Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Дотянуть до розетки

Альянс Renault-Nissan использует экологическое мышление как повод для расширения рынка

На Парижском автосалоне 2008 года компания Renault представила свою новинку — прототип электромобиля Z.E.Concept. Вся поверхность крыши покрыта солнечными батареями. В движение Z.E.Concept приводится электродвигателем мощностью в 70 кВт (около 95 л.с.). Фото: Patrick Curtet/Renault

Сегодня электромобили всё ещё воспринимаются преимущественно как диковинка, но, как ни странно, история их началась гораздо раньше, чем история машин с двигателем внутреннего сгорания. Первые электроповозки появились ещё в 1830–40-х годах. Пионерами в этой области принято считать Роберта Андерсона (Robert Anderson), Роберта Дэвидсона (Robert Davidson, 1804–1894) и Томаса Девенпорта (Thomas Davenport, 1802–1851). Эти «электромобили» представляли собой довольно неуклюжие агрегаты, которые передвигались с очень небольшой скоростью — их вполне мог обогнать пешеход.

В начале ХХ века только в США выпустили около десяти тысяч авто с электрическим двигателем, и их количество на дорогах в несколько раз превышало число собратьев с бензиновым сердцем. Однако постепенно электромобили стали сдавать позиции — в основном из-за довольно маленькой ёмкости аккумуляторов и небольшого запаса хода.

Интерес к электромобилям стал возрождаться с 1960-х годов. Спровоцировали его экономические причины и растущее загрязнение среды обитания, а именно — возрастающие цены на нефть и борьба за чистый воздух. Крупные автоконцерны год за годом неторопливо разрабатывали и демонстрировали на автосалонах концепты на аккумуляторных батарейках. Правда, до реальных дорог удавалось докатиться единицам. Это неспешное возрождение электромобилей продолжалось до тех пор, пока цены на нефть не стали расти с запредельной скоростью. Разразившийся глобальный кризис лишний раз продемонстрировал необходимость побыстрее слезть с «нефтяной иглы», так что топ-менеджеры автомобильных концернов засуетились.

Появились гибриды, новый тип батарей — ионно-литиевые, технология Plug-in, подразумевающая возможность зарядить автомобильную батарею при помощи бытовой электросети.

Точка подзарядки электромобилей в центре Лондона, между районами Стрэнд и Ковент-Гарден. Фото (Creative Commons license): Frank Hebbert

Однако этого недостаточно. Для того чтобы электромобили стали привычным явлением на дороге, необходима развитая инфраструктура. В самом деле, не отправишься же в дальнее путешествие на электротачке, если в дороге негде подзарядиться. Где заряжать и как это делать максимально быстро; как организовать утилизацию использованных батарей, которые часто содержат ядовитые компоненты — именно эти вопросы и занимают сегодня производителей. Совершенно очевидно, что в решении данной проблемы не обойтись без поддержки заинтересованных государств.

Особенно заметны в этой области усилия созданного в 1999 году франко-японского альянса Renault–Nissan. Поставив перед собой амбициозную задачу — стать мировым лидером по числу произведённых и проданных электромобилей, — руководство альянса, по всей видимости, всерьёз принялось реализовывать задуманное.

Всё началось примерно с января 2008 года, когда израильская компания Project Better Place решила включиться в государственную программу по очистке воздуха Израиля от выхлопных газов. Компания подписала с властями соглашение о строительстве к 2011 году на территории всего Израиля около пятисот точек для подзарядки электромобилей. Появятся такие точки в том числе и на городских стоянках и в гаражах. На сотнях станций можно будет поменять батарею электромобиля и произвести необходимое техническое обслуживание.

Чтобы было что подзаряжать, в том же месяце Project Better Place договорилась с альянсом Renault–Nissan о начале производства электромобилей для израильского рынка в 2011 году. Все системы автомобилей будут работать исключительно на электричестве. Машины будут иметь те же характеристики, что и автомобили с 1,6-литровым бензиновым двигателем. На электромобили установят ионно-литиевые аккумуляторы с повышенным сроком службы. Что особенно важно, авто будут оборудованы информационной системой, благодаря которой водитель сможет определить, сколько у него осталось электроэнергии, а также узнать о местонахождении ближайшей «заправочной» станции. Власти Израиля установили налоговые льготы на приобретение таких электромобилей.

