Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Отпускной караван

Испытывая синдром привязанности к комфорту, современные автопутешественники предпочитают отправляться в дальнюю дорогу с максимальными удобствами

Подобного рода крытые телеги получили название «цыганский караван». Почти всё место внутри кибитки занимали тюки с нехитрыми пожитками. Фото (Creative Commons license): *Melody*

Когда сказочный Емеля решил отправиться на приём к царю, не вставая с печи, он и не догадывался, что в наши дни его примеру последуют миллионы людей по всему миру. Сказка давно уже стала былью — и теперь совершить поездку, не вставая с тёплой постели, в окружении всех коммунальных удобств может каждый желающий. Для этого достаточно лишь купить или взять в аренду дом на колёсах.

Далека дорога твоя…

Пожалуй, первым исторически известным мобильным жилищем были дорожные повозки древних китайских вельмож. Поставленные на два, иногда на четыре колеса, и запряжённые «живыми тягачами», они служили одновременно и жильём, и крепостью. Снаружи эти крепкие дощатые вагончики были обиты листами металла для защиты от зажигательных стрел, а внутри оснащались удобным ложем, сундуком для ценных вещей, местом для прислуги и небольшим буфетом. Позднее подобные броневики с удобствами появились и у монгольских ханов, а также богатых купцов, водивших торговые караваны.

XIX век был эпохой путешествий. Причём сотни тысяч людей преодолевали огромные расстояния не развлечения ради. Большинство искали новое место жительства, другие — рынки сбыта. В отличие от Европы, где путник днём ехал в комфортной карете или уютном вагоне поезда, а вечером останавливался в придорожной гостинице, на «диких» просторах Северной Америки, Австралии и Африки никакого туристического сервиса не было. Если человек желал путешествовать с удобствами, то их приходилось брать с собой.

Караван в районе Альнвика, Англия. 1925 год. Фото (Creative Commons license): John Dalrymple

Немного находчивости и мастерства — и крытые парусиной «телеги» получили деревянные стены и крышу, в них прорезали окна, ящики для вещей убрали под койки. Что не поместилось в салоне, грузилось на крышу или вешалось на борта. Так к середине XIX века появились самые настоящие передвижные дома (все ещё с гужевой тягой), прозванные «караванами». Изначально под «караваном» понимали группу вьючных животных, чаще всего верблюдов, перевозящих людей и грузы по степям и пустыням. Караваны нового времени тоже перевозили людей и грузы, но передвигались с помощью колёс. Они сразу же завоевали огромную популярность в США и на бескрайних просторах Британских колоний.

Чтобы получить представления о таких караванах, можно вспомнить отечественные экранизации известного романа «Дети капитана Гранта» — именно в нём его герои путешествовали по Австралии. 

Караван был не только средством передвижения, но и первым домом, в котором жили обосновавшиеся на новом месте переселенцы. Учитывая, что во многих регионах Дикого Запада и Австралии стройматериалы (древесина) были дефицитом, многим семьям приходилось жить в караванах годами.

Изобретение кустарей быстро подхватили предприниматели — поставив производство караванов на поток, предлагая модели для разных социальных слоёв населения и самых разных условий путешествий. От простого, но очень прочного передвижного дома для североамериканских колонистов до изысканно отделанного фургона для выездов на загородные пикники. Как, к примеру, шедевр фирмы Wanderer образца 1886 года — сегодня являющегося раритетом и неизменным участником выставок британского «Caravan Club». Этот клуб недавно отметил своё столетие и насчитывает в своих рядах 360 тыс. членов, владеющих передвижными домами — в том числе и представителей самых аристократических английских фамилий. Его почётный председатель — герцог Эдинбургский Филипп (супруг королевы Великобритании).

В веке двадцатом оставалась самая малость — приделать к «каравану» автомобильный двигатель, позволяющий путешественнику не только быстро преодолевать огромные расстояния, но и при помощи работающего от него генератора провести в передвижной дом электрическое освещение, отопление и другие бытовые удобства.

Взгляд снаружи и изнутри

Почему же всё-таки фургон, а не шатры и палатки, которые можно свернуть и упаковать в тюки, а затем забросить в багажник? Ответ очень прост и хорошо известен тем, кому приходилось совершать походы на природу. Во-первых, в палатке не так уж и уютно во время дождя, сильного ветра, испепеляющей жары или тем более на морозе. Докучают норовящие пробраться в ваш матерчатый «домик» насекомые и прочие представители животного мира. Во-вторых, все палаточные удобства — это брошенный практически на землю матрас или спальный мешок. Всё остальное расположено под открытым небом: вместо кухни — костёр, туалет — в ближайших кустах, ну, а умываться придётся из канистры или у ручья.

