Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Дань уважения баварскому хищнику

Круглую дату своего самого знаменитого гоночного автомобиля в Мюнхене отметили созданием ремейка

К тридцатилетию легендарного автомобиля М1 концерн BMW представил концепт M1 Hommage. Фото: BMW AG

Казалось бы, что может быть традиционнее автомобиля с бело-голубым пропеллером на эмблеме? До недавних пор это был седан классической компоновки (мотор спереди, ведущие колёса сзади), многими особенно любимый в чёрном исполнении. Относительно недавно в модельный ряд вошли вседорожники, но общего имиджа марки они пока не изменили. Любители езды «погорячее» знают, что заряженные «бумеры», при всей их внешней схожести с обычными авто, носят на крышке багажника букву «М» и триколор (жаль, не российский). Но ровно тридцать лет тому назад на Парижском автосалоне (Mondial de l'Automobile) 1978 года толпы фанатов буквально атаковали стенд молодой (тогда ей было только шесть лет) баварской фирмы BMW Motorsport GmbH: здесь на подиуме и впрямь стояло нечто! Ярко-красный спорткар BMW M1 уже одним своим видом, казалось, намекал, что готов пожирать километры с невиданной для дорожных авто скоростью. Ничего общего с унылыми (да простят меня любители черных «бумеров») седанами. Приземистое — метр с кепкой — будто сошедшее со страниц научно-фантастических книг, с рублеными гранями и акульими «жабрами» воздухозаборников, купе с индексом М1 — плод двухлетней работы над проектом Е26В.

Спорткар BMW M1 собирался в 1978–1981 годах. Фото: BMW AG

«Жабры» по бокам появились не случайно: двигатель М1 был расположен вовсе не под капотом (там ему просто не хватило бы места), а за спинками сидений. Кроме рыбьих, были у авто, вышедшего из-под «пера» Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro), и птичьи черты — открывающиеся вверх двери «крыло чайки», спроектированные дизайнером Полем Браком (Paul Bracq).

Автомобилю вовсе не предназначалась роль шоу-стоппера — он должен был участвовать в многочисленных гонках и, разумеется, побеждать. А для этого, согласно регламенту, необходимо быть серийным. То есть выпускаться в течение не менее двух лет в количестве не менее четырёхсот штук. Разумеется, столько гоночных болидов было никому не нужно, но машина была настолько завораживающей, что недостатка в заказах не было. И это несмотря на объявленную цену в 100 000 марок! В то время за такие деньги можно было купить сразу четыре «трёшки» BMW в полной комплектации! Но машина стоила своих денег. Её «шестерка» уверенно ускоряла болид, начиная с самых низких оборотов, а после 5000 об/мин открывалось второе дыхание. 5,6 секунды — на спидометре уже сотня, а вы ещё едете на второй передаче. Пятую врубали, когда стрелка перевалила за 200 км/ч, и она всё в том же темпе ползла по шкале дальше. 264,7 км/ч — такую «максималку» замерили немецкие журналисты в 1979 году.

Энди Уорхол (Andy Warhol) раскрашивает макет автомобиля M1 для коллекции BMW Art Cars, фотография 1979 года. Над внешним дизайном автомобилей коллекции работали и другие знаменитые художники современности: Фрэнк Стелла (Frank Stella), Рой Лихтенштейн (Roy Fox Lichtenstein). Фото: BMW AG

Заметим, что 277 л.с., которые развивал 3,5-литровый атмосферный (без наддува!) двигатель — были только началом в биографии М1. Не зря конструкторы снабдили мотор изрядным запасом прочности и лишили привычного в те годы карбюратора (топливо в цилиндры через 6 дроссельных заслонок подавала механическая — без всяких компьютеров — система впрыска Kugelfischer). Позднее двигатель форсировали до 500 л.с., а потом, установив два турбокомпрессора, и до 1000 л.с.! Но это, конечно, в специальных, гоночных версиях М1, которым не требовался большой ресурс.

Надо сказать, что блестящая гоночная карьера М1 могла, однако, так и не начаться. Помните об условии: выпустить четыреста машин за два года? Оказалось, это не так просто. Ведь М1 сертифицировалась как дорожный серийный автомобиль — а значит, была устроена совсем не просто. В ней был и багажник (спереди), и кондиционер, и средства обеспечения пассивной безопасности. Складывающаяся рулевая колонка, пространственный каркас из металлического прямоугольного профиля, углепластиковая обшивка… Всё это, да ещё и обязательные краш-тесты, требовали немалых усилий и времени. Первоначальные планы наладить сборку на Lamborghini рухнули, пришлось строить М1 «всем миром»: раму и кузов делали итальянские фирмы Marchesi и T.I.R, джуджаровская ItalDesign монтировала салон, а уж механику устанавливали в Штуттгарте в цехах фирмы Baur. Тем не менее, серию построили, и началась череда убедительных побед. В кокпите М1 побывали такие звезды, как Берни Экклстоун (Bernard Charles «Bernie» Ecclestone) и Макс Мосли (Max Mosley), Нельсон Пике (Nelson Piquet Souto Maior) и Ники Лауда (Andreas Nikolaus Lauda), Марио Андретти (Mario Gabriele Andretti) и Элио де Анхелис (Elio de Angelis).

Автомобиль из коллекции Art Car, разукрашенный Энди Уорхолом. Фото: BMW AG

Тридцать лет спустя

Разумеется, не отметить достойно круглую дату столь заслуженного и уникального для BMW автомобиля было бы непростительно. И вот на выставке Concorso d’Eleganza Villa d’Este 2008 был представлен правнук М1 — концепт BMW M1 Hommage. Дизайнеры с почтением отнеслись к наследию Джуджаро и Брака («hommage» в переводе с французского «дань почтения»), оставив неизменной концепцию среднемоторной компоновки, но сгладив острые углы. Да и классический для М1 красный цвет почти не тронули. Новая эмаль Liquid Orange имеет тот же оттенок, но удивляет интенсивными цветовыми переливами и блистательной глубиной, подчеркивая впечатляющее взаимодействие плавно переходящих друг в друга выпуклых и вогнутых поверхностей кузова.

А вот дизайн фар — новый. Они уже не прячутся под веками в передних крыльях, но всё равно в выключенном состоянии скрываются в черной выемке облицовки передка. Традиционные «ноздри» BMW в XXI веке получили новую функцию: они не только забирают воздух, но и стали энергопоглощающими элементами при ударе. «Жабры» того, первого, М1 теперь сузились до подчеркивающих стремительность силуэта черных щелей под крышей, а колеса стали…пятиугольными. По крайней мере, они такими кажутся на стоянке.

BMW M1 Hommage. Фото: BMW AG

Автору очень хотелось бы рассказать, как усовершенствовался за прошедшее тридцатилетие двигатель — сердце автомобиля. Но — увы! Как раз на этот счёт фирма не даёт никакой информации за исключением того, что он расположен всё там же за сиденьями. То, что он есть вообще, сомнений не вызывает — концепт уверенно движется своим ходом. Такая скрытность, возможно, объясняется просто: фирма не собирается второй раз входить в ту же реку. Hommage останется лишь данью уважения к истории и не появится в автосалонах. А жаль! Посмотрите на снимки — разве вам не хотелось бы поездить именно на таком красном «бумере»?

Алексей Воробьев-Обухов, 10.07.2008

 

Новости партнёров