признавать полигамные браки, если они заключены в странах, где такая возможность предусмотрена законом. Департамент Великобритании по труду и пенсиям (The Department for Work and Pensions) объявил о том, что в стране около тысячи мужчин официально проживают с несколькими женами. Среди других стран Великобритания весьма лояльна к мигрантам-мусульманам: она дала убежище десяткам различных исламских религиозных организаций, демонстративно движется в сторону включения мусульман в жизнь страны.

Во Франции многоженство было запрещено в 1993 году, но к 2005 году в стране проживало не менее 20000 полигамных семей, преимущественно выходцев из стран Западной и Южной Африки. Власти Франции назвали распространение полигамии среди иммигрантских семей одной из возможных причин массовых беспорядков. За счет мигрантов-мусульман увеличивается количество полигамных семей в Норвегии, Германии, Нидерландах и других странах. Общее число мигрантов-мусульман составляет около 3 млн человек во Франции, порядка 3 млн — в Германии, 1,5–1,8 млн — в Англии.

Полиамория и открытый брак

Мусульманские полигамные браки — не единственная форма непарных семейных отношений на территории Европы. Мне известен пример: творческий человек сорока с небольшим лет, художник, арт-директор глянцевого журнала, живет в Барселоне. Обеспечивает безбедную жизнь себе, трем женам и двум детям. Ни на одной из женщин он не женат официально. У каждой жены — своя квартира, всем делаются подарки, разумеется, разные. Все женщины в курсе происходящего и совершенно не против. Скандалов в духе «Ты опять был у нее вчера ночью» не устраивают, совсем наоборот — периодически вместе ездят за покупками и даже пару раз отправлялись дружной компанией в отпуск. Три параллельных семьи «общий муж» считает нормой. В чем-то его позиция напоминает законы Шариата. «Если я готов и могу содержать трех женщин, уделять время и любовь каждой, тогда к чему предрассудки?», — говорит он. Отношения одновременно с несколькими женщинами присутствуют, но назвать героя многоженцем было бы не совсем корректно. Для обозначения таких отношений существует специальный термин — полиамория (polyamory). Полиамория допускает возможность одновременного существования семейных отношений нескольких человек при условии их одобрения каждым участником.

Можно ли найти «золотую середину» между беспорядочными связями и семейной рутиной? Фото (Creative Commons license): stephanie carter

Защитники «нуклеарных семей» (nuclear family) воспринимают полиаморию как узаконенную измену, однако между этими явлениями есть существенная разница. Полиаморные отношения включают более двух человек, каждый из которых знает о других участниках и согласен (что немаловажно!) с такой формой семейной жизни. Полиаморные отношения в некоторых аспектах похожи на моногамные: они часто подразумевают «верность нескольким» (polyfidelity), то есть ни у кого из людей, вовлеченных в полиаморную связь, не должно быть других любовников. Более либеральный вариант предполагает возможность включения «внешних» партнеров. Возможные сценарии полиаморных отношений многообразны: они могут основываться на одной «основной» (или «первичной») семье, в которой один или оба участника имеют любовников, или объединять троих или более людей в полноценную семью, в которой нет «основной» и «вторичных» пар. Состав «семей» может быть практически любым. Встречаются союзы, в которых на одну женщину приходится несколько мужчин (полиандрия).

В определениях, которыми называют подобные союзы, легко запутаться: открытый брак, шведская семья, свинг. Открытый брак предполагает наличие «узаконенной измены», то есть периодических «легких» связей с другими людьми; в то время как полиаморные отношения — постоянная, глубокая эмоциональная связь нескольких людей. Свинг тоже отличается отсутствием эмоциональной составляющей: супружеская пара свингеров практикует сексуальные контакты с другими партнерами, но не вступает с ними в длительные тесные отношения. Полиаморы обычно против случайного секса. Шведская семья — судя по всему, термин сугубо российский, обозначающий европейский вариант полиаморных отношений.