В итоге вместо отдыха на природе одни мучения — а то и болезни. Более того, сейчас всё больше и больше людей, которые страдают так называемым синдромом привязанности к комфорту. Вывод прост: если у человека нет сил оторваться от домашнего уюта, то вместе с ним и нужно отправляться в путешествие. Для этого в основном и существуют «дома на колёсах».

Американский рейнджер ведёт учёт остановившихся на контролируемой им территории трейлеров. Фото: Department of Agriculture. Forest Service

По своей конструкции они делятся на несколько категорий. Складной прицеп (в американской терминологии — «folding trailer») удобен своей компактностью, прибыв на место, он трансформируется — раскладывается в более просторный домик. В дешёвых моделях расширение жилплощади проделывается вручную, в более дорогих достаточно нажать на кнопку, и всё остальное за вас делают электромоторы и гидравлические домкраты. И пусть вас не смущают скромные размеры такого желища — в этой тесноте вполне уютно, и она отнюдь не говорит о бедности владельца. Например, маленьким караваном-прицепом владеет английская принцесса Анна.

«Truck camper» — это оригинальная конструкция, в которой небольшой передвижной домик при транспортировке устанавливается в кузове легкового пикапа. Чтобы при этом обойтись без подъёмного крана, по бокам этой «избушки на курьих ножках» расположены домкраты: он поднимается, под него въезжает пикап, затем домик опускается.

«Дача на колёсах» (она же «travel trailer») предоставит в ваше распоряжение как минимум уютный диван или раскладную кровать, полную изоляцию от внешнего мира, вентиляцию и отопление, телевизор, столик, за которым вечером можно почитать книгу или порыскать в Интернете. Однако управление автомобилем с такой огромной «будкой» на прицепе — дело непростое, а в странах СНГ ещё требует водительских прав категории «Е».

«Motor home», или просто «camper», подразделяются на три группы в зависимости от своих размеров. Первая создаётся на базе микроавтобусов, поэтому эти дома ограничены в размерах и тесноваты. Эту проблему обычно решают с помощью дополнительного пространства, нависающего над водительской кабиной, а также дополнительных раскладывающихся «веранд» и навесов.

Вторая группа — кемперы на базе легких грузовиков, которые очень популярны в США. Они не менее комфортны, чем настоящий дом и достигают в длину 6–7 и более метров. При этом они бывают обычные, когда жилой салон монтируется над кабиной в виде фургона, и интегрированные — у которых салон простирается до самого лобового стекла. Это удобно тем, что водитель может непосредственно общаться со своими пассажирами, пьющими чай за столиком — а те, в свою очередь, присаживаться рядом и развлекать себя наблюдением за дорогой. К тому же это визуально удлиняет внутреннее пространство салона.

Как правило, их салон состоит из пяти частей: водительское место, кухня, столовая (диваны и стол), душевая с туалетом, и спальня с самой настоящей кроватью. Причём, на этой кровати можно спать даже во время пути. Удобства дополняют кондиционер, холодильник, большой ЖК-телевизор, спутниковый приёмник. Внизу, под полом салона, есть объёмное багажное отделение, в которое можно поместить массу полезных в путешествии вещей и спортивный инвентарь. В некоторых моделях есть даже мини-гараж для мотоцикла или снегохода.

Фантазии сценаристов нередко вынуждают режиссёров снимать в местах, не приспособленных для проживания. В таких ситуациях трейлеры существенно облегчают жизнь съёмочной группе. В некоторых трейлерах найдётся место даже для спортивного инвентаря и транспорта. Фото (Creative Commons license): carole smith

Ну и самые большие «мотор-хоумы» представляют собою перестроенные пассажирские автобусы. Как правило, это малосерийные или эксклюзивные творения, отличающиеся либо невероятной роскошью (включающей даже сауну, джакузи или мини-бассейн), либо… поражающей бедностью. Дело в том, что некоторые американцы, так и не накопившие средств на нормальный дом или «караван», приобретают по дешевке списанные автобусы (обычно школьные) и своими силами переделывают их салон в скромное жилище.

Однако разношерстное семейство караванов имеет ещё несколько особенностей, невидимых на первый взгляд. Особая многослойная конструкция их стен, специальные шины, выдерживающие длительные стоянки, специальные тормоза для прицепов, системы жизнеобеспечения, рассчитанные либо на внешнее подключение, либо на полную и длительную автономность, и многое другое, свойственное только этому виду транспорта.

