Крошки с английского стола
Немецкого внука знаMiniтой марки можно принять за брата-близнеца
![]() Мировая премьера Детройтского автосалона — кабриолет MINI Cooper S Convertible. Матерчатая крыша складывается всего за 15 секунд. Причём убрать её можно и находу, если скорость не больше 32 км/ч. Фото: BMW AG |
Эффектно разбив стену из ледяных кирпичей, под динамичную музыку на подиум лихо въезжает ярко-жёлтый кабриолет. С места водителя выпрыгивает девушка в куртке «Аляске», задорно позирует фотографам и удаляется. Так в январе этого года на Детройтском автосалоне (
Английский ответ нефтяному кризису
В некотором смысле Mini обязан своим рождением недельному
Леонард Лорд (
Чтобы удовлетворить все пожелания заказчика, Алек Иссигонис был вынужден внедрять новые решения. Новой модели достался передний привод, мотор разместили поперёк кузова; такая схема впоследствии стала общепринятой для переднеприводных автомобилей. Трансмиссию запихнули в картер, радиатор поставили не перед двигателем, а сбоку от него. В таком положении радиатор обдувался тёплым потоком воздуха, уже прошедшим мимо мотора, однако это решение позволило сохранить длину автомобиля в установленных рамках.
Маленькие десятидюймовые колёса позволили избавиться от больших колёсных арок. Ради экономии места обычные рессоры были заменены коническими резиновыми блоками.
![]() Austin Mini Cooper, 1962 год. Росту популярности Mini посодействовал и тот факт, что автомобиль приглянулся многим знаменитостям. На Mini ездили члены королевской семьи, Энцо Феррари, Брижит Бардо, Джон Леннон, Жан-Поль Бельмондо и другие законодатели моды. Фото: BMW AG |
Особенностями конструкции также были внешние сварные швы и открытые дверные петли, позволившие снизить стоимость производства. Прототип автомобиля был готов уже к октябрю 1957 года, но продажи начались только в 1959 году. Изначально кроха продавалась как Austin Seven и Morris Mini Minor, которые отличались друг от друга решёткой радиатора, цветом кузова и колпаками колёс. Название же Mini появилось только в 1961-м.
Волшебством на колёсах, шедевром компактности называли Mini в маркетинговом отделе компании. В те годы Туманный Альбион прочно занимал второе место в мире после США по производству автомобилей, выпуская при этом очень широкую гамму различных кузовов — от патриархальных родстеров MG и седанов Bristol до роскошных Jaguar и Rolls-Royce. Новоявленный Mini разительно от них отличался: компоновкой, размерами, но главное — формой двухдверного кузова, построенного по прогрессивной двухобъёмной схеме. В Mini удалось совместить практичность и компактность. И это был прорыв, тем более при такой невысокой стоимости в £496, что было на £50 дешевле стоимости популярного Ford Anglia.
Передний привод и поперечное размещение двигателя быстро переняли автопроизводители всего мира. Рациональное использование внутреннего пространства, благодаря небольшим колёсам и массивным дверным карманам, сделали модель удобной для семейных путешествий. Стильный вид, спортивная выхлопная система и жёсткий ход придавали автомобилю характер. На деле даже самые скромные Mini была гораздо быстрее, чем подсказывали цифры эксплуатационных характеристик.
Mini выпускался во всевозможных разновидностях — были универсалы Morris Mini Traveller и Austin Mini Countryman. Название прямо указывало на целевую группу: прежде всего модели предназначались для сельского населения и любителей путешествий.
В 1961 годe компания BMC попыталась привлечь более состоятельных покупателей дорогими вариантами Mini Classic. Riley Elf и Wolseley Hornet отличались двумя признаками, характерными для роскошных седанов того времени: вместо скромной закругленной носовой части они несли перед собой вертикальную, выступающую вверх хромированную облицовку радиатора. Сзади у обоих автомобилей был увеличенный, вытянутый назад багажник с расположенными по бокам крыльями в модном тогда дизайне «ласточкиного хвоста». Салоны были целиком обиты ковровыми покрытиями, перед водителем и передним пассажиром располагалась панель, выполненная из натурального дерева.
