Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Крошки с английского стола

Немецкого внука знаMiniтой марки можно принять за брата-близнеца

Мировая премьера Детройтского автосалона — кабриолет MINI Cooper S Convertible. Матерчатая крыша складывается всего за 15 секунд. Причём убрать её можно и находу, если скорость не больше 32 км/ч. Фото: BMW AG

Эффектно разбив стену из ледяных кирпичей, под динамичную музыку на подиум лихо въезжает ярко-жёлтый кабриолет. С места водителя выпрыгивает девушка в куртке «Аляске», задорно позирует фотографам и удаляется. Так в январе этого года на Детройтском автосалоне (NAIAS) проходила презентация нового кабриолета MINI (именно так, с заглавных букв, стала называться марка Mini после того, как перешла в ведение BMW). Между тем, 2009 год в истории Mini юбилейный: полвека назад в продаже появился первый автомобиль этой легендарной марки.

Английский ответ нефтяному кризису

В некотором смысле Mini обязан своим рождением недельному Суэцкому кризису 1956 года, разгоревшемуся после национализации президентом Египта Гамалом Абдель Насером (Jamal Abdel Nassar) Суэцкого канала. Резкое сокращение поставок нефти в Великобританию привело к тому, что автовладельцы были вынуждены, задумавшись об экономии, обратить свои взоры на малолитражки.

Леонард Лорд (Leonard Lord, 1896–1967), который возглавлял в то время концерн British Motor Corporation (BMC), объединявший такие известные марки, как Austin, Morris, Wolseley, Riley и MG, решился положить конец господству немецких минимобилей на британских дорогах и поручил талантливому дизайнеру Алеку Иссигонису (Alec Issigonis, 1906–1988) разработать четырёхместный автомобиль, размеры которого не превышали бы 3×1,2×1,2 м. Причём длина пассажирского отделения должна была составлять 1,8 м. Снабдить эту кроху требовалось уже существующим четырёхцилиндровым двигателем от модели Austin A35.

Чтобы удовлетворить все пожелания заказчика, Алек Иссигонис был вынужден внедрять новые решения. Новой модели достался передний привод, мотор разместили поперёк кузова; такая схема впоследствии стала общепринятой для переднеприводных автомобилей. Трансмиссию запихнули в картер, радиатор поставили не перед двигателем, а сбоку от него. В таком положении радиатор обдувался тёплым потоком воздуха, уже прошедшим мимо мотора, однако это решение позволило сохранить длину автомобиля в установленных рамках.

Маленькие десятидюймовые колёса позволили избавиться от больших колёсных арок. Ради экономии места обычные рессоры были заменены коническими резиновыми блоками.

Austin Mini Cooper, 1962 год. Росту популярности Mini посодействовал и тот факт, что автомобиль приглянулся многим знаменитостям. На Mini ездили члены королевской семьи, Энцо Феррари, Брижит Бардо, Джон Леннон, Жан-Поль Бельмондо и другие законодатели моды. Фото: BMW AG

Особенностями конструкции также были внешние сварные швы и открытые дверные петли, позволившие снизить стоимость производства. Прототип автомобиля был готов уже к октябрю 1957 года, но продажи начались только в 1959 году. Изначально кроха продавалась как Austin Seven и Morris Mini Minor, которые отличались друг от друга решёткой радиатора, цветом кузова и колпаками колёс. Название же Mini появилось только в 1961-м.

Волшебством на колёсах, шедевром компактности называли Mini в маркетинговом отделе компании. В те годы Туманный Альбион прочно занимал второе место в мире после США по производству автомобилей, выпуская при этом очень широкую гамму различных кузовов — от патриархальных родстеров MG и седанов Bristol до роскошных Jaguar и Rolls-Royce. Новоявленный Mini разительно от них отличался: компоновкой, размерами, но главное — формой двухдверного кузова, построенного по прогрессивной двухобъёмной схеме. В Mini удалось совместить практичность и компактность. И это был прорыв, тем более при такой невысокой стоимости в  £496, что было на  £50 дешевле стоимости популярного Ford Anglia.

Передний привод и поперечное размещение двигателя быстро переняли автопроизводители всего мира. Рациональное использование внутреннего пространства, благодаря небольшим колёсам и массивным дверным карманам, сделали модель удобной для семейных путешествий. Стильный вид, спортивная выхлопная система и жёсткий ход придавали автомобилю характер. На деле даже самые скромные Mini была гораздо быстрее, чем подсказывали цифры эксплуатационных характеристик.

Mini выпускался во всевозможных разновидностях — были универсалы Morris Mini Traveller и Austin Mini Countryman. Название прямо указывало на целевую группу: прежде всего модели предназначались для сельского населения и любителей путешествий.

