Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Олдсмобиль для Фанни Брайс

Создатель конвейера и первого американского массового авто не стал главой автомобильной империи

Гоночный автомобиль Oldsmobile Pirate. На этой модели в 1903 году во время одного из первых соревнований на атлантическом побережье США был установлен рекорд скорости в своём классе — 54,38 миль в час. Фото (Creative Commons license): © GM Corp.

3 июня 1864 года в городке Женева американского штата Огайо родился основатель старейшей американской марки Oldsmobile — Рэнсом Эли Олдс (Ransom Eli Olds, 1864–1950), один из первых американских конструкторов и предпринимателей, освоивший производство бензиновых двигателей и автомобилей. Семейство Олдсов, имевшее склонность к технике, переехало в 1880 году из аграрного Огайо в Лэнсинг (штат Мичиган), где они открыли мастерскую. Интерес к автомобилям проснулся в Рэнсоме с раннего детства. Поэтому, окончив бухгалтерские курсы и собрав все свои сбережения, Олдс с воодушевлением принялся за реконструкцию механической мастерской отца. Некогда там производили судовые и промышленные двигатели, Рэнсом же планировал наладить производство автомобилей. 

К 1891 году у Олдса появились первые разработки  — трёхколёсный паровой автомобильчик. Через год паровик Old Steamer прошёл публичные испытания и получил хвалебные отзывы. На этом эксперименты с паром завершились. Основанная Рэнсомом в 1897 году паевая компания Olds Motor Vehicle начала штучное производство моторных бензиновых экипажей с одноцилиндровым двигателем мощностью 5 л.с. В течение первых нескольких лет, воодушевлённый успехом у покупателей, Олдс стремился к разнообразию моделей, качество которых при этом было бы отменным. Но вскоре ему потребовались дополнительные капиталовложения для расширения компании, и в 1899 году Олдс продал часть акций Сэмуэлю Смиту (Samuel L. Smith) и его сыновьям.

Новые партнёры переименовали компанию в Olds Motor Works и перевезли производство из Лэнсинга в Детройт. Предполагалась, что реорганизованная компания будет специализироваться на производстве автомобилей высшего класса с пневматическим сцеплением и электрическим стартером. Но задумка оказалась неудачной и чуть было не разорила владельцев. Тогда Рэнсом Олдс разработал простенький автомобиль Curved Dash — с одноцилиндровым двигателем, мощностью 7 л.с., который был связан с задними колёсами двухступенчатой планетарной передачей. Двигатель автомобиля изготавливался в мастерской Генри Леланда (Henry Martyn Leland, 1843–1932), который славился тем, что, используя точные методы металлообработки, заметно повысил качество моторов. Интересно, что изготовленный Леландом позднее мотор в 10 л.с. оказался для этой маленькой модели Олдсмобила слишком мощным. 

Самая большая удача Рэнсома Олдса — автомобиль Curved Dash Oldsmobile. Фото (Creative Commons license): © GM Corp.

Разработка Curved Dash была омрачена пожаром, уничтожившим чертежи автомобиля и сборочный цех с шасси; прототип автомобиля, однако, не пострадал. И в 1901 году началось серийное производство Curved Dash. Это был первый массово производящийся в Америке автомобиль — Ford A появился только в 1903 году и был поначалу значительно дороже. Именно это обстоятельство принесло успех компании и сделало её пионером американского машиностроения. Стоит упомянуть также, что при производстве этого автомобиля Олдс использовал идею, авторство которой приписали впоследствии Генри Форду (Henry Ford, 1863–1947). Автомобили собирались на деревянных платформах, движущихся по цехам на вращающихся роликах, а необходимые для сборки детали сосредоточивались в «стратегических точках». Позже такую систему назовут конвейером.

Oldsmobile Curved Dash вызвал огромный интерес и в других странах. Четыре иностранные фирмы выпускали эту простую и дешевую модель по лицензии. В России две компании взяли машину за основу при изготовлении своих автомобилей. Юрий Меллер, производитель велосипедов «Дукс», с 1904 по 1906 годы выпускал бензиновые автомобили по образцу Дуксмобиль. Годом раньше машиностроительный завод «Аксай» в Ростове-на-Дону взялся за постройку копии Олдсмобиля. Почти все комплектующие изготавливались самостоятельно, на стороне покупали резиновые детали, цепи привода задних колес, ободы и катушки зажигания. «Аксай» сделал двадцать автомобилей — ровно столько, сколько смог продать. Oldsmobile Curved Dash стал главным успешным проектом Рэносома Олдса. Все последующие его начинания кончались провалом.

Амбициозные партнеры Олдса стремились занять нишу дорогих и солидных автомобилей. Сам Олдс в то время продолжал считать, что производить надо дешевые и доступные марки, выигрывая за счет массовости. Поэтому в 1904 году он покинул Смитов, чтобы вскоре основать другую компанию — REO Motor Car Company. Олдс не стал ломать голову над названием и решил использовать свои инициалы — REO. 

