Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Торможение в небесах и на суше

Американская транспортная система вступила в эпоху больших перемен

Заброшенная бензоколонка в штате Миссисипи. Фото (Creative Commons license): Ken Roberts aka robertstown2001

Стремительный рост мировых цен на нефть стал причиной значительных изменений в повседневной жизни американцев. Конечно, на нехватку топлива откликнулся весь мир, но в Северной Америке, в которой просто не прожить без личного автомобиля, перемены наиболее болезненны. Отчасти кризис сглаживается начавшимся ренессансом общественного транспорта, но государственным и муниципальным служащим пока частенько предлагают ходить пешком или ездить на велосипедах. Высокие цены на горючее вынудили General Motors отказаться от производства вседорожников марки Hummer, потребляющих огромное количество топлива.

Тяжелый моральный удар пришелся по старшеклассникам и студентам колледжей, для которых давно единственная мыслимая форма, например, пригласить одноклассницу в кино — это «я за тобой заеду». Многим из них в этом году пришлось отказаться от передвижений на машинах, да и вообще сама мечта о машине стала несбыточной. Хотя рынок подержанных автомобилей огромен и стремительно дешевеет, затраты на содержание ещё одного транспортного средства семье не по силам. В борьбе за сохранение своего образа жизни тинэйджеры все чаще жертвуют каникулами, чтобы устроиться на временную работу, и соглашаются пользоваться одной машиной с братьями и сестрами.

В некоторых округах штатов Кентукки, Нью-Мексико и Миннесоты, где плотность населения значительно ниже, чем вдоль восточного и западного побережий, и соответственно ниже и уровень доходов, школы перешли на четырехдневную учебную неделю. Дети добираются издалека, на школьных автобусах, и возить их пять раз в неделю оказывается слишком накладно. На аналогичные меры решились власти и других штатов со значительной долей сельского населения, вспомнив опыт первого топливного кризиса середины 1970-х.

В прессе цитируют слова директора по федеральным вопросам Национальной ассоциации школьных советов (NSBA) Марка Игана (Marc Egan) о том, что в ряде районов расстояние от дома до школы составляет до 100 миль (160 км). Около 100 школ в 16 штатах уже перешли на четырехдневку, что позволяет им сэкономить немалые суммы на транспортных и коммунальных услугах. Сокращение учебной недели положительно отразилось и на учениках: серьезно улучшились посещаемость уроков и успеваемость школьников.

В отличие от Европы, где мотороллеры давно уже стали привычным средством борьбы с пробками и дороговизной на топливном рынке, для Америки они до самого недавнего времени оставались экзотикой. Но в США все делается очень быстро — и вот теперь они вереницей выстраиваются у светофоров. Фото (Creative Commons license): p200eric

По земле на двух колесах

Дополнительную остроту проблеме придает разворачивающийся параллельно ипотечный кризис. Из-за него поступления в некоторые городские бюджеты сократились почти вдвое. На встрече мэров 132 городов, прошедшей этим летом в Майами (США), главы муниципалитетов от Нью-Джерси до Гавайев делились опытом экономии расходов. Например, отправляющиеся в служебные поездки по городу жилищные инспекторы Майами объединяются теперь в группы по принципу соседства подведомственных участков. А сотрудникам муниципалитетов более мелких населенных пунктов и вовсе предлагают побольше ходить пешком: и для городского бюджета хорошо, и для здоровья полезно.

Муниципалитеты даже самых маленьких городов все чаще вынуждены обсуждать транспортные вопросы. Привыкшие к значительно большей самостоятельности не только в сравнении с Россией, но и даже с большинством стран Европы, они сами ищут выход из сложившегося положения. Теперь пришла их очередь заняться развитием сети велосипедных дорожек. В приморских городах организуются паромные перевозки. Тем не менее мэры убеждены: без решений, принятых на федеральном уровне, не обойтись. Ведь вся послевоенная градостроительная стратегия заключалась в перемещении значительной доли городского населения в дальние пригороды, и там велось активное жилищное строительство. Но уже при стоимости бензина в $3, а то и в $2 за галлон (а она уже сейчас превысила $1) поселившиеся там люди окажутся в ситуации, когда все их жалование уходит исключительно на то, чтобы иметь возможность добраться до своего офиса в даунтауне.

Ещё в 2006 году продавцы мототехники в США отметили увеличение спроса на новые бензиновые скутеры и легкие мотоциклы. За предшествующие десять лет продажи скутеров возросли десятикратно: с 12 тыс. в 1997 году до 120 тыс. в 2006 году. По их же данным, средний возраст покупателей скутеров составлял 26 лет в 1990 году и уже 46 лет в 2003 году. Не мудрено: галлона топлива хватает на сто миль.