В 1961 годe компания BMC попыталась привлечь более состоятельных покупателей дорогими вариантами Mini Classic. Riley Elf и Wolseley Hornet отличались двумя признаками, характерными для роскошных седанов того времени: вместо скромной закругленной носовой части они несли перед собой вертикальную, выступающую вверх хромированную облицовку радиатора. Сзади у обоих автомобилей был увеличенный, вытянутый назад багажник с расположенными по бокам крыльями в модном тогда дизайне «ласточкиного хвоста». Салоны были целиком обиты ковровыми покрытиями, перед водителем и передним пассажиром располагалась панель, выполненная из натурального дерева.

Были в истории марки и автомобили повышенной проходимости — Mini Moke, например. Компания BMC участвовала в конкурсе на разработку компактного десантного автомобиля для британской армии. В 1963 году прототип был готов и прошёл испытания, но военные предпочли другого поставщика. Гражданский же вариант «Мини Осла» (а именно так переводится Moke  c английского) завоевал популярность как пляжный автомобиль. Фото (Creative Commons license):  FaceMePLS

Выпускали даже вседорожник Mini Moke, что было попыткой BMC сделать военный автомобиль. Инвестировав значительную сумму в разработку базового варианта Mini, компания хотела получить модель, которая почти не требовала бы ухода и подходила для военных нужд. Прочная конструкция, компактные размеры и небольшая масса соответствовали всем условиям, чтобы выбросить такой автомобиль с парашютом или перевозить вертолётом. Но из-за низкого клиренса и слабых эксплуатационных характеристик военные быстро отказалась от этой модели.

Тогда BMC стало продавать модель как самое дешёвое и базовое средство передвижения, но в Англии с её влажным и переменчивым климатом продажи были невелики. Mini Moke приобрёл популярность в основном как пляжный автомобиль.

Конструкция автомобилей марки со временем претерпевала изменения: так, в 1964 году резиновая подвеска была заменена новой гидравлической Hydrolastic, которая придавала машине более мягкий ход, но существенно повышала её вес и цену. В 1971-м она была заменена подвеской прежнего типа.

К 1967 году автомобилю потребовался первый косметический ремонт. И Mini первого поколения, разошедшийся в количестве 1 млн 190 тыс штук, прекратил своё существование. Его сменил Mini Mk II, выпускавшийся в 1967–1969 годах. «Переделка» ограничилась поправкой решётки радиатора, увеличением дверных ручек и заднего стекла, также появилась полностью синхронизированная коробка передач, а кнопка стартера на полу была заменена на ключ. В качестве опции предлагалась автоматическая коробка передач, но она была крайне хрупкой и малоэффективной в использовании.

Джон Купер с подсказками для пилота. В то время не было ни электронных систем помощи водителю, ни связи с боксами, только лишь доски с объявлениями. Фото: BMW AG

Более крупные изменения произошли под капотом. Вместо 34-сильного мотора в 848 см³, позволявшего развивать скорость в 116 км/ч, с 1967 года на Mini устанавливали мотор в 948 см³ — с ним машина достигала беспрецедентной скорости в 145 км/ч. А удачная развесовка по осям (51% веса — на передние, 49% — на задние) позволяла малютке с успехом участвовать в ралли.

В 1969 году появился Mini Clubman с совершенно новым радиатором, но параллельно ему продолжался выпуск и модели с традиционным «округлым» дизайном. Тогда же появились автомобили «патриотической» окраски — красно-сине-белый. Именно такие Mini снимались в фильме «Ограбление по-итальянски».

Мини для гонок

Когда гонщик и инженер Джон Купер (John Cooper, 1923– 2000), владелец Cooper Car Company, появился в 1960 году в офисе BMC с идеей создать ещё более совершенный Mini, компания эту идею поддержала. Mini Cooper с 1961 года выпускалась под брэндами Austin и Morris.

Чтобы попасть на английский чемпионат седанов и соответствовать требованиям гонки, Джон Купер попросил изготовить тысячу автомобилей, и их усилия были вознаграждены в 1963 году, когда под управлением сэра Джона Витмора (John Whitmore) Mini Cooper выиграл девять из одиннадцати кругов чемпионата (British saloon car championship) и не стал победителем только из-за необычных правил. Победил Джек Сирс (Jack Sears) за рулём Ford Galaxy.

В 1963 году выпустили Cooper S, который стал легендой. Изначально он предлагался с двигателями 970 см³, 1071 см³, привычный теперь 1275 см³ с двумя карбюраторами 76 л.с. появился в 1964 году и был способен разогнать машину до впечатляющих 154 км/ч.