Рэнсом Эли Олдс. Его отец открыл механическую мастерскую, где Рэнсом начал работать ещё школьником, в 21 год он выкупил долю брата и стал равноправным партнёром отца. Тогда-то ему и попались публикации о конструкциях Даймлера и Бенца, определившие будущее молодого инженера

Набравшийся к тому времени опыта конструктор продолжил эксперименты с двигателями внутреннего сгорания, стараясь приспособить их для различных нужд, в том числе и для сельского хозяйства. В первые годы своего существование REO завоевала некоторый успех, однако годы Великой депрессии негативно отразились на продажах и оказались роковыми для компании. Самым запоминающимся автомобилем этой марки остался REO Royal, дебютировавший в 1931 году. Оснащенный восьмицилиндровым двигателем 5,9 л, он удивительно быстро ускорялся, но на высоких скоростях был чрезмерно шумным. Обтекаемая аэродинамическая решётка радиатора выделяла Royal среди прочих моделей, а уровень экипировки был весьма высоким. Модель 1932 года, элегантная и в то же время простая, пользовалась большим спросом. В 1933 году вышла версия с более округлым кузовом и расширенными крыльями, при этом он был всё ещё гораздо привлекательнее по сравнению с другими седанами того времени. В 1936 году вышел последний автомобиль REO — Flying Cloud, после чего компания переключилась на производство грузовиков. 

Что касается самого Олдса, то вскоре он стал терять интерес к автомобилям. В 1913 году инженер купил более тридцати пяти тысяч акров земли у залива Тампа в штате Флорида, чтобы построить там город, который назвал в свою честь Олдс на Заливе (в настоящее время Олдсмар). Город Олдса сильно пострадал от урагана 1921 года, и вскоре основатель перестал интересоваться и им. В последние годы свой жизни он полностью отошёл от дел и посвятил себя благотворительности. Скончался Олдс 26 августа 1950 года.

После ухода Олдса из Olds Motor Works положение компании ухудшилось. В 1905 году было выпущено несколько моделей с двухцилиндровым оппозитным двигателем, в 1906 году — модель Oldsmobile L с двухтактным двигателем и Oldsmobile S с четырёхцилиндровым мотором, но успех обошёл эти машины стороной. Поэтому в 1908 году, дабы удешевить производство и остаться на плаву, компания объединилась вместе с компанией Buick в концерн General Motors. Благодаря этому марка Oldsmobile дожила до наших дней.

В 1920-е годы началась унификация моделей в рамках концерна — так, в 1921 году на новых моделях Oldsmobile уже стоял двигатель в 2,8 л, как и на автомобилях другого отделения концерна — Chevrolet. Восьми- и четырёхцилиндровые моторы заменил шестицилиндровый агрегат объемом 2774 см³.

Прима знаменитой труппы театра Зигфелда, звезда Бродвея 1920-х годов Фанни Брайс (Fanny Brice) на фоне Oldsmobile 47, 1922 год. Фото: National Photo Company из архива Библиотеки Конгресса США

Одной из самых элегантных моделей компании была Oldsmobile Eight, выпускавшаяся в 1935–1939 годы, — комфортабельный автомобиль по скромной цене. О создании именно такого автомобиля мечтал когда-то основатель марки. Рядный шестицилиндровый двигатель с нижними клапанами объёмом 3,9 или 4,2 л разгонял автомобиль до 145 км/ч. Обе версии также по желанию покупателя могли быть дополнены автоматической коробкой передач. General Motors была первой компанией, которая успешно применила этот новый продукт в автомобилях. Радикальный рестайлинг 1938 года полностью изменил переднюю часть автомобиля, сделав ее более обтекаемой, а из двигателей остался лишь более мощный. Поздние версии Oldsmobile Eight имели те же кузовы, что и Pontiac De Luxe и Buick Special, но предназначались для более дорогого сегмента рынка.

Переломным для марки стал 1940 год: Oldsmobile первой в концерне GM стал предлагать клиентам автоматическую гидромеханическую коробку передач типа Hydra-matic. К 1948 году три четверти выпускаемых под этой маркой автомобилей оснащались автоматическими коробками передач. После Второй мировой войны Oldsmobile удалось занять ведущее место в концерне General Motors. Фирма смело внедряла технические новинки, создавала необычный дизайн автомобилей. К своему 50-летнему юбилею (1948 год) она представила новую модель Oldsmobile 98 с кузовом нового стиля Futuramic, ставшим вскоре характерным для всех машин Oldsmobile первой половины 1950-х годов. Модель отличалась двухдверным кузовом хардтоп с закругленным лобовым стеклом и новейшим верхнеклапанным 5-литровым двигателем V8 Rocket мощностью 135 л.с. 

