Хронограф
18152229
29162330
3101724
4111825
5121926
6132027
7142128

<апрель>

Путеводители

Концепт надо полюбить

Долгий путь от первоначального эскиза до серийной модели пройдёт не каждый автомобиль

Дизайнеров бионического концепт-кара компании Mercedes-Benz вдохновляла тропическая рыбка кузовок-кубик (Ostracion cubicus). Фото:  Daimler AG

В природе всё устроено очень жёстко: из десяти детёнышей морской черепахи могут выжить всего два-три. При работе над новой моделью автомобиля отбор ещё более жёсткий: счёт первоначальных вариантов идёт на десятки, а в итоге должна получиться одна единственная модель серийного автомобиля.

Для дизайнеров всё начинается с получения от маркетологов требований к экстерьеру и интерьеру, которым должен отвечать будущий автомобиль. Они разрабатывают первые наброски, их ещё называют скетчами (с английского это и есть «набросок»). У каждого автопроизводителя свой подход — в некоторых компаниях задание по скетчам раздаётся как можно большему числу дизайнеров, а в других — изначально формируется группа, которой предстоит работать над будущей моделью, и задание получают только члены этой группы.

Это самый свободный в творческом плане период, его цель — собрать идеи. Каждый получивший задание волен самостоятельно определить, что означают слова маркетологов «компактный спортивный однообъёмный хетчбек» и как воплотить эти (или иные), нередко противоречивые, характеристики в образе будущей модели.

Из полученных набросков отбирают как варианты, которые подходят полностью, так и варианты с удачными элементами и решениями. Даже если выбирают только один вариант, это вовсе не значит, что серийный автомобиль будет выглядеть также, как автомобиль на первоначальном рисунке — параллельно уже ведётся работа над его технической начинкой, и компоновочные неувязки могут потребовать серьёзных изменений.

После того, как набросок, от которого будут отталкиваться, определён, начинается работа над моделью автомобиля. Эта модель должна учитывать особенности компоновки агрегатов, необходимое пространство для пассажиров и багажа, технологические особенности при производстве. На первоначальных скетчах автомобиль, как правило, обладает колёсами огромного диаметра и очень низкой крышей. Работа с реальными величинами показывает, насколько применимы решения и пропорции первоначального наброска для серийного авто. Нередко приходится сталкиваться с тем, что решения, гармонично выглядевшие на рисунке, не подходят, так как изменились пропорции автомобиля. В таком случае приходится возвращаться к поиску нового скетча.

Работа над автомобилем Mercedes-Benz C-Class Estate. Использование графических программ существенно облегчает труд дизайнера. Фото: Daimler AG

Следующий шаг — изготовление моделей, масштабных или в натуральную величину. Следует оговориться, что иногда параллельно ведётся работа над несколькими вариантами дизайна автомобиля. В таком случае предпочитают изготавливать масштабные модели — так дешевле. Если же разрабатывают лишь один эскиз, то, как правило, прибегают к изготовлению модели в натуральную величину из глины или пластилина. Основная цель — дать представление о реальных пропорциях выбранного варианта дизайна и посмотреть на него со всех ракурсов.

Изготовление макетов — очень трудоёмкий и важный этап. Дело в том, что даже трёхмерные компьютерные модели не позволяют оценить все пропорции автомобиля и получить представление о том, как будет смотреться будущая модель на улице. Иногда дизайнеры прибегают к хитрым уловкам и пользуются симметричностью автомобиля относительно продольной оси. Так, изготавливается половина модели и по продольной оси макета устанавливается зеркало, которое «достраивает» отсутствующую половину.

Когда пластилиновый или глиняный макет одобрен для дальнейшей работы, начинается один из самых рутинных и сложных этапов — работа с технологами и инженерами по созданию предсерийных образцов. Иногда предсерийные образцы называют прототипами. Это слово очень часто использовалось в 90-е годы ХХ века, в последние несколько лет в основном используют сочетание «предсерийный образец».