Автотуристы и автобомжи

Караван — это практически полноценный дом, разве что не слишком большой. Неудивительно, что сегодня ими владеют десятки миллионов людей по всему миру. Причём, для некоторых (в основном в США) караваны стали единственным жилищем. Простенький дом на колёсах (или переделанный в него старый автобус) плюс копеечная плата за парковку на пустыре обходится им куда дешевле, чем покупка и содержание участка с настоящим домом. Зато в случае чего всегда можно сняться с места и отправиться в поисках лучшей жизни или (в самом прямом смысле) более тёплого места — где зимой не придётся тратиться на отопление — при этом не утруждая себя заботами о том, как продать старое и купить новое жильё.

Ещё один плюс заключается в том, что припарковать караван можно повсюду, в том числе на территориях, запрещённых для строительства. Например, самые смекалистые американские «караванщики» бросают свои якоря не где-нибудь, а в национальных парках — на фоне прекрасной природы. И убедительно доказывают сердитым рейнджерам (аналог наших егерей), что они всего лишь остановились там для отдыха.

Весь мир в их распоряжении, главное — вовремя заправляться бензином. Правда, при этом они поневоле становятся людьми без определенного места жительства со всеми вытекающими последствиями. Например, не могут участвовать в голосовании.

В США есть целые посёлки, где малоимущие или временно оказавшиеся в сложном положении семьи могут снять кемпер — хоть и устаревший, но всё же оснащённый необходимыми удобствами и подключенный к инженерным сетям. Бывает и так, что люди живут в трейлере за городской чертой без каких бы то ни было удобств. Часто такой дом на колёсах теряет свою мобильность. Фото (Creative Commons license): David

Но всё же в Европе, а теперь и у нас, «караваны» используются преимущественно для путешествий. Причём, в том числе и туда, куда можно было бы добраться поездом и остановиться в гостинице. Почему эти люди предпочитают удобства каравана гостиничному сервису — это, наверное, загадка. Но смекалистые владельцы недвижимости предлагают таким туристам полноценные стоянки-кемпинги, где на каждом парковочном месте можно подключиться к системе электропитания, водопроводу и канализации. Иногда о такой стоянке можно узнать по знаку «RV Welkome».

И уж конечно караваны незаменимы, когда множество людей съезжаются буквально на голое место во время проведения фестивалей, спортивных состязаний или выставок. Или к месту какого-то сенсационного события вроде явления народу Иисуса или НЛО — о чём нередко уверяют СМИ всевозможные «очевидцы».

Что нам стоит дом построить!

То, что для России «караваны» всё ещё диковинка, объясняется просто — отечественного массового потребителя долгое время сдерживала их высокая цена. Ведь цена импортного передвижного дома со всеми удобствами достигает сотни тысяч долларов, а эксклюзивных апартаментов — до миллиона! Впрочем, бывает и дороже: так, трейлер «Desert Challenger», созданный австрийской фирмой Action Mobil для одного из арабских шейхов, обошёлся покупателю в 1 600 000 «зелёных».

Но дело уже сдвинулось с мёртвой точки. Так, первый российский «кемпер» на базе «Газели», получивший весёлое название «Мотохата», был создан ещё в 1995 году и имел большой успех на Московском автосалоне -95. Сегодня передвижные дома российского и белорусского производства, собранные на базе отечественной техники и стоящие в несколько раз дешевле зарубежных собратьев — это радостная реальность для наших туристов.

Так, например, белорусская «Купава-3780» (на базе «Газели») имеет полный набор удобств для комфортного путешествия: обеденный уголок, компактную кухню, душ и санузел, а ещё размещённую на полке (над водительской кабиной) кровать. Её можно приобрести в пределах 13–15 тысяч долларов. А вот домик-прицеп «Купава-8133» обойдётся вам вдвое дешевле. Ну, а если вы собираетесь на отдых большой семьей или компанией, то можно заинтересоваться крупногабаритным «Купава 6324Т» — собранным на шасси МАЗ 4370.

Стоянка для караванов на калифорнийском побережье. Фото (Creative Commons license): Brian Sterling

Россия не зря славится как страна, где живут мастеровитые люди, способные сконструировать и собрать что угодно — главное, чтобы нашлись нужные материалы и оборудование. Нет денег на магазинный кемпер или не нравятся его характеристики? Наши кулибины находят традиционный выход из этого положения — самостоятельно мастерят свой передвижной дом, нередко используя для этого списанную автотехнику. Их не смущает даже то, что подчас такую конструкцию практически невозможно зарегистрировать, а значит, основную его функцию  — быть домом на колёсах — использовать не получится.

Сергей Кутовой, 24.08.2009

 

Новости партнёров