Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Броневики вождей капитализма

Особо важные персоны уже не могут обходиться без роскошных авто, оборудованных и защищенных по последнему слову техники

Неофициально слово «Пульман» применялось к представительским автомобилям фирмы Mercedes-Benz с довоенных годов. В названии оно закрепилось только в 60-е у лимузинов сотой серии. Примерно с того же времени стали производить и бронированный вариант, на что указывает добавленное к названию «Guard». Mercedes-Benz type 600 Pullman limousine, серии W100 и W 140

История учит, что политика и бизнес — опасные занятия, предрасполагающие к «отравлению свинцом», особенно во время передвижения по улицам. После того, как народовольцы взорвали императора Александра II и совершили еще несколько нападений на экипажи правительственных чиновников, безопасность высокопоставленных лиц стала серьезной проблемой. Террористы могли запросто расстрелять представителей власти прямо с тротуара, и тонкие фанерные и кожаные стенки карет помехой для пуль не являлись…

Величество должны мы уберечь!

Самым простым решением было спрятать особо важную персону за объемистыми фигурами телохранителей, которые садились по бокам и спереди, а иногда (если было где) и сзади. Этот способ в ходу и поныне, и, нужно заметить, что он весьма эффективен, хотя и негуманен.

Второй способ еще восемьсот лет назад подсказал великий Чингисхан, который для особых случаев имел специальную арбу-броневик, изготовленную из толстых досок и обитую железом. Эту идею он мог почерпнуть в Китае, где в то время уже имелся опыт изготовления всевозможных дорожных повозок для вельмож.

Правда, таскать по Петербургу или Берлину тяжеленный «сундук» конной упряжкой было бы непросто. Поэтому пришлось дожидаться появления автомобилей. Уже в 1904 году появляется первый в мире военный броневик, созданный русскими инженерами. Однако как средство передвижения для политиков он не годился.

Иное дело — броневик, замаскированный под цивильный лимузин. А если быть точнее, то лимузин с элементами бронирования. Одним из первых такой машиной обзавелся американский президент Вудро Вильсон (1912-21). История европейских бронированных автомобилей для политиков и миллиардеров началась с созданного для Гинденбурга Nurnberg Mercedes-Benz (1928 год), который принес всемирную славу своим производителям.

В 1930-х годах немецкие мастера создают бронированный кабриолет Mercedes 770К (алюминиевый корпус, стальные 3-мм вставки в дверях), который вскоре стал любимой машиной Гитлера и был прозван «фюрерваген».

Mercedes снабдил бронелимузинами не только фюрера, заказавшего целых 29 экземпляров для себя и своего окружения, но и японского императора и даже короля Непала. Правда, последний не смог им воспользоваться по причине отсутствия автомобильных дорог в его высокогорном королевстве.

Первыми известными «членовозами» в СССР стали бронированные автомобили Сталина: довоенный ЗИС-101, купе ЗИС-110 (есть мнение, что они был и скопированы с Packard) и открывавший праздничные парады роскошный кабриолет ЗИС-115.

  
В конце 2005 года в Дубае Volkswagen впервые представил Phaeton Lounge — специально для арабских нефтяных магнатов

Во второй половине ХХ века бронированные автомобили начинают приобретать не только первые лица государств, но также бизнесмены и акулы шоу-бизнеса. Одни из них реально опасались за свою жизнь, другие просто хотели «шикануть».

В начале 1990-х годов политическая нестабильность и быстрый рост криминалитета заставил новую элиту задуматься о собственной безопасности. И именно бронированным лимузинам обязаны спасением жизни бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе и глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс.

Все дело в длине

Для руководителей государства или крупного банка строятся лимузины — легковые машины повышенной комфортности и внутреннего объема. Лимузины могут быть как серийными, так и изготовленными по индивидуальному заказу, но обязательно на базе серийной модели, от которой он отличается, прежде всего, увеличенным размером салона.

В принципе, превратить в лимузин можно любой автомобиль: для этого его кузов разрезается пополам и посредине вваривается вставная секция. Ее длина может быть произвольной, вплоть до нескольких метров, однако разумной считается длина 1-1,5 метра. Во избежание переломов кузова его дно укрепляется швеллерами. Затем удлиненный салон отделяют от места водителя поднимающейся перегородкой — и лимузин готов! Некоторые озорники таким образом делают лимузин даже из «горбатого» ЗАЗа.