Рекламный плакат 1910–1919 годов: «Когда-то королём дороги был экипаж, а сегодня — Олдсмобил». Иллюстрация из архива Библиотеки Конгресса США 

Ещё одним новшеством стали в 1954 году фары, которые при приближении встречного автомобиля автоматически переключались с дальнего света на ближний. В 1958 году был показан Dynamic 88 Starfire с двухдверным кузовом седан. В том же году появились кузовы с 4-фарным освещением, большими задними плавниками и пневматическими элементами в задних подвесках.

В 1950-е годы автомобили Oldsmobile, как, впрочем, и другие американские машины того времени, резко изменили облик и за 6–8 лет прилично набрали в мощности. Так, в 1958–1959 годах производственная программа фирмы включала три семейства моделей Dynamic 88, Super 88 и Oldsmobile 98 с двух-, четырёх- и пятиместными кузовами хардтоп, седан и универсал. Оснащались они моторами V8 рабочим объемом 6,1 и 6,5 л мощностью 270, 300 и 315 л.с. вместе с автоматическими гидромеханическими трёх- и четырехступенчатыми коробками передач.

Осенью 1965 года появился первый переднеприводный автомобиль концерна с мотором V8 и автоматической коробкой передач, названный Toronado, — комфортабельный двухдверный седан оригинальной внешности, развивавший скорость до 210 км/ч. Однако высокая мощность машины не соответствовала весьма средним характеристикам ходовой части. В стандартной комплектации шла автоматическая трансмиссия, помогавшая огромному конвертеру оборотов останавливать 385 л.с., чтобы они не разрушили коробку передач и передний вал, при этом передний привод означал, что автомобиль был более маневренным и предсказуемым, чем большинство моделей шестидесятых. Компания General Motors потратила огромные средства на разработку переднего привода, но многие покупатели даже не заметили разницу. Среди минусов этой модели были высокий расход топлива, изнашиваемость шин и неэффективные барабанные тормоза. Выпускалась модель с 1965 по 1970 годы.

Если Toronado, обладавший футуристическим дизайном, радовал технологическими достижениями, то модель Oldsmobile 4-4-2 (1967–1971) оказалась довольно традиционным большим автомобилем. Название модели означало объём двигателя в четыреста кубических дюймов, четырёхкамерный карбюратор и две выхлопные трубы. Мощность автомобиля варьировалась от 190 л.с. до 400 л.с., наивысшей точкой был массивный двигатель объемом 7,4 л — такой же, как на Toronado. Как и все автомобили этого типа, Oldsmobile 4-4-2 был снят с производства в семидесятые годы из-за энергетического кризиса и новых американских правил безопасности, которые вынуждали значительно сокращать мощность авто.

Настоящей легендой стал Oldsmobile 88, выпускавшийся на протяжении полувека, — с 1949 по 1999 годы. Первые модели не очень похожи на последние, отличающиеся обтекаемым стилем. Однако на протяжении всех этих лет они занимали одну нишу рынка. Oldsmobile 88 оснащали компактными мощными моторами, он был быстрым автомобилем и доказал это, став лидером в гонках Nascar в 1950-е — 1960-е годы. Вероятно, самой большой победой автомобиля стало лидерство на первой гонке Daytona 500 в 1959 году, за рулём в это время находился Ли Пети (Lee Petty, 1914–2000).

Заслуживал внимания и концепт-кар 1953 года — 88 Starfire, показанный в 1953 году в Детройте. Создателей вдохновил боевой самолёт Lockheed Starfire, поэтому машина получила стеклопластиковый кузов, панорамное ветровое стекло и зловещие обтекатели колёс. В производство Starfire попал в 1961 году и сильно отличался от концепта: стиль машины стал более традиционным и добавились всевозможные удобства — усилитель руля, электрические стеклоподъёмники, автоматическая трансмиссия. К средине 1970-х «88» стал всего лишь названием, которое применялось для обозначения мощных версий стандартного Oldsmobile, и эти квадратные седаны не могли ассоциироваться со стильными седанами первых двух десятилетий выпуска.

В 2004 году Oldsmobile Alero GLS Sedan стал последним автомобилем марки Oldsmobile, сошедшим с конвейера. Подписи некоторых сотрудников компании General Motors, трудившихся над его созданием. Фото (Creative Commons license): © GM Corp./GM Photo/Tom Pidgeon

К сожалению, теперь старейшая американская марка Oldsmobile стала историей. Решение о прекращении выпуска автомобилей этой марки было продиктовано экономическими соображениями: несмотря на то, что на разработку новых моделей концерн GM вкладывал огромные средства, продажи легковых Oldsmobile падали на протяжении нескольких десятилетий. Последние модели Oldsmobile во многом дублировали продукцию других отделений GM, у них общие платформы и общие направления в дизайне. Модели Alero и Aurora не заинтересовали молодых американцев, на которых делалась ставка. Марка Oldsmobile все-таки не смогла перешагнуть вековой рубеж и навсегда осталась легендой XX века.

Марат Хабибуллин, 03.06.2008

 

Новости партнёров