Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Конструкция проверена в боях?

Легендарный Т-34 только к концу войны превзошел аналогичные танки противников и союзников СССР по Второй мировой войне

Танк Т-34 можно увидеть на улицах разных городов, в том числе Познани. Фото: Radomil

Еще со школьной скамьи всем известно, что Вторую мировую войну СССР выиграл благодаря массовому героизму советских людей, плеяде талантливых полководцев и тому, что наше оружие на порядок превосходило оружие фашистской Германии. Так как Вторая мировая война была войной моторов, то это обстоятельство породило немало мифов, в число которых вошел и миф и о лучшем танке всех времен и народов – легендарной «тридцатьчетверке», «танке Победы». Так ли это на самом деле?

Именно в боевых условиях проявляются сильные и слабые стороны любого оружия. Всё это в полной мере относится и к самому массовому советскому танку военной поры – Т-34. В СССР об этом танке слагали песни и снимали фильмы, благодаря чему в сознании советских граждан укоренился непререкаемый факт, что ничего лучше «тридцатьчетверки» ни у немцев, ни у наших союзников не было. При этом за кадром остается один, вполне резонный вопрос – а о чем, собственно, идет речь? Какой именно танк имеется в виду, когда говорят о Т-34? Ведь одно дело Т-34 выпуска 1940 года, вооруженный пушкой Л-11. А Т-34 выпуска конца 1942 года с пушкой Ф-34 – это танк, прошедший уже не одну модернизацию, имеющий массу отличий от своего предшественника. Ну а Т-34-85, выпущенный в марте 1945 года, является, по сути, совершенно новой конструкцией и сравнивать его с Т-34 1940 года просто не имеет смысла. Так какой же из этих танков, носящих одно и то же имя – Т-34, является лучшим?

В декабре 1939 года танк Т-34 (А-34) был принят на вооружение РККА. Почему-то принято считать, что ничего равного «тридцатьчетверке» во всем мире на тот момент не существовало. Хотя, например, немецкий средний танк Pz.IV, принятый на вооружение в 1937 году и выпускавшийся вплоть до апреля 1945 года, всю войну позиционировался как прямой «конкурент» Т-34, в чем-то уступая советскому танку, но в чем-то и превосходя.

«Тридцатьчетверка» отличалась массой передовых для своего времени решений: мощный дизельный двигатель, пушка 76,2 мм, рациональные углы наклона брони, широкие гусеницы. Вместе с тем имелись и весьма существенные недостатки, главным образом связанные с надежностью машины. С началом Великой отечественной войны, в связи с эвакуацией многих предприятий и жесточайшей экономии материалов, Т-34 собирались по упрощенной технологии, что не могло не сказаться на их качестве. Так, отправленный для ознакомления в США «эталонный образец» (т.е. изготовленный в строгом соответствии со всеми технологическими нормативами) «тридцатьчетверки» особого энтузиазма у союзников не вызвал. Во время испытаний пробегом танк прошел всего 340 километров, после чего его двигатель вышел из строя. Да так, что американцы не смогли его отремонтировать.

К слову, на фронте вплоть до начала 1943 года, из строя в силу технической неисправности выбывало чуть ли не в два раза больше танков, нежели вследствие боевых потерь.

  
Sherman стал вторым по массовости танком Второй мировой войны. С февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено около 50 тысяч танков Sherman. Фото: Army Signal Corps Collection / U.S. National Archives

Прочие «козыри» Т-34 также оставили американцев равнодушными. Относительно мощная пушка Ф-34, несмотря на свою простоту и безотказность, вызвала нарекания из-за невысокой начальной скорости снаряда в 640 м/с, в то время как, уже упоминавшийся выше немецкий Pz.IV, был к тому времени вооружен 75 мм пушкой KwK 40 с начальной скоростью снаряда 770 м/с. Не понравилось американцам и качество брони. В бою, даже не будучи пробитой снарядом, броня своими осколками часто поражала экипаж.

Американские эксперты признали идеи, заложенные в Т-34, в целом интересными и передовыми, но особого впечатления танк на них не произвел. За исключением удачной формы корпуса танка, критике подверглось практически всё: подвеска, трансмиссия, гусеничные цепи, средства связи, механизм поворота башни и самое главное, страшная теснота, в которой приходилось работать экипажу. Главный же козырь Т-34 – массовость, американцы таковым не считали, так как к тому времени без снижения качества выпускали «Шерман» тысячами.
 
Не соответствует действительности и история разработки немцами «Пантеры» как «адекватного» ответа советскому танку. Дескать, столкнувшись с советским Т-34, немцы, пораженные его высочайшими боевыми качествами, вынуждены были чуть ли не в авральном порядке разработать «Пантеру». Скопировать «тридцатьчетверку» в силу гениальности заложенных в этот танк идей они почему-то не смогли. Подобная версия не выдерживает критики хотя бы потому, что танк Pz.V «Пантера» выступал в той же весовой категории, что и наш ИС-2, то есть был тяжелым танком, а не средним как Т-34. Более того, еще до появления «Пантеры» с «тридцатьчетверками» успешно боролись как всё те же Pz.IV, так и ещё более легкий Pz.III.

  
На корпус или башню трофейных Т-34 немцы наносили опознавательные знаки или свастики большого размера, чтобы предотвратить обстрел со стороны своей артиллерии.