Объединиться, обменяться опытом и понять, что они не одиноки в своих жизненных ценностях, полиаморам во многом помогает Интернет. Успешно функционирует подкаст Polyamory Weekly Podcast о полиамории и смежных вопросах. На базе блог-сервиса «Живой журнал» работает сообщество приверженцев подобных отношений. И это не единичные случаи: существует множество тематических информационных ресурсов.

Непарный домострой

Россия, несмотря на запрет полигамии и в российском законодательстве, и в православной традиции, не исключение по части полиаморных отношений. С августа 2006 года и в российской зоне ЖЖ существует коммьюнити приверженцев полиамории, полигамии и открытого брака. Есть пример подобных отношений и среди моих знакомых — семья из четырех человек: папа, две мамы и дочка. Живут все вместе, муж женат на матери ребенка — она появилась в его жизни раньше «второй жены». Со слов участников, никаких проблем в отношениях нет, кроме одной: трудно объяснить школьным учителям, что кроме мамы есть ещё «мама Оля».

Есть в России и мусульманские полигамные семьи. Они распространены преимущественно среди кавказских мужчин (ингушей, дагестанцев) и арабов. В поддержку полигамии неоднократно высказывались российские политики. В июле 1999 года тогдашний президент Ингушетии Руслан Аушев разрешил в республике многоженство (указ Аушева), однако действие указа было приостановлено Борисом Ельциным как противоречащее российскому Семейному кодексу. Призывал узаконить многоженство в Российской Федерации Владимир Жириновский. В 2000 году он внес на рассмотрение проект закона, позволяющий мужчине иметь до четырех жен, при обязательном согласии всех имеющихся супруг на каждый новый брак. В 2006 году в СМИ развернулась бурная дискуссия после выступления Рамзана Кадырова за введение многоженства в Чечне. Кадыров мотивировал необходимость полигамии для чеченского народа демографическим фактором: «В Чечне это необходимо, потому что у нас война, у нас, по статистике, больше женщин, чем мужчин». О российской полигамии говорил Борис Немцов: «Миллионы мужчин у нас имеют несколько жен. Жены гражданские, ведь юридически их нельзя оформить. Назрел вопрос: мы готовы узаконить то, что уже есть?»

Полигамия в животном мире — совсем не редкость. Фото (Creative Commons license): Brian Scott

По данным последней переписи населения в России на 100 мужчин приходится 115 женщин, доля женщин у нас — одна из самых высоких в Европе. При этом число замужних женщин превышает число женатых мужчин на 65000 человек, что может свидетельствовать как о полигинии, так и о желании некоторых женщин считать себя замужними, в то время как их «мужья» называют себя холостыми. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) в феврале 2008 года провел опрос 1000 россиян на тему моральной приемлемости в их жизни различных явлений, в том числе многоженства. Морально приемлемым многоженство считают 16% опрошенных, резко отрицают многоженство — 61% (сравните с 90% американцев, выступающих против полигамии).

«Отколовшиеся» мормоны

Практика полигамных семей получила довольно широкое распространение среди американских протестантов времен «эпохи пионеров». Но уже в середине XIX века они оказались вне закона, однако борьба с подобной практикой по-прежнему актуальна. В Техасе не первый год идет расследование деятельности Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Fundamentalist Church of Jesus Christ of Latter Day Saints, FLDS). Краеугольным камнем в очередной раз стало многоженство и жесткое обращение с детьми. Несколько десятков мужчин обвиняют в изнасиловании несовершеннолетних. Судебное разбирательство может окончиться для обвиняемых пожизненным тюремным заключением. После осады техасского ранчо FLDS с 3 по 8 апреля и начала беспрецедентно крупного процесса многоженцы опасаются новых действий со стороны властей.