Большинство поклонников скутеров живут в таких городах как Майами, Сиэтл или Нью-Йорк, однако растет число передвигающихся на двух колесах в штатах Техас и обеих Каролинах. Самые популярные производители скутеров в США Honda, Yamaha и Vespa, однако на моторынок приходят и другие, менее именитые марки. Уровень цен колеблется от $1800 за скутер с двигателем до 50 см³ до $8000 за более мощную и удобную модель.

Еще лет десять назад к полетам в Америке относились примерно так же, как к поездкам на автобусе. Теперь мало кто может позволить себе слетать на ланч из Нью-Йорка в Вашингтон, чтобы вернуться к ужину обратно. Фото (Creative Commons license): Cory Barnes

По воздуху

Кризис заставил крепко задуматься и авиаперевозчиков. Ещё год назад две авиакомпании США — Юго-Западные Авиалинии (Southwest Airlines) и Джет-Блю (JetBlue Airways) обещали своим клиентам путешествие из одного американского города в любой другой не более чем за $299 в оба конца. Сегодня это уже в прошлом. Перелет из Бостона на севере США в Лонг-Бич на юге обойдется в $599, если вы воспользуетесь услугами ДжетБлю, а похожий маршрут Юго-Западных Авиалиний из Манчестера в Онтарио стоит $414. Все это — следствие почти двукратного подорожания авиатоплива в 2007 году.

В июле 2008 года американские авиаперевозчики объявили об общем сокращении рабочих мест на 26 тысяч и парковке около 460 старых самолетов, поскольку они расходуют слишком много горючего. Соответственно сокращается число рейсов, ликвидируются наименее загруженные маршруты. Экономия авиационного керосина благодаря этим мерам составила 1,8 млн. баррелей, или 4,4%.

Но у этой экономии есть своя оборотная сторона — уже сейчас не менее шести авиакомпаний находятся на грани разорения. Всем авиакомпаниям без исключения пришлось пересмотреть свои системы скидок и ввести дополнительные ограничения на провоз багажа. Во многих из них багаж и вовсе приходится оплачивать отдельно, а также отдельно платить за завтрак и возможность получить скидку в будущем. Грешат этим преимущественно относительно небольшие или вовсе мелкие авиаперевозчики, но даже при таком раскладе пользоваться ими выгоднее: полет из Далласа в Детройт и обратно обойдется пассажиру Southwest Airlines в $415, что окажется всего на 30% дороже такого же путешествия год назад. Но если лететь компанией American Airlines, то придется потратить более $1000 на билеты и доплатить около $40 за провоз багажа.

Сокращение общего числа рейсов приводит к тому, что мест не хватает. И если раньше, покупая билет непосредственно перед вылетом, можно было рассчитывать на большие скидки, то теперь чем позже куплен билет, тем выше стоимость места. Такая перемена отрицательно отразилась прежде всего на тех, кто отправляется в срочные деловые поездки. Хотите место получше? Платите. Отказались от полета? Вам возвратят половину стоимости билета. Руководители мелких авиакомпаний в один голос заявляют, что должны возвратить стоимость керосина и компенсировать прочие издержки.

Ранее небольшие авиакомпании привлекали пассажиров доступными каждому ценами, получавшимися за счет более низких эксплутационных расходов и недорогого в обслуживании авиапарка. Большой охват территории, множество маршрутов и высокая конкуренция на внутреннем авиарынке США способствовали снижению цен на билеты. «Существующая действительность такова, что мы вынуждены повышать плату за проезд, — приводит слова старшего вице-президента Southwest Airlines Дэвиса С. Ридли (Davis S. Ridley) газета New York Times. — Мы больше не сможем перевезти через всю страну 5 человек за $99».

По прогнозам экспертов, вскоре ценовая разница между мелкими и крупными авиаперевозчиками исчезнет вовсе. Так, Джет-Блю недавно подключился к крупной системе резервирования билетов, что является уникальным шагом для авиакомпании с невысокой стоимостью билетов. Руководитель перевозчика объяснил этот шаг тем, что системой пользуются деловые клиенты, которые при необходимости готовы переплатить за место в салоне самолета.

К слову заметить, наметившаяся тенденция к банкротству авиакомпаний не обойдет, вероятно, и Россию. По данным главы Росавиации Евгения Бачурина, процитированного газетой «Ведомости», за 6 месяцев 2008 года авиатопливо подорожало более чем на 40%. Сегодня топливная составляющая в операционных расходах у «Аэрофлота» — около 40%, у «Трансаэро» — 37,7%, у дискаунтера Sky Express — 35%. Достаточно ещё 20% повышения цены на керосин, и банкротств мелких (перевозящих до 1 млн пассажиров в год) российских авиакомпаний будет не избежать. Пассажиропоток «падает» в осенне-зимний период, и у компаний просто не хватит средств расплатиться с поставщиками топлива. Впрочем, банкротство авиакомпаний становится распространенным явлением в мире. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, только за первую половину 2008 года обанкротились или приостановили деятельность двадцать пять перевозчиков. Остальные ищут выходы из сложившейся ситуации.