Однако понятно, что на «Запорожце» или «Жигулях», пусть даже превращенных в лимузин, политики, бизнесмены и шоу-звезды ездить не станут. Они заказывают лимузины на основе элитных моделей автомобилей: BMW, Mercedes, Bentley и т.п. Удовольствие это не из дешевых: лимузин может стоить в несколько раз дороже серийного прототипа.

  
Заказчики лимузинов не ограничивают полет своей фантазии. Кстати, по инструкции в бассейне можно плавать только во время остановок. BMW Mini XXL

Салон лимузина отличается от салона обычной машины, как английский замок от «хрущевки». Дизайн интерьера полностью зависит от пожеланий будущего владельца.

Внутри лимузина помещаются два дивана друг напротив друга, либо мягкий уголок. Все изготовлено из особых анатомических подушек, обшитых тонкой мягкой кожей. Хочешь — спи, хочешь — с милой обнимайся. Кожей или дорогими тканями обиты стены и потолок, на полу мягкие ковры. Внутри вы не найдете ни одной детали из пластика — для дорогого лимузина это неприлично. Только латунь, хром, дорогие сорта дерева.

Неизменным шиком в лимузине всегда были телевизоры. Сейчас они жидкокристаллические, компактные, а поэтому их помещается по несколько штук. В последние годы обязателен компьютер и выделенный Интернет-канал. Большинство заказчиков предпочитают размещать в салоне огромный бар и большой холодильник для пива. Некоторые еще устанавливают в салоне небольшой пуфик, на котором сидит официантка.

В единичных лимузинах есть даже маленькие бассейны. Но подобные машины настолько длинны, что с трудом пробираются даже по широким московским улицам. Поэтому в России они не прижились, зато очень популярны в Калифорнии.

  
Все элементы защиты тщательно проверяют: по машине стреляют из различных видов оружия под разными углами и с разного расстояния. Броню машины подвергают и более серьезному испытанию — взрывчаткой и огнем. Mercedes-Benz Guard

Вопреки слухам, бронированные автомобили не сваривают из стальных плит, от которых с визгом отскакивают пули. Ведь для того, чтобы согнуть части корпуса из толстой стали, нужны специальные прессы, которых на автозаводах нет. Строить ради них отдельные цеха и закупать отдельное оборудование дорого даже для ведущих компаний. Поэтому то, что показывают нам в кинобоевиках, — выдумка. Кузов современного бронированного лимузина продырявить так же легко, как и «Жигули»; после покушения он представляет собою настоящее решето.

Тогда как же они защищают своих владельцев? Очень просто: бронированный автомобиль изготавливают из обычных серийных моделей, либо прямо на заводе, либо в специальных мастерских. Простейшая процедура сводится к установлению металлических или металлокерамических вставок в двери, спинки сидений, защите капота и бензобака, установке пулестойких шин и многослойных стеклопакетов.

Отдельно могут укрепить крышу или днище салона. Однако многие заказчики считают, что снизу и сверху им ничего не угрожает, поэтому экономят на их защите. И совершенно зря! Можно вспомнить печальный случай, когда в 2004 году в Москве был взорван бронированный лимузин президента рекламной группы «NFQ» Бориса Гольдмана. Неизвестный киллер на мотоцикле просто бросил на его крышу рюкзак со взрывчаткой.

Более сложной технологией является встраивание в «скорлупу» серийного авто или лимузина специальной бронекапсулы. Это, по сути, внутренний корпус салона, изготовленный из специального легкого сплава. Толщина стен такой капсулы может достигать 30 миллиметров, а сама технология относится к военной. Из легких сплавов на основе алюминия изготавливают корпуса новых российских БМП. Обещается, что они могут выдержать даже выстрел из 20-мм пушки. Но главное достоинство такой капсулы в том, что она лучше противостоит взрывам и защищает пассажиров при тяжелых автокатастрофах (лобовые столкновения, переворачивание, падение с обрыва).

  
Салон бронированного лимузина укрепляют со всех сторон. Затем под этот «скелет» из брони достраивают автомобиль. Mercedes-Benz Guard

Подробная характеристика зависит от класса защиты. Всего уровней защиты восемь. Самый нижний гарантирует, что ваш автомобиль оснастят стеклами, которые смогут противостоять ударам камня, а несколько листов в дверцах и в кресле защитят вас от пистолетной пули. Шестой-седьмой должен выдержать автоматную очередь и выстрел из СВД, а восьмой (применяется в основном только на автомобилях первых лиц) должен защитить президентов от пули крупнокалиберной снайперской винтовки.