К тому времени BMC уже достиг некоторых успехах на ралли с Cooper, он также участвовал в клубных гонках по региону. При этом он не пропускал английский чемпионат седанов, и за его рулём сидели такие знаменитые гонщики, как сэр Джон Витмор, Джон Родс (John Rhodes) и Барри Уильямс (Barry Williams).

Цех компании, который работал над гоночными вариантами, выпустил в 1964 году очень удачный экземпляр. Cooper S одержал ошеломляющую победу на престижном ралли Монте-Карло. Несмотря на то, что автомобиль уступал в мощности соперникам, Cooper превосходно показал себя на поворотах ралли, при этом он имел передний привод против заднего у соперников.

Компания ВМС доказала, что успех не был случайным, повторив его через год. На гонках 1966 года Mini финишировал первым, вторым и четвёртым, пока не был дисквалифицирован судьями из-за технических несоответствий. Утверждалось, что его передние огни были слишком яркие, и французские организаторы присудили победу Citroën.

Экипаж Mini, Пэдди Хопкирк (Paddy Hopkirk) и Генри Лиддон (Henry Parry Liddon), после церемонии награждения на Ралли Монте-Карло, 1964 год. В этой гонке они стартовали из Минска. Тогда ралли проводили по принципу «звёздного сбора»: экипажи отправлялись из разных городов Европы и должны были дойти до Монте-Карло строго по графику. А уже в Монте-Карло проводилась финальная гонка. В 1965 году на Mini Cooper 1300S ралли выиграл Тимо Мякинен (Timo Mäkinen), а в 1967 году — Рауно Аалтонен (Rauno August Aaltonen). Эти победы стали вершиной гоночной карьеры автомобилей Mini. Фото: BMW AG

Раздосадованное таким поворотом событий, руководство компании BMC решило снова принять участие в ралли в 1967 году, исправность фар на этот раз была тщательно проверена до старта. И Mini снова выиграл! Автомобиль, спроектированный для удовлетворения семейных нужд по скромной цене, стал легендой автогонок. При этом, будучи очень успешным на гоночных треках, Cooper S ощущал себя не хуже и на обычной дороге, демонстрировал устойчивость и хорошие технические характеристики.

Mini стал очередным брендом в составе неимоверно разросшегося BMC, который после слияний и поглощений стал в 1966 году называться British Motor Holdings (BMH). А ещё через два года, в 1968-м, был переименован в British Leyland Motor Company. British Leyland неблагоразумно пытался модернизировать Mini в 1969 году.

Базирующийся на Mini Clubman и имеющий тот же округлый передок, Mini 1275 GT позиционировался как следующее поколение Mini, но потенциальные клиенты были разочарованы. Миниатюрные колёса Rostyle, боковые полоски и название выглядели спортивно и впечатляюще, салон был лучше, чем на стандартном варианте, но вот мощности автомобилю явно недоставало. По всей видимости, ради экономии производителем был выбран стандартный двигатель 59 л.с. и один карбюратор. Mini Clubman продавался хуже, чем стандартный автомобиль, и был снят с производства в 1980 году.

Второе рождение

После сорока лет выпуска Mini был снят с конвейера. Ему на замену в 2001 году пришёл автомобиль совершенно новой конструкции, но сохранивший в своей внешности узнаваемые черты старого Mini. Ещё до начала официальных продаж MINI Cooper S в Европе на него выстроилась очередь. Была такая шутка — Как в BMW сделали новый Mini? Очень просто: они купили бренд, взяли свой фирменный знак, стёрли шашечки, внутри написали «MINI» и пририсовали по бокам крылышки.

Однако немцы к возрождению культовой английской машины, которая до 2000 года без кардинальных изменений была произведена в количестве 5,5 млн штук, подошли со всей серьёзностью. Автомобиль получил более жёсткую спортивную подвеску с пониженным почти на сантиметр клиренсом, обзавёлся механическим роторным нагнетателем и интеркулером, гоночными легкосплавными дисками размером 16'' дюймов и антикрылом над задним окном. Появился люк, а за ним ещё один, который не открывается — вышло наподобие стеклянной крыши.

Победитель ралли Монте-Карло — «англичанин» Mini Cooper S и его современный вариант — «немец» MINI Cooper S. Фото: BMW AG

Заглавные буквы в названии не случайность. Они не только указывают на то, что это новая машина, но и намекают, что автомобиль стоит классом выше прежней модели. В сущности, это уже не компактный автомобиль для пытающихся сэкономить на топливе, а детище благополучных времён — престижный хэтчбек с отличной управляемостью, дизайн которого эксплуатирует нынешнюю моду на ретро-мотивы.

Марат Хабибуллин, 10.02.2009

 

Новости партнёров