Фундаменталистская церковь Иисуса Христа Святых последних дней была создана в 1835 году бывшими членами Церкви Мормонов, недовольными отказом этой религиозной организации от практики многоженских браков. Полигиния считалась основным догматом мормонской веры и необходимой составляющей спасения человека, о чем лидеры мормонов неоднократно получали «откровения». Считалось, что мужчине для спасения необходимо не менее трех жен. Роль женщины в мормонской церкви — послушание и почитание мужа. «Требовать от них отказа от веры в полигамию равносильно требованию, чтобы они отказались от всей своей веры и признали свое священство ложью», — заявил в 1865 году Бригам Янг (Brigham Young, 1801–1877), второй глава мормонов.

Однако такая позиция не согласовывалась с американскими законами: многоженство в США было запрещено. Ситуация осложнялась тем, что Федеральное правительство долго отказывало Юте (в городе Солт-Лейк-Сити на территории Юты находится центр мормонской церкви) в статусе штата, а вместе с этим и мормонам — в праве участвовать в политической жизни США. Четвертому руководителю мормонов, Уилфорду Вудраффу (Wilford Woodruff, 1807–1898), как нельзя вовремя явилось откровение о том, что многоженство среди адептов церкви необходимо отменить, и в 1890 году мормонами был принят Манифест, прекращающий практику полигинии. Усилия не прошли даром: в 1896 область вокруг Солт-Лейк-Сити была присоединена к США как штат Юта.

Американская карикатура конца XIX века «12 жен Бригама Янга оплакивают его смерть в супружеской постели». Бригам Янг возглавлял Церковь Иисуса Христа Святых последних дней с 1847 по 1877 год и за свою жизнь был женат 50 раз. Гравюра: Joseph Ferdinand Keppler из архива Библиотеки Конгресса США 

Несколько групп мормонов, как водится, отделились от основной церкви. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней — крупнейшая из них. В настоящее время FLDS насчитывает от 6000 до 11000 своих последователей в штате Юта и около 1000 — в Канаде. Её штаб-квартира находится в Техасе, на ферме «Стремление в Сион» (Yearning for Zion). Название ранчо отсылает к одноименной песне, сочиненной нынешним лидером FLDS Уорреном Джеффсом (Warren Jeffs). С осени 2007 года Джеффс отбывает десятилетний срок в тюрьме за «соучастие в изнасиловании». Он принудил 14-летнюю девочку выйти замуж за её 19-летнего двоюродного брата.

Несовершеннолетние девочки, жители фермы, в 13–14 лет вступают в «духовные браки» со взрослыми мужчинами-членами FLDS, что на поверку оказывается сексуальным насилием. «Мужья» принуждают девочек к интимной близости и избивают их. Среди девушек, вывезенных полицией с фермы, многие беременны или уже c маленькими детьми. «К женщинам относятся как к собственности. Это ветхозаветная система: женщины всего лишь имущество, и дети тоже» — говорит одна из женщин, бежавших с фермы. Члены секты считают, что восстанавливают ветхозаветное многоженство.

Трудная любовь

Конгресс США выпустил закон (Edmunds Bill), запрещающий многоженство, в 1882 году. Совместная жизнь более чем с одной женщиной описывалась в нем как «преступление» и «незаконное сожительство». Осужденные по этому закону лишались избирательных прав и государственных должностей. В 1887 году карательные меры были усилены: стала возможна конфискация имущества многоженцев. В настоящее время многоженство по-прежнему запрещено во всех пятидесяти штатах Америки. Согласно результатам исследования Gallup июня 2007 года, 90% американцев против полигамии. Между тем, пока малочисленные сторонники полигамии могут дать начало массовому движению за легализацию этого явления в ближайшие 15–20 лет, особенно на фоне борьбы за права гомосексуальных пар, предупредил Питер Спригг (Peter Sprigg), старший директор Центра исследований брака и семьи (Center for Marriage and Family Studies).