Железнодорожное сообщения в США снова популярно. Такого не было со времен, когда строилась дорога, соединившая восточное и западное побережья. Фото (Creative Commons license): steve lyon

По шпалам

В выигрыше от повышения цен на бензин и авиационный керосин железнодорожники. Амтрак (Amtrak) — национальная сеть (корпорация) железнодорожного пассажирского транспорта была создана Конгрессом США в 1970 году как гибрид частного и государственного капитала и начала функционировать 1 мая 1971 года. Она должна была выйти на уровень самоокупаемости за два года и стала значимым участником национальной транспортной системы страны. Однако американцы традиционно не любят железнодорожное сообщение, и дела у корпорации до сих пор шли не лучшим образом. Сегодня по дорогам США ходят 632 принадлежащих ей состава, однако часть локомотивов прослужили более 30 лет и требуют замены. Составы, находящие в эксплуатации 8 лет, прошли более 1 млн миль, им требуются капитальный ремонт и модернизация.

Теперь Амтрак бьет все рекорды. Спрос на поезда дальнего следования вырос многократно. По популярным летним маршрутам билеты распродаются на 2–3 недели вперед. В прошлом году железная дорога перевезла 25 млн человек, в 2008 году планируется перевезти более 27 млн пассажиров. Если бы корпорация Амтрак была авиаперевозчиком, то она бы заняла 8-е место, пропустив вперед Continental Airlines и American Airlines, однако опередив AirTran Airways и JetBlue. Большинство новых пассажиров ранее пользовались самолетами.

Однако Амтрак по-прежнему требует государственных вливаний. Сегодня затраты на топливо составляют 11% бюджета Амтрак против 6% в 2004 году. Тем не менее железная дорога экономичнее авто и авиатранспорта. Для того, чтобы переместить 1 пассажира на расстояние в 1 милю, поезду требуется на 17,4% топлива меньше, чем машине, и на 32,9% меньше, чем самолету. У Амтрака есть возможность стать рентабельной компанией, если корпорация разовьет сеть междугородних перевозок на короткие и средние расстояния, став реальным конкурентом для авиакомпаний.

Без топлива

В современной социологии ставится знак равенства между понятиями постиндустриальное общество (postindustrial society) и общество рисков (risk society). Причины понятные: главные угрозы для его спокойного существования — в нем самом, наиболее вероятные катастрофы и катаклизмы вызваны развитием промышленности и технологий. По мнению автора и самого термина, и всей теории Ульриха Бека (Ulrich Beck), человечество теперь оказалось в ещё большей зависимости от развития науки и техники, поскольку только с их помощью можно справиться с негативными последствиями этого самого развития науки и техники. Исчерпание мировых ресурсов, одним из проявлений которого стал рост цен на нефть двух прошедших лет, не было неожиданностью: его предсказывали ещё в середине прошлого века. Хотя, конечно, точные сроки и темпы предсказать невозможно — для них может быть составлен только вероятностный прогноз.

В августе стоимость барреля нефти начала падать на фоне увеличения добычи Саудовской Аравией и снижения спроса на нефтепродукты в США и других развитых странах. События на Кавказе пока не оказали никакого влияния на нефтяные цены. Многие уже вздохнули с облегчением — кризис миновал. По данным министерства энергетики США (US Department of Energy), в начале августа розничная цена бензина на АЗС в США впервые за девять недель текущего года опустилась ниже отметки $4 за галлон. Средняя за неделю розничная цена бензина в США по состоянию на 28 июля составила $3,955 за галлон. Однако средняя за неделю розничная цена бензина в США осталась на $1,079 выше, чем в аналогичный период 2007 года.

Нефтяная лихорадка осталась в американской истории. Сейчас правительство придерживается новой стратегии — консервировать разведанные месторождения. Вполне возможно, что когда-то она себя окупит. Фото: Frank J. Schlueter из архива Библиотеки Конгресса США

В традиционном радиообращении к нации президент США Джордж Буш подверг критике законодателей, которые отказались рассматривать вопрос снятия ограничений на добычу нефти на континентальном шельфе и на севере Аляски. Он в очередной раз потребовал от конгресса разрешить добывать нефть, для чего необходимо отменить мораторий, введенный на законодательном уровне в 1982 году. В ответ спикер палаты представителей конгресса США Нэнси Пелози (Nancy Pelosi) заметила: «Президент знает, что разработка любой новой скважины приведет лишь к незначительному снижению цен».

В самом деле, тенденция наметилась, и небольшие колебания её уже не изменят. В Мексиканском заливе начался очередной сезон ураганов: на пути штормов находятся ключевые объекты нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающий промышленности США. Наступающей осенью эксперты прогнозируют ещё более мощный топливный кризис, который затронет не только США, но и Европу.

Марина Бродская, 19.08.2008

 

Новости партнёров