Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Целлулоидные страсти за ветровым стеклом

Популярность американских автокинотеатров не имела отношения к кино как искусству

Один из несомненных плюсов автокинотеатров в том, что удаётся избежать назойливого соседства — никто не комментирует сцены фильма и не хрустит чипсами. В какой компании смотреть кино, решает водитель. Фото (Creative Commons license): Paul Simons

Автомобиль — это не только средство передвижения, в некоторых ситуациях он может послужить своему владельцу прекрасной театральной ложей. 75 лет назад, в июне 1933 года, в США был открыт первый автокинотеатр, затея оказалась весьма успешной и вскоре кинотеатры под открытом небом стали любимым видом досуга американцев. Увы, нашу страну бум автокинотеатров обошёл стороной. Это и понятно: идея неприкосновенности личного пространства в советскую государственную доктрину никак не вписывалась. Даже в новейших словарях русского языка не найти определения слова «автокинотеатр». Что, впрочем, вовсе не мешает самому понятию существовать.

Столь заметному обогащению культурной жизни американцы обязаны предприимчивому менеджеру Ричарду Холлингсхэду младшему (Richard M. Hollingshead Jr.). Холлингсхэду пришла в голову идея создать уличный кинотеатр для автомобилистов, и он отправился в местное патентное бюро, чтобы закрепить авторское право на изобретение. В мае 1933 он получил патент № 1909537 на 17 лет, в течение которых строительство аналогичных театров под открытым небом без разрешения изобретателя являлось незаконным. В июне того же года Холлингсхэд и его кузина Уилли Уоррен-Смит (Willie Warren Smith) зарегистрировали собственную фирму Parc-In-Theatres Inc. и открыли первый автокинотеатр в собственном городке Кэмден (штат Нью-Джерси) на проспекте Томаса, 212. «Каждому своя ложа!» — таким был рекламный слоган.

Были размечены ряды для трёхсот тридцати пяти машин, выстроен шестиметровый забор и посажены деревья, призванные облагородить заведение. Экраном служила белёная стена, послушать фильм могли окрестные жители в радиусе нескольких миль — звук доносился из трёх включенных на полную мощь громкоговорителей.

Кстати, звук был самым слабым местом в этой затее. Однако позже для каждой машины были выделены свои миниатюрные колонки, а ещё позднее послушать транслируемый фильм можно было на определенной волне радиоприёмника. Чтобы увеличить число зрителей, изобретателю пришлось прибегнуть к хитрости. Оказалось, что если подсвечивать экран рампой, то происходящее можно без проблем смотреть на довольно большом расстоянии.

Новую эру в киноиндустрии открывал фильм «Предусмотрительная жёнушка» («Wife Aware»), второстепенная голливудская лента, не оставившая сколько-нибудь заметного следа в искусстве кино. Но тогда это не имело значения, на первый сеанс съехался весь городок, от просмотра фильма зрители остались в восторге. Позднее репертуар становился всё разнообразней — перед художественным фильмом демонстрировались и мультфильмы, и документальное кино.

С автокинотеатров в США стала развиваться настоящая культура drive-in и drive-thru. Особое распространение получили сети быстрого питания, где заказать и съесть свой гамбургер можно не выходя из машины. Неудачно расположенные надписи на этой вывеске могут создать иллюзию, что и консультацию у юриста можно получить таким же образом. Фото (Creative Commons license): Brooke Novak

Необычный кинотеатр Холлингсхэда просуществовал всего три года, однако идея кино на колёсах прижилась. К 1939 году своими автокинотеатрами обзавелись практически все американские штаты. Это удовольствие было недорогим: около 25 центов с человека и максимум один доллар со всех пассажиров машины — идеальный вариант для больших семей, для которых поход в обычный кинотеатр становился делом затратным.

