Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

«Это что за остановка?..»

Музейно-развлекательная вторая жизнь «малодеятельного» Варшавского вокзала

Первый раз Варшавский вокал реконструировали в 1859 году. Фасад приобрел сохранившийся до наших дней облик с крупными арочными окнами и небольшой часовой башенкой с флагштоком

Ровно 155 лет тому назад, еще лишь достраивая первую железнодорожную магистраль России между Санкт-Петербургом и Москвой, правительство государя Николая I решило проложить затем путь (в то время еще чугунный) в направлении Западной Европы: из Санкт-Петербурга на Варшаву. Место для нового — Варшавского — вокзала в нашей «северной столице» выбрали знатное: в конце одной из трех намеченных еще лично Петром I «першпектив» — Вознесенского и Измайловского проспектов. Башенка с часами на фасаде новостройки «перекликалась» с далеким золотым шпилем самого Адмиралтейства!

Первый поезд с нового вокзала — еще лишь до пригородной Гатчины — питерцы проводили уже в ноябре 1853 года. Вскоре затем, увы, началась русско-турецкая война, быстро переросшая в русско-англо-французскую «Крымскую кампанию», — и открыть движение до Варшавы удалось лишь к самому концу 1862 года. Времена изменились: если начинала стройку «государева казна», то завершало уже вновь созданное акционерное Главное общество Российских железных дорог; если первые локомотивы и вагоны приобретались у лучших тогда фирм Великобритании и Германии, то потом изготовление подвижного состава освоили также собственные мастерские новой дороги по соседству все с тем же вокзалом…

  
В результате последней реконструкции здание вокзала окончательно приобрело статус декоративной постройки. Когда-то отсюда, со стороны бывших перронов, уходили поезда, а теперь тут стоянка музейных экспонатов. Фото автора

В 1895 году, с очередным изменением политико-экономической ситуации по стране магистраль на Варшаву вновь стала «казенной», а еще десятилетие спустя вошла в состав Северо-Западных железных дорог. Варшавский вокзал оказался до известной степени ненужным: поезда западного направления могли с тех пор обслуживаться также и другими станциями санкт-петербургского железнодорожного узла!

К осени 1914 года грянула война Первая мировая. С Западного фронта потянулись невиданные прежде по масштабам эшелоны раненых воинов. Принимать их, в основном, доверили именно «малодеятельному», по терминологии железнодорожников, Варшавскому вокзалу, к платформам которого даже проложили ветку от городской трамвайной сети. Увечных воинов по питерским госпиталям развозил наиболее вместительный тогда вид транспорта — трамвай.

Еще десятилетие спустя наша «северная Пальмира» стала городом Ленинградом и одним из крупнейших центров развития тяжелой промышленности. Для доставки грузов на все разраставшиеся в исторической части города заводы решили опять-таки задействовать трамвай. Рядом с Варшавским вокзалом — на Горячем Поле — выросли первые во всей стране трамвайно-железнодорожная «перевалочная» станция и грузовой трамвайный парк, прослужившие затем без малого семь десятилетий, и лишь недавно уступившие место жилой застройке.

  
Вдоль перронов стоят паровозы и вагоны прошлого и позапрошлого веков. Идея превратить вокзал в музей многим пришлась по вкусу. Фото: В. Веселаго

Город тем временем рос, и Генеральным планом развития Ленинграда 1936 года было впервые предусмотрено… Варшавский вокзал снести, продлив Измайловский проспект далеко к юго-западу! Вскоре, однако, началась Великая Отечественная война, за ней последовали десятилетия войны «холодной»… Станцию, по другую сторону которой уже вовсю застраивался Ново-Измайловский проспект, почли за благо сохранить «в качестве резерва». Варшавский вокзал продолжал работать, но, в силу своей «обреченности» избегал всяческих реконструкций, на редкость полно сохраняя уникальный облик середины XIX века.

Второй век истории российских железных дорог начался с быстрого вытеснения традиционных паровозов и деревянных вагонов современным подвижным составом. Все более широкая общественность ностальгически желала сохранить образцы заслуженной техники прошлого в специализированном музее. Поначалу, лет 40 тому назад, экспозицию хотели разместить на путях упраздненной как раз тогда станции Шоссейная (ныне на том месте платформа «Аэропорт») опять-таки Варшавского железнодорожного направления. Но место то было достаточно удаленным, и к началу 1984 года у энтузиастов-«паровозников» возникла альтернативная идея: сделать музеем… сам Варшавский вокзал, а городскую магистраль направить стороной.

Тут «налетели ветры Перестройки», и лишь в мае 2001 года город, вновь ставший к тому времени Санкт-Петербургом, достиг соглашения с железнодорожниками и любителями транспортной старины: «малодеятельный» вокзал все же закрыть, вдоль бывших перронов выставить старые локомотивы и вагоны, ну а историческое здание сохранить, преобразовав его в торгово-культурный центр. Музейная экспозиция «на Варшаве» была создана менее чем за год; ее не без интереса да удовольствия осматривали многочисленные гости пышно праздновавшегося в 2003 году 300-летия Санкт-Петербурга. Иногда Музей «оживает», провожая и встречая поезда-ретро с паровозами до Петергофа, Павловска, Ладожского озера… Жаль только, хранится железнодорожная старина пока всецело под открытым небом: хорошо бы заполучить для хотя бы наиболее ценных реликвий сохранившиеся неподалеку корпуса депо.

  
В самом здании вокзала разместился развлекательный центр. На стилизованных вокзальных скамеечках можно передохнуть, а поднявшийся на эскалаторе окажется в «ресторанном дворике». Фото: Управляющая компания «Адамант»

А совсем недавно, к очередному Дню Города 27 мая 2006 года, было приурочено, среди прочих событий, открытие Развлекательно-торгового комплекса (РТК) «ВАРШАВСКИЙ ЭКСПРЕСС» в прежнем вокзальном здании, обширное внутреннее пространство которого разгородили на три связанные между собой эскалаторами яруса крутых бутиков, девятизального кинотеатра, детских развлечений, сугубо взрослого казино. Под самой крышей — «ресторанный дворик»: вкушая пиццу, гамбургер или же — нашенскую посконную котлету с картошкой, не упустите шанс полюбоваться вблизи сохраненными и даже подреставрированными чугунными конструкциями полуторавековой давности!

Но как же угрожавшее с 1936 года вокзалу-памятнику продление Измайловского проспекта? Нынешние питерские градостроители склоняются к мысли проложить такую магистраль чуть западнее, вдоль железнодорожных путей вокзала Балтийского, расширив да соединив путепроводом улицы Митрофаньевскую и Кубинскую. Так и развязку с превращаемыми теперь в скоростную автомагистраль набережными Обводного канала удобнее проектировать будет, и густонаселенный Ново-Измайловский проспект останется теперешним: уютным, да не слишком оживленным….

Николай Семенов, 20.08.2006

 

Новости партнёров