![]() Были в истории марки и автомобили повышенной проходимости — Mini Moke, например. Компания BMC участвовала в конкурсе на разработку компактного десантного автомобиля для британской армии. В 1963 году прототип был готов и прошёл испытания, но военные предпочли другого поставщика. Гражданский же вариант «Мини Осла» (а именно так переводится Moke c английского) завоевал популярность как пляжный автомобиль. Фото (
|
Выпускали даже вседорожник Mini Moke, что было попыткой BMC сделать военный автомобиль. Инвестировав значительную сумму в разработку базового варианта Mini, компания хотела получить модель, которая почти не требовала бы ухода и подходила для военных нужд. Прочная конструкция, компактные размеры и небольшая масса соответствовали всем условиям, чтобы выбросить такой автомобиль с парашютом или перевозить вертолётом. Но из-за низкого клиренса и слабых эксплуатационных характеристик военные быстро отказалась от этой модели.
Тогда BMC стало продавать модель как самое дешёвое и базовое средство передвижения, но в Англии с её влажным и переменчивым климатом продажи были невелики. Mini Moke приобрёл популярность в основном как пляжный автомобиль.
Конструкция автомобилей марки со временем претерпевала изменения: так, в 1964 году резиновая подвеска была заменена новой гидравлической Hydrolastic, которая придавала машине более мягкий ход, но существенно повышала её вес и цену. В 1971-м она была заменена подвеской прежнего типа.
К 1967 году автомобилю потребовался первый косметический ремонт. И Mini первого поколения, разошедшийся в количестве 1 млн 190 тыс штук, прекратил своё существование. Его сменил Mini Mk II, выпускавшийся в 1967–1969 годах. «Переделка» ограничилась поправкой решётки радиатора, увеличением дверных ручек и заднего стекла, также появилась полностью синхронизированная коробка передач, а кнопка стартера на полу была заменена на ключ. В качестве опции предлагалась автоматическая коробка передач, но она была крайне хрупкой и малоэффективной в использовании.
![]() Джон Купер с подсказками для пилота. В то время не было ни электронных систем помощи водителю, ни связи с боксами, только лишь доски с объявлениями. Фото: BMW AG |
Более крупные изменения произошли под капотом. Вместо 34-сильного мотора в 848 см³, позволявшего развивать скорость в 116 км/ч, с 1967 года на Mini устанавливали мотор в 948 см³ — с ним машина достигала беспрецедентной скорости в 145 км/ч. А удачная развесовка по осям (51% веса — на передние, 49% — на задние) позволяла малютке с успехом участвовать в ралли.
В 1969 году появился Mini Clubman с совершенно новым радиатором, но параллельно ему продолжался выпуск и модели с традиционным «округлым» дизайном. Тогда же появились автомобили «патриотической» окраски — красно-сине-белый. Именно такие Mini снимались в фильме «Ограбление по-итальянски».
Мини для гонок
Когда гонщик и инженер Джон Купер (John Cooper, 1923– 2000), владелец Cooper Car Company, появился в 1960 году в офисе BMC с идеей создать ещё более совершенный Mini, компания эту идею поддержала. Mini Cooper с 1961 года выпускалась под брэндами Austin и Morris.
Чтобы попасть на английский чемпионат седанов и соответствовать требованиям гонки, Джон Купер попросил изготовить тысячу автомобилей, и их усилия были вознаграждены в 1963 году, когда под управлением сэра Джона Витмора (John Whitmore) Mini Cooper выиграл девять из одиннадцати кругов чемпионата (British saloon car championship) и не стал победителем только из-за необычных правил. Победил Джек Сирс (Jack Sears) за рулём Ford Galaxy.
В 1963 году выпустили Cooper S, который стал легендой. Изначально он предлагался с двигателями 970 см³, 1071 см³, привычный теперь 1275 см³ с двумя карбюраторами 76 л.с. появился в 1964 году и был способен разогнать машину до впечатляющих 154 км/ч.
К тому времени BMC уже достиг некоторых успехах на ралли с Cooper, он также участвовал в клубных гонках по региону. При этом он не пропускал английский чемпионат седанов, и за его рулём сидели такие знаменитые гонщики, как сэр Джон Витмор, Джон Родс (John Rhodes) и Барри Уильямс (Barry Williams).