Губернатор штата Юта Майк Ливитт (Mike Leavitt) уже в 1998 году предположил, что американцы имеют право на многоженство в соответствии с Первой поправкой к Конституции. В 1986 году появилась религиозная организация Centennial Park Action Committee, лоббирующая отмену уголовных наказаний за многоженство. Выступали за пересмотр законодательства члены FLDS. В Колорадо выходит журнал Loving More, основанный в 1991 году одноименной организацией. В 2006 году кабельным телеканалом HBO запущен сериал «Большая любовь» (Big love). Главный герой — бизнесмен, у него три жены и семеро детей, все они живут по соседству, в трех одинаковых домах. Муж составляет расписание, по которому проводит время с каждой из трех спутниц жизни. Словом, американское движение в поддержку многоженства набирает обороты.

Восемь осужденных из штат Юта отбывают наказание за многоженство (1885). Фото: John P. Soule. из архива Библиотеки Конгресса США 

Сторонники полиамории и полигамии приводят в свою пользу множество доводов. Начиная с многочисленных исследований полигамии у животных, в том числе обезьян бонобо, на 98% схожих с человеком на генетическом уровне, до влияния полигамии на здоровье. В исследовании, проводимом на факультете ботаники и зоологии Австралийского национального университета (Australian National University) под руководством профессора Эндрю Кокбурна (Andrew Cockburn), на основании результатов эксперимента над темной широкостопой сумчатой мышью (Antechinus swainsonii) делается вывод о том, что полигамные женщины имеют больше шансов на здоровое потомство. А профессор психологии Университета штата Миссури в Канзас-Сити (University of Missouri–Kanzas City) Терри Конли (Terri D. Conley) считает, что у приверженцев полигамных отношений меньше риск заражения венерическими заболеваниями.

Западный учитель буддийской школы Карма Кагью, первый европейский ученик Кармапы XVI, датчанин Лама Оле Нидал (Lama Ole Nydahl) регулярно говорит о возможности отношений с несколькими партнерами в том случае, если это никому не доставляет вреда. «Если мы используем свое тело для того, чтобы приносить другим счастье, мы создаем хорошую карму», — говорит он. Сам Лама Оле длительное время был в близких отношениях с двумя женщинами — со своей женой Ханной и Кати Хартунг, которая путешествовала с Оле, когда Ханна была занята. В задачи буддизма не входит жесткое регулирование семейных и сексуальных отношений своих последователей, поэтому в решении вопроса, допустима ли законная форма полигамных отношений, каждый буддист полагается на личный выбор и культурные особенности той местности, в которой он живет. В этом контексте в 2006 году выступил Санжей-лама, представитель традиционной буддийской сангхи России в Москве. Вопрос отступления от моногамии является «не религиозным, а бытовым. Мы, буддисты, этого не поддерживаем и не осуждаем. Это нас не касается», — сказал он.

Заметна тенденция к тому, что один человек уже не может удовлетворять всем потребностям другого, и это приводит к увеличению открытости людей друг другу, — заявляет Даниель Дюпласи (Danielle Duplassie) из Университета Британской Колумбии (University of British Columbia). И с ним соглашается российский психолог Максим Леви: он считает, что в основе полигамии лежат познавательная потребность и потребность в самоактуализации, «то есть обретение смысла жизни, максимальное раскрытие собственных возможностей, и многоженство тоже отвечает этой потребности, потому что подтверждает нашу компетентность, состоятельность».

А профессор Чикагского университета (University of Chicago) Гэрри Беккер (Gary Becker), приводя аргументы в пользу полигамии, замечает: «В действительности, многоженство будет достаточно редким явлением в современном обществе, даже если его полностью разрешить. Полигиния была популярна в прошлом, когда мужчины стремились иметь много детей. Сейчас она больше не нужна, так как редкие семьи хотят иметь больше трех детей, количество, легко достигаемое и с одной женой. Замечу, что многоженство становится редким даже в тех мусульманских странах, где оно разрешено, например, в Иране».

Права и интересы человека выходят на первый план, соответственно меняют свою форму и семейные отношения. Миллионы людей занимаются поиском такой формы семьи, которая подходит именно для них. И поиск этот, видимо, не самый легкий.

Антонина Захарова, 13.05.2008

 

Новости партнёров