Предсерийный образец необходим для отработки технологии изготовления, для демонстрации на выставках, к тому же позволяет принять окончательное решение по отдельным элементам. Так, в случае с BMW 6-ой серии решение, как должны быть расположены указатели поворотов в блоке передних фар, принималось уже в ходе демонстрации предсерийного образца.

Когда окончательный дизайн серийной модели определён, маркетологи начинают готовить к нему потребителя. Обычно для этих целей используются концепт-кары — автомобили, предназначенные для выставок и автосалонов, несущие черты будущих серийных авто. Концепт-кары могут содержать лишь некоторые элементы стиля будущей серийной модели или, что более серьёзно, готовить потребителя к новой концепции автомобиля.

Студент Калифорнийского колледжа искусств Тревор Манткас (Trevor Mantkus) рядом с глиняной моделью Chevy Concept от General Motors. Манткас принимал участие в программе GM для молодых дизайнеров. Фото (Creative Commons License): John F. Martin for General Motors

Если концепт-кар предназначен для подготовки потенциального покупателя и изучения его реакции на новую стилистику, он может существенно отличаться от итоговой серийной модели. Новая стилистика может намеренно демонстрироваться на модели иного класса или в ином кузове. Например, концепт Mercedes-Benz F готовил потенциальных покупателей к новому поколению автомобилей S-класса, но демонстрировался как купе. В случае с Mercedes-Benz F700 изучалась реакция на возможную новую компоновку следующих поколений S-класса. Пока не ясно, будет ли использоваться компоновка cab forward (сдвинутая вперёд кабина) для следующих поколений представительских моделей, будет ли уменьшен объём двигателей для уменьшения передней части автомобиля. Но вполне вероятно, что подобное оформление передней части найдёт продолжение в серийных моделях.

Концепт-кар может быть лишь немного смелее, чем будущая серийная модель, как это было с VolksWagen Iroc — концепт-каром, «обкатывавшем» стилистику будущего Sirocco.

Второй вариант — изучение реакции на новую концепцию автомобиля как такового. Например, с помощью первых концепт-каров Chevrolet Volt, маркетологи General Motors изучали реакцию потребителей на гибридный автомобиль. После положительной реакции публики было приянто решение запустить автомобиль в серию, но дизайн серийного автомобиля будет совсем иной.

Концепт-карам вовсе не обязательно учитывать практические нужды. Для них главное — влюбить будущих покупателей в стиль автомобиля. А для этого как раз и нужно быть смелее серийной модели. Таковы последние концепт-кары Mazda. Они едва ли станут прямыми прообразами серийных моделей, но они готовят многочисленных посетителей автосалонов к новой стилистике компании. К тому же такие яркие автомобили привлекают к стенду дополнительных посетителей.

В США подобным автомобилям придумали название «шоу-стоппер». Там ещё с середины 60-х годов ХХ века для ежегодных автошоу готовились фантастические по своей стилистике концепт-кары, единственной целью которых было привлечь к стенду компании посетителей и прессу. Сегодня регулярно удивляет публику Citroën. Едва ли компания будет выпускать суперкар. И маловероятно, что стилистика концептов «перекочует» на серийную модель. Но о таких автомобилях (а заодно и о серийных) пишет пресса.

Шоу-стопперы — это бабочки-однодневки, они не перерождаются в серийные модели. Хотя и не обходится без исключений. Известная швейцарская фирма Rinspeed ежегодно к женевскому автосалону готовит шоу-стопперы. Но в отличие от других шоу-стопперов эти автомобили можно приобрести — после автосалона выпускается ограниченная серия, не превышающая двух десятков автомобилей. Случай Rinspeed — это исключение, подтверждающее правило.

Швейцарская компания Rinspeed известна своими безумными шоу-стопперами. На Женевском автосалоне 2007 года она удивляла публику «прозрачным» концепт-каром eXasis. Фото: Rinspeed 

Ежегодно балует посетителей автосалонов компания Peugeot. Но у Peugeot есть секрет, впрочем, общеизвестный — ежегодный открытый конкурс на дизайн автомобилей Peugeot далёкого и недалёкого будущего. Каждый год объявляется задание. Прислать своё видение в набросках, рисунках, 3D-моделях, к примеру Peugeot 2020 года, может любой желающий. Работу победителя воплощают в макете, который представляют широкой публике на Женевском автосалоне. Изначально не предполагалось, что конкурс Peugeot будет существенно отличать от проводимых для дизайнеров конкурсов других компаний. Но после успеха Peugeot Moonster было решено сделать конкурс ежегодным.