Цех компании, который работал над гоночными вариантами, выпустил в 1964 году очень удачный экземпляр. Cooper S одержал ошеломляющую победу на престижном ралли Монте-Карло. Несмотря на то, что автомобиль уступал в мощности соперникам, Cooper превосходно показал себя на поворотах ралли, при этом он имел передний привод против заднего у соперников.
Компания ВМС доказала, что успех не был случайным, повторив его через год. На гонках 1966 года Mini финишировал первым, вторым и четвёртым, пока не был дисквалифицирован судьями из-за технических несоответствий. Утверждалось, что его передние огни были слишком яркие, и французские организаторы присудили победу Citroën.
![]() Экипаж Mini, Пэдди Хопкирк (Paddy Hopkirk) и Генри Лиддон (Henry Parry Liddon), после церемонии награждения на Ралли Монте-Карло, 1964 год. В этой гонке они стартовали из Минска. Тогда ралли проводили по принципу «звёздного сбора»: экипажи отправлялись из разных городов Европы и должны были дойти до Монте-Карло строго по графику. А уже в Монте-Карло проводилась финальная гонка. В 1965 году на Mini Cooper 1300S ралли выиграл Тимо Мякинен (Timo Mäkinen), а в 1967 году — Рауно Аалтонен (Rauno August Aaltonen). Эти победы стали вершиной гоночной карьеры автомобилей Mini. Фото: BMW AG |
Раздосадованное таким поворотом событий, руководство компании BMC решило снова принять участие в ралли в 1967 году, исправность фар на этот раз была тщательно проверена до старта. И Mini снова выиграл! Автомобиль, спроектированный для удовлетворения семейных нужд по скромной цене, стал легендой автогонок. При этом, будучи очень успешным на гоночных треках, Cooper S ощущал себя не хуже и на обычной дороге, демонстрировал устойчивость и хорошие технические характеристики.
Mini стал очередным брендом в составе неимоверно разросшегося BMC, который после слияний и поглощений стал в 1966 году называться British Motor Holdings (BMH). А ещё через два года, в 1968-м, был переименован в British Leyland Motor Company. British Leyland неблагоразумно пытался модернизировать Mini в 1969 году.
Базирующийся на Mini Clubman и имеющий тот же округлый передок, Mini 1275 GT позиционировался как следующее поколение Mini, но потенциальные клиенты были разочарованы. Миниатюрные колёса Rostyle, боковые полоски и название выглядели спортивно и впечатляюще, салон был лучше, чем на стандартном варианте, но вот мощности автомобилю явно недоставало. По всей видимости, ради экономии производителем был выбран стандартный двигатель 59 л.с. и один карбюратор. Mini Clubman продавался хуже, чем стандартный автомобиль, и был снят с производства в 1980 году.
Второе рождение
После сорока лет выпуска Mini был снят с конвейера. Ему на замену в 2001 году пришёл автомобиль совершенно новой конструкции, но сохранивший в своей внешности узнаваемые черты старого Mini. Ещё до начала официальных продаж MINI Cooper S в Европе на него выстроилась очередь. Была такая шутка — Как в BMW сделали новый Mini? Очень просто: они купили бренд, взяли свой фирменный знак, стёрли шашечки, внутри написали «MINI» и пририсовали по бокам крылышки.
Однако немцы к возрождению культовой английской машины, которая до 2000 года без кардинальных изменений была произведена в количестве 5,5 млн штук, подошли со всей серьёзностью. Автомобиль получил более жёсткую спортивную подвеску с пониженным почти на сантиметр клиренсом, обзавёлся механическим роторным нагнетателем и интеркулером, гоночными легкосплавными дисками размером 16'' дюймов и антикрылом над задним окном. Появился люк, а за ним ещё один, который не открывается — вышло наподобие стеклянной крыши.
![]() Победитель ралли Монте-Карло — «англичанин» Mini Cooper S и его современный вариант — «немец» MINI Cooper S. Фото: BMW AG |
Заглавные буквы в названии не случайность. Они не только указывают на то, что это новая машина, но и намекают, что автомобиль стоит классом выше прежней модели. В сущности, это уже не компактный автомобиль для пытающихся сэкономить на топливе, а детище благополучных времён — престижный хэтчбек с отличной управляемостью, дизайн которого эксплуатирует нынешнюю моду на ретро-мотивы.
Марат Хабибуллин, 10.02.2009
Новости партнёров