Базовую модель для изготовления бронированного лимузина выбирают не по внешнему «дорогому» виду или ультрасовременным «наворотам» — первое практически не имеет значения, второе можно установить в любом автомобиле. Главное — это мощность двигателя и надежная ходовая часть. Впрочем, подвеску и тормоза в любом случае приходится усиливать, поскольку при бронировании вес авто возрастает на полторы-две тонны.

Двигатели VIP-лимузинов выжимают 350-600 «лошадок», есть модели и с 800-сильными моторами. Это понятно, ведь в случае опасности необходимо быстро вывести из под обстрела многотонную громадину. Любопытно, что практически никто кроме изготовителя и водителей не знает, сколько эти монстры потребляют горючего. Ведь их владельцы на подобные мелочи не обращают внимания.

Самые, самые…

Советские руководители появлялись перед трудящимися в лимузинах марки ЗИЛ. Но Борис Ельцин поспешил пересесть в салон Mercedes Pullman 600, этой же марке отдавал предпочтение и Владимир Путин. Машина действительно достойная — надежная, мощная, хорошо защищена, внутри нет излишеств, но хватает самого современного оборудования (в том числе система спутниковой навигации, защищенной от вмешательства извне). В салоне находятся два удобных кресла для первого лиц государства и его супруги, а также места для секретарей или телохранителей.

Кстати, далеко не каждый «новый русский» отваживался приобрести Pullman — то ли из-за цены (до 2 миллионов долларов), то ли они не рисковали нарушать традицию, по которой такие автомобили приобретают только для первых лиц государств.

В настоящее время гараж Кремля задумался о том, чтобы пересадить Владимира Владимировича на традиционный отечественный ЗИЛ. По имеющимся данным, это будет эксклюзивный кар с восьмой степенью защиты, созданный по описанной выше технологии «бронекапсулы».

  
Cadillac DTS Буша длиннее, шире и выше серийной модели.

А вот Джордж Буш в день своей второй инаугурации прятался от народа в салоне специально изготовленного по этому случаю эксклюзивного восьмитонного Cadillac DTS — нового представителя семейства моторизованных карет для аристократии. Колесница гаранта американской конституции и хранителя мировой демократии выдерживает попадание не только камней или банок с майонезом, брошенных недовольными избирателями, но и гранат, которые будут метать в него агенты злокозненного Бен Ладена.

В автомобиле установлены также специальная система обнаружения лазеров наведения, спецсвязь, инфракрасная камера для ночной езды без фар, которая проецирует изображение на лобовое стекло. В салоне предусмотрительно заготовлен небольшой арсенал (автоматы, гранаты со слезоточивым газом), ультрасовременная аптечка и, на всякий случай — запас донорской крови для президента.

А чтобы Буш по дороге не скучал, имеется аудиосистема с проигрывателем на 10 CD, которую можно слушать, откинувшись в кресле с вибромасажером. Словом, все удобства для управления страной.

Премьер-министр Великобритании отдает предпочтение бронированному лимузину на базе Jaguar. Его правительство заказало три таких автомобиля, каждый стоимостью в 320 тысяч евро. В автомобиле есть специальное оборудование, защищающее пассажиров от ядовитых газов, прямого попадания ракеты или гранаты, а также мощная система спутниковой связи. В салоне установлена система вентиляции и очистки воздуха.

  
Новый лимузин Bentley State Limousine был преподнесен в подарок Елизавете II в 2002 году во время празднования 50-летия ее восшествия на престол

Британская королева теперь ездит на Bentley State Limousine, чем, видимо, выражает презрение к Rolls-Royce, который приобретен немецкой компанией BMW. Карета изготовлена в единственном экземпляре и оснащена согласно седьмой степени защиты, и, по некоторой информации, имеет одну особенность, свойственную бронированным автомобилям фирмы Bentley, — отстреливаемые с помощью пиротехнических патронов двери для экстренной эвакуации пассажира.

У автомобиля большие не тонированные окна — для того, чтобы подданные могли лучше видеть своего монарха. Внутренняя отделка выполнена с учетом пожеланий высочайшей особы: в салоне преобладают серый и голубой цвета.

Служебным транспортом канцлера ФРГ пока что является четырехтонный Volkswagen Phaeton Lounge, доставшейся Ангеле Меркель от предшественника. Максимальная скорость, которую выжимает 420-сильный двигатель, — 250 км/ч. Машина довольно легко бронирована, не имеет каких-то особенностей, и довольно скромна даже по европейским меркам. До этого глава германского правительства ездила на Audi A8 — бронированные лимузины этой же фирмы используют главы Франции и Италии.

Сергей Кутовой, 16.08.2006

 

Новости партнёров