Презентация пятидверного хэтчбека Nissan Leaf. Именно на этом электромобиле Renault–Nissan планирует въехать в будущее. Фото: Nissan Motor Co.

В Израиле подсчитали, что 90% автолюбителей проезжает в день не более 70 км. При том что расстояния между основными городами страны не превышают 150 км, создание необходимой инфраструктуры точек для подзарядки не составляет большой проблемы. И тогда население быстро пересядет на машины, не загрязняющие окружающую среду. А государству не придётся зависеть от поставок нефтепродуктов. 

Вскоре примером Израиля заинтересовалась Португалия. В июле 2008 года страна напрямую подписала соглашение с Renault–Nissan о расширении использования электрических автомобилей и создании сети заправок для них. При этом Португалия стала первой страной, подписавшей соглашение такого рода с автопроизводителем без всяких посредников. По сообщениям британского информагентства Reuters, премьер-министр Португалии Жозе Сократеш (José Sócrates) подчеркнул:

Мы переживаем сильный «бензиновый шок», который влияет на жизнь каждого… Мы хотим повысить энергетическую независимость страны.

В ноябре 2008 года стороны договорились о сроках, так что в 2010 году в стране, знаменитой своими  портвейнами и мадерой, начнётся строительство сети станций с розетками для заправки машин.

А вслед за португальскими проснулись и власти княжества Монако, в результате чего в ноябре 2008 года между правительством княжества и руководством Renault–Nissan подписан меморандум о взаимопонимании — стороны сформулировали способы улучшения и расширения зарядных сетей для аккумуляторных батарей в княжестве.

В декабре 2008 года крупнейшая швейцарская компания, производящая энергию, EOS (Energie Ouest Suisse) подписала с Renault–Nissan соглашение о совместном развитии сети зарядных станций для зарядки электромобилей в Швейцарии. А в начале 2009 года крупнейшая датская энергокомпания Dong Energy A/S и упомянутая выше израильская компания Project Better Place решили, по данным американского делового агентства Bloomberg, потратить $137 млн на создание сети зарядных станций для электромобилей в Дании. И скорее всего электромобили, которые будут там заправляться, будут иметь шильдики Renault или Nissan.

Z.E.Concept уже успели прозвать «термосом от Рено» — кузовные панели прототипа двухслойные, воздушная прослойка между двумя листами металла защищает салон автомобиля от слишком быстрого нагрева в жаркую погоду и от остывания зимой. Благодаря этому автомобиль расходует меньше электроэнергии. Фото: Patrick Curtet/Renault

В своём стремлении подготовить почву для будущей электромобильной экспансии Renault–Nissan решил не ограничиваться старушкой Европой. Подобные же соглашения о совместном развитии инфраструктуры у альянса есть и с Сингапуром, и с Австралией, и с отдельными штатами в составе США. Возможно, что и с властями Москвы у альянса найдутся общие интересы. Ведь собирается же мэр российской столицы Юрий Лужков превратить парки города в зоны, где можно ездить только на электромобилях.

Создавать инфраструктуру альянс начал на довольно обширной территории. Отсюда возникает вопрос — найдётся ли у него такое количество электромобилей, чтобы наполнить ими «завоёванные земли». В самом альянсе уверены, что найдётся. Ещё в июле прошлого года глава альянса Карлос Гон (Carlos Ghosn) заявил о полной готовности начать серийное производство электромобилей. А к 2012 году только компания Nissan будет способна выпускать в год до 10 млн машин с электродвигателем. Правда, год спустя Гон привёл более реалистичные оценки — в конце июня этого года после ежегодного собрания акционеров Nissan в Иокогаме он сообщил репортёрам, что Nissan Motor намерена производить более 100 тыс. электромобилей в год, рассчитывая представить их на японском и американском рынке в следующем 2010 году, а ещё через два года — на мировом рынке.