Разумеется, когда к немцам попали первые трофейные Т-34, они тщательно изучили наш танк. Вывод их хоть и отличался от заключения американцев, но был также в целом отрицательным: неудовлетворительные условия работы экипажа, плохой обзор, капризный дизель В-2-34, ограниченный 100-120 часами моторесурс, невысокое качество связи. Хотя немцы и использовали в своих танковых частях «тридцатьчетверки», но копировать её они не собирались.

К явному мифотворчеству следует отнести и рассказы о том, что в первые дни войны «неуязвимые» «тридцатьчетверки» уничтожали немецкие противотанковые батареи 37-мм «колотушек» чуть ли не десятками. Давили их гусеницами, расстреливали из пушек, а бедные, насмерть перепуганные немцы ничего не могли поделать с советским «чудо-танком», так как снаряды злосчастных «колотушек» просто не пробивали его броню. Это было бы смешно, если б не было так грустно. Пресловутые 37 мм «колотушки» PaK-35/36 выводили из строя не только Т-34, но и тяжелые КВ, особенно когда немцы поражали наши танки в борт. И история знает немало подобных официально зарегистрированных случаев.

В общем, на начальном этапе войны «тридцатьчетверка» была далеко не лучшим в мире танком. Хронические проблемы с качеством двигателя, трансмиссии, ходовой части нередко сводили на нет прочие преимущества этого танка. К примеру, немецкий Pz.IV отличался куда большей надежностью, а про условия работы экипажа и говорить не приходится – у немцев она была в разы лучше.

Это признавали и советские специалисты. Главный конструктор Т-34 Александр Морозов в конце 1942 года сказал, что возможности «тридцатьчетверки» уже практически исчерпаны и исправить существующее положение дел можно только с разработкой нового танка. Кампания 1943 года лишь подтвердила правоту его слов. «Тридцатьчетверка» в нынешнем виде уже не могла на равных сражаться не только с «пантерами» и «тиграми», но и с новыми модификациями Pz.IV получившими усиленное бронирование и новую длинноствольную пушку.

В конце 1943 года, пройдя глубочайшую модернизацию, Т-34 обзавелся новой, более просторной башней, куда была установлена 85 мм пушка, а толщина брони была доведена до 90 мм. Форма корпуса и основные агрегаты, к тому времени избавившиеся от различных «детских» болезней, остались практически без изменений. Танк получил обозначение Т-34-85, и именно ему довелось участвовать в заключительном этапе Второй мировой войны. И хотя Т-34-85 всё равно не мог на равных бороться с «тиграми», «элефантами» и «пантерами», его возросшая огневая мощь позволяла ему не раз выходить победителем из схваток с тяжелыми танками противника. Известны случаи, когда Т-34-85 уничтожал даже 69-тонные «Королевские тигры».

  
Немецкий средний боевой танк Pz.Va  «Пантера».

Модернизированная «тридцатьчетверка» вполне может претендовать на звание лучшего среднего танка заключительного этапа войны. «Старый знакомый» Pz. IV теперь явно ему уступал практически по всем показателям. Американский «Шерман» М4А3 так же не мог бороться с Т-34-85 на равных (война в Корее вскоре подтвердит это). Единственный танк, который мог сравниться с «тридцатьчетверкой», — это английская «Комета». Но этот танк не принял участие в боях заключительной фазы войны, что не позволяет делать однозначные выводы о его плюсах и минусах.

Кроме того, Т-34-85 отличался хорошо отработанной в производстве конструкцией, надежностью узлов и агрегатов и ремонтопригодностью, при этом сохранив главное своё качество – массовость. «Тридцатьчетверка» выпускалась десятками тысяч, чего нельзя сказать о других танках, за исключением «Шермана». Но «зажигалка Ронсон», как презрительно именовали его немцы, еще в момент своего рождения представлял из себя сборище различных технических компромиссов и весьма сомнительных инженерных решений, хотя и отличался достаточной надежностью и неплохой ремонтопригодностью.
Так что с тем утверждением, что лучшим средним танком конца Второй мировой войны был именно советский Т-34-85, согласиться можно. На этом этапе ни у немцев, ни у союзников ничего подобного не было.

И еще один миф о «тридцатьчетверке». Почему-то принято считать, что производство этих танков прекратилось сразу после войны. Дескать, легендарная машина внесла свою лепту в Победу и могла смело отправляться на покой, тем более что на смену ей уже был разработан более совершенный Т-54. Это, конечно же, не так. В СССР Т-34-85 выпускался до 1947 года, а затем еще несколько лет в Польше и Чехословакии. На службе в Советской армии эти машины оставались вплоть до начала 1970-х годов. В других же странах мира «тридцатьчетверки» встречаются и до сих пор. Например, известно об участии этих танков в войне в Югославии в середине 1990-х годов.

Всего же Т-34 всех модификаций за все годы его производства было выпущено около 70 000 штук, что дает историкам полное право назвать Т-34 самым массовым танком за всю историю танкостроения.

Читайте также в журнале «Вокруг света»:

  • «Стальные армады»
  • «Живая история бронетехники»
  • «"Железный марш" »

     

  • Александр Плеханов, 14.08.2006

     

    Новости партнёров