Большинство компаний ориентируются на более приземлённые результаты, а если быть более точным — на поиск талантов. Некоторые дизайнерские конкурсы предоставляют победителям гранты на обучение и повышение квалификации. Такие конкурсы помогают компаниям узнать, как видят развитие их марки специалисты извне.

Но вернёмся к рождению серийного автомобиля. Предсерийный образец позволяет найти противоречия и нестыковки в образе, высказать технологам свои замечания. Кстати, обычно выпускают несколько предсерийных образцов: ведь нужно помимо доработки дизайна провести ходовые, климатические, аэродинамические испытания.

Как только новая модель встаёт на конвейер, начинается работа над следующим поколением: снова маркетологи пытаются понять, что будет нужно покупателям лет через 8. А ведь ещё требуется где-то через 3–4 года провести модернизацию выпускаемой модели. К этому моменту стилистика автомобилей следующего поколения уже должна быть определена, ведь модернизация выпускаемой модели обычно предполагает заимствование некоторых стилистических черт грядущей модели.

С исключительными автомобилями — суперкарами и эксклюзивными купе и лимузинами — всё немного иначе. Как правило, в одном авто совмещают концепт-кар, шоу-стоппер и предсерийный вариант. Если заявок набирается достаточное количество, чтобы сделать серийный выпуск модели рентабельным, выставочный образец и становится серийным автомобилем. Такая практика была распространена до Второй мировой войны. И именно к ней прибегал Пининфарина для получения заказов после войны.

Немного иначе и с предсерийными вариантами суперкаров. Ferrari при подготовке своих самых передовых моделей, таких как Enzo, прибегает к использованию так называемых «мулов» — когда кузов серийного автомобиля оснащают узлами и агрегатами от перспективной модели. Естественно, что для постройки «мула» Ferrari Enzo использовали кузов другой Ferrari — 360. Мулы позволяют проводить ходовые испытания по дорогам общего пользования без опасности рассекретить перспективную новинку раньше времени.

Дизайнер Брайан Несбитт (Brian Nesbitt) и автомобиль 2001 года Chrysler PT Cruiser, в разработке которого он принимал участие. Подтверждением успеха серийного Chrysler PT Cruiser можно считать то, что автора дизайна переманили в General Motors для создания ответа модели Chrysler. В итоге появился ещё один ретро-минивен — Chevrolet HHR.Фото: Chrysler LLC

Иногда в отношении типичных шоу-стопперов реакция публики бывает столь бурной, что принимается решение запустить модель в серию (правда, с определенными доработками). Такова судьба Chrysler Pronto Cruiser. Этот шоу-стоппер представлял собой новое видение идеи хот-рода: отдельные передние крылья, низкие окна, крутой наклон задней части. В то время в Chrysler думали о разработке минивена на базе модели Neon. Среди первоначальных скетчей был отобран и скетч ретро-минивена с чертами хот-рода. Рисунок настолько выделялся на общем фоне, что было решено к очередному автошоу подготовить шоу-стоппер. После успеха шоу-стоппера Pronto Cruiser решили запустить модель в серию.

То, что доходит до автосалонов хотя бы в виде шоу-стопперов, — всего лишь небольшая часть первоначальных идей, доведённых до разной степени готовности. Работа дизайнера из 6–8 лет, которые обычно отводятся на создание новой модели, предполагает свободное творчество лишь на этапе первоначальных эскизов. Дальнейшая работа — это попытки удержаться в рамках, заданных маркетологами, технологами и инженерами. И попытка помочь им, в свою очередь, создать красивый и стильный, а не только практичный автомобиль.

Алексей Коваль, 26.11.2008

 

Новости партнёров