Гон также заявил, что оба возглавляемых им гиганта представят по три различных модели электромобилей и что Nissan изучает возможность создания для них двух сборочных заводов в Европе. Сообщив, что заказы на электромобили поступают как от корпораций, так и от государственных учреждений и местных властей, он отметил, что компания намерена продавать их по ценам, сопоставимым с ценами на «нормальные» автомобили. Электромобили других японских производителей, например Mitsubishi Motors и Fuji Heavy Industries, пока стоят около ¥4,5 млн (более $47 тыс.).

Пожалуй, самым знаменитым электромобилем Nissan стал концепт Pivo2, показанный во время 41-го международного автосалона в Токио в 2007 году. Эту игрушку с болтливым роботом-попутчиком показали все мировые телеканалы в качестве очередной футуристической выходки японцев. Но в этом году Nissan обещал показать уже «боевой», дорожный электромобиль, тестовый прототип которого попал в объективы автомобильных шпионов, будучи «одет» в кузов модели Cube.

Мировая премьера долгожданной модели — пятидверного хэтчбека Nissan Leaf — состоялась в августе этого года в штаб-квартире компании Nissan в Иокогаме. На первом в мире доступном электромобиле с нулевым уровнем выбросов вредных веществ в атмосферу выехали на сцену бывший премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi), префект префектуры Канагава Сигэфуми Мацудзава (Shigefumi Matsuzawa) и мэр города Иокогама Хироси Накада (Hiroshi Nakada).

Заправить Nissan Leaf будет максимально просто. Ионно-литиевые батареи зарядятся на 80% всего за полчаса. Подзаряжать автомобиль можно будет даже дома — от обычной 200-вольтовой розетки, но в этом случае на полную «заправку» потребуется около восьми часов. Фото: Nissan Motor Co.

Nissan Leaf построен на абсолютно новой платформе, которая создавалась именно под электромобиль. Батареи размещены под полом салона, электромотор и необходимое оборудование расположены над передней осью автомобиля и занимают объем в два раза меньший объема обычного моторного отсека.

Самая дорогая часть электромобилей — батареи питания. На своей новинке Nissan использует ионно-литиевые батареи, завод по массовому производству которых Nissan уже построил в городе Зама (Япония). Уже есть планы по размещению производства батарей в США, Великобритании и Португалии.

О планах выпустить другие серийные модели электромобилей Nissan Motor не объявляла. Но очевидно: если электроагрегаты тестировали на модели Cube, то есть основания ожидать новые варианты данной модели. Кстати, по такому пути пошли во второй компании альянса — в Renault. От источников во французской компании стало известно, что Renault собирается представить на ближайшем автосалоне во Франкфурте три серийных электромобиля для европейских рынков — модель Renault Kangoo с электромотором, электромобиль размером с Renault Clio и электромобиль размером с Megane. Иными словами, в компании решили снабдить электротягой существующие модели и тем самым сэкономить уйму денег.

В общем, альянс въезжает в электромобильное будущее, основательно подготовившись. Пока Mitsubishi, Subaru, BMW и индийская Reva планируют продавать свои модели на батарейках, уповая лишь на экологическое сознание покупателей, Renault–Nissan создают покупателям подходящие условия для выражения собственной экологической озабоченности. Кроме того, франко-японский альянс взял такой темп, что догнать его теперь будет нелегко. А выиграют от этого, наверное, потребители. Ведь, благодаря экологическому стандарту Евро-4, в Париже за столиками уличных кафе смог почти не чувствуется. Если весь Париж перейдет на электрокары, смога не будет вовсе. А потом парижская мода, может, и до Москвы докатится. И качество бензина на бензоколонках перестанет волновать. Ведь фальшивого электричества вроде бы не существует.

Тамерлан Фаттахов, 03.09.2009

 

Новости партнёров