К середине 1950-х в США существовало уже более четырёх тысяч автокинотеатров — главным образом, в небольших населённых пунктах, где свободного пространства было много, а культурная жизнь не отличалась разнообразием. В 1953 году два из них экспериментировали даже с 3D-технологиями. В те же 1950-е годы в США было закрыто более пяти тысяч обычных кинотеатров.

К тому времени автокино перестало быть сугубо семейным развлечением. Большими любителями проводить время в ложе у экрана стали подростки. О безнравственности, царящей в театрах для машин, много говорили пуритане, которые даже называли их «ямами страсти». Виной тому так называемые «lover’s lanes», самые удаленные от экрана ряды машин, для обитателей которых целлулоидные страсти становились второстепенными. Особенно популярными среди молодёжи были фильмы ужасов, которые предоставляли зрителям немало возможностей прижаться друг к другу в притворном страхе. Если верить классикам американской литературы, может сложиться впечатление, что за 1950–1960-е годы выросло целое поколение американок, расставшихся с девственностью именно во время киносеанса под открытым небом.

Культурологи отмечают, что кинотеатры на колесах могли появиться только в Америке. Быстро, удобно, дёшево и всё в собственной машине — эта концепция идеально вписывается в американский стиль жизни. Идея эта получила дальнейшее развитие. Скоро стало возможным пообедать, получить деньги из банкомата, помянуть родственников на кладбище, а в Лас-Вегасе даже пожениться и не покидать при этом салон автомобиля!

В 1950–1960-е годы в США появилось множество самых разнообразных вариантов автокинотеатров. Самый необычный кинотеатр был открыт в штате Нью-Джерси, в Asbury Park. «Drive-In and Fly-In» был рассчитан на пятьсот машин… и двадцать пять самолетов. Крупнейший в мире автокинотеатр, располагавшийся в городе Ньюингтон (штат Коннектикут), предоставлял места для четырёх тысяч легковых машин (он закрылся в 1997 году).

В Лас-Вегасе влюблённые могут пожениться, не покидая автомобиль. Для этого достаточно лишь подъехать к специальному окошку и предъявить документы. Фото (Creative Commons license): Talia Betts

Стоит сказать, что автокинотеатры оказали заметное влияние на американскую киноиндустрию. Для тинейджеров, облюбовавших их, снимали прежде всего фильмы категории «B»: хоррор, пляжные комедии и байкерские саги. Будущие звёзды Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола снимали свои первые фильмы для Роджера Кормана и Самуэля Аркоффа — продюсеров, поставлявших фильмы для автокинотеатров. Питер Богданович, видный деятель нового Голливуда, сделал автокино местом действия в своей дебютной ленте «Мишени» (1968). Кассовой эта история не стала, но открыла режиссеру дорогу в большой кинематограф — через три года, в 1971 году, Богданович произвёл сенсацию своим «Последним киносеансом». Пустые кинотеатры стали символом духовного опустошения в этой картине о затхлом существовании в провинциальной Америке.

В Европе подобные кинотеатры появились гораздо позже. В 1960 году в городке Гравенбрух под Франкфуртом показали оскароносную драму «Король и я» с Юлом Бриннером и Деборой Керр в главных ролях. В то время Франкфурт считался самым автомобильным германским городом. Кроме того, в земле Гессен располагались американские военные базы, что тоже способстовало популяризации нового вида развлечения. Кстати, уже тогда в Гессене стали продавать гамбургеры — задолго до появления в Европе ресторанов быстрого питания. Уже в первые пять месяцев в необычном кинотеатре побывали более четверти миллиона человек. Кино смотрели даже под дождём. Опытные зрители протирали лобовое стекло дольками картофеля или яблока — так потоки воды не оставляют на стекле капель, и изображение искажается незначительно. 

Автокинотеатры стали исчезать уже в 1970-е годы, отчасти это было связано с увелечением популярности телевидения. К тому же доход от кинотеатров под открытым небом был существенно ниже, чем от стационарных, так как сеансы могли проходить только в сумерках. Были попытки создать подходящие условия для просмотра фильмов днём, например, сооружали большие палатки, но эти меры оказались малоэффективны. Ещё одним фактором, послужившим недобрую службу автокинотеатром, стали сезонные ограничения — немного найдётся любителей смотреть кино лютой зимней ночью. В Европе автокинотеатры обычно работали с конца апреля до начала октября. Все эти факторы, а потом и появление видеомагнитофонов, фактически привели этот вид досуга к смерти. В конечном счёте, на протяжении нескольких десятилетий у таких кинотеатров оставалась лишь горстка ностальгирующих фанатов.

Зато сегодня можно говорить о том, что автокинотеатры переживают второе рождение. В мире около пятиста крупных кинотеатров для автомобилистов. В особенности они распространены близ европейских курортных городов, в сельских местностях Австралии и США. В Германии летом работает около двадцати таких кинотеатров. В репертуаре, как и 75 лет назад, блокбастеры и лирические комедии.

Особенно часто в репертуаре автокинотеатров были романтические фильмы и фильмы, предназначенные для тинейджеров, — комедии и ужастики. Фото (Creative Commons license): Travis Johnson

Самым романтичным называют «Wonga Drive-In» в австралийском Квинслэнде. Одной из достопримечательностей Ямайки считается «Harbour Drive-In Kingston», где британскую классику демонстрируют на пляже под шум моря. Киносеанс в «Rex Drive-In» в Дубае — это не только кино, но и выставка машин класса «люкс». Этот кинотеатр считается самым шикарным на планете — самая лучшая техника и самые последние фильмы из Голливуда. Один из крупнейших — «Thunderbird Drive-In» в Форт-Лаудердейле (штат Флорида). На гигантских экранах одновременно демонстрируются тринадцать разных фильмов. Особое место в репертуаре занимает американская классика 1950 — 1960-х годов. В Швейцарии существует всего один крупный автокинотеатр — он открывается в городке Мури всего раз в году в ночь на 26 июля во время двухдневных праздников, на которых тщательно воссоздают атмосферу США 1960-х годов. Миниатюрный автокинотеатр «DRV-IN» можно посетить и на Манхэттене в Нью-Йорке.

В автокинотеатрах отведены специальные места для пикапов, минивэнов и грузовиков — так, чтобы они не загораживали друг другу обзор. Площадку специально делают немного волнистой, чтобы передние колёса  автомобиля оказались выше задних. В этом положении удобнее наблюдать за происходящим на экране. Кстати, сам экран автокинотеатра заметно больше обычного — высотой пятнадцать метров и шириной до сорока метров (размер рядового киноэкрана — 4×8 м). Чтобы привлечь гостей, организаторы показов часто устраивают и параллельные программы — музыкальные шоу, аттракционы и площадки для минигольфа. Очень часто такие парки развлечений оформлены в стиле ретро — для особо ностальгирующих.  

Сегодня любители такого рода досуга нередко собираются в компании и организуют собственные показы. Так, с мая 2005 года киносеансы на открытом воздухе устраивает калифорнийский программист Брайан Кеннеди (Bryan Kennedy). Идея «мобильного кино» (MobMov) оказалась настолько успешной, что такие киносеансы стали устраивать регулярно. Желающие собираются в безлюдных местах. Кеннеди устанавливает на крыше своей машины проектор и объявляет, на какой волне будет транслироваться звук. О месте встречи договариваются по Интернету. За просмотр денег не берут. Брайан Кеннеди говорит, что его затраты не превышают $10 — бензин, лампы для проектора.

Составить конкуренцию телевидению и видео автокинотеатры не смогли. Сегодня этот вид досуга распространён не так широко, как раньше. Фото (Creative Commons license): Thomas & Dianne Jones

В этом виде у автокино есть все шансы стать популярным досугом и в России. Машин стало больше, свободного места всё ещё достаточно. Кто ж откажется от кино под звёздным небом?

Константин Куц, 23.06.2008

 

Новости партнёров