Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Водитель с нечеловеческим лицом

Автомобильная электроника все больше отбирает у человека контроль над его машиной

На современные электронные системы возлагают всё больше ответственности. Некоторые из них принимают решение за водителя и действуют без его ведома. Сегодня никого не удивляет, когда автомобиль, получив сигналы датчиков дождя, автоматически закрывает окна и включает дворники. Одна из последних «умных» новинок — система экстренного торможения Brake Assist PLUS — затормозит при опасном сближении, даже если водитель забыл нажать на педаль. Фото: Daimler AG

Плотные потоки автомобилей, бесконечные пробки, измождённые лица водителей — привычная для мегаполиса картина. Однако уже лет через 10–15 всё может измениться. Автопроизводители обещают отправить на дороги робокары — «умные» автомобили, не нуждающиеся в помощи водителя.

В распоряжении современного водителя — целый арсенал электронных помощников, которые обеспечивают его безопасность и помогают управлять автомобилем. Это и антиблокировочная система тормозов (ABS), различные антипробуксовочные системы (ASR, ASC, ETC и другие), система курсовой устойчивости (ESP), система распределения тормозных усилий (EBD), круиз-контроль, парктроник и многое другое. К этим устройствам уже успели привыкнуть, даже комиссия Европейской программы оценки новых автомобилей (Euro NCAP) настойчиво рекомендует водителям ездить только на машинах, обладающих системой курсовой устойчивости. Арсенал электронных чудес постоянно пополняется — автомобили оснащают системой предотвращения схода с полосы, системой информирования о «слепых» зонах, системой ночного видения. Все эти новинки призваны в конечном счёте избавить людей от лишних забот за рулём.

Далеко не последнее место в хит-параде достижений занимают проекты компании Volvo. Шведский лидер в области автомобильной безопасности поддерживает стратегию «нулевой цели» (Vision Zero) — программу по снижению количества ДТП, принятую в Швеции. Гордостью разработчиков компании стала электронная система City Safety, которая призвана предотвращать столкновения на низких скоростях (до 30 км/ч). Две трети задних столкновений, по данным экспертов компании, происходят на низких скоростях. Система City Safety сама приготовится к торможению и остановит автомобиль вместо зазевавшегося водителя.

Компания Volvo с 2005 года применяет на некоторых моделях систему BLIS, предупреждающую водителя о нахождении машин или мотоциклов в «слепой» зоне — справа и слева непосредственно позади автомобиля. Эта система состоит из видеокамер, установленных на наружных зеркалах заднего вида и компьютера. В случае опасного сближения система зажигает жёлтый светодиод в салоне — рядом с правым или левым зеркалом соответственно. Фото: Volvo Car Corporation

Чтобы потери на дорогах стали действительно нулевыми, потребуется немало новшеств. В недалёком будущем модели Volvo смогут обмениваться информацией с другими автомобилями, узнавать о погоде и состоянии дороги. Автомобили будут тормозит сами при угрозе столкновения, не дожидаясь реакции человека. Ян Иварссон (Jan Ivarsson), менеджер Volvo, отвечающий за стратегию безопасности, комментирует: «Представьте себе нечто вроде автопилота в самолёте. В будущем может случиться так, что автомобиль сам будет осуществлять управление». Иварссон уверяет, что к 2020 году люди не будут погибать или получать серьезные травмы в автокатастрофах. По крайней мере, если столкнутся автомобили Volvo. Процесс вождения совсем скоро станет исключительно удовольствием — «умные», напичканные электроникой машины смогут обходиться и без водителя. 

По мнению начальника отдела маркетинга ОАО «Автоэлектроника» Дмитрия Максимова, создание серийных автомобилей без водителя к 2018 году вполне реально. Работы в этом направлении интенсивно ведутся уже много лет. Эксперт считает, что современная электроника позволяет перейти к серийному выпуску автомобилей, не имеющих механической связи между водителем и приводами управления автомобиля, уже в ближайшие 3–5 лет.

Ярмарка идей

Оценить перспективы развития отрасли автомобильных электронных систем могли посетители Международной потребительской выставки электроники (Consumer Electronics Show), которая проходила в Лас-Вегасе в январе этого года. Глава General Motors Рик Вагонер (Rick Wagoner) пообещал изобрести автомобиль заново. Вагонер уверен, что уже через десять лет на дорогах появится автомобиль, способный передвигаться без водителя. В качестве доказательства он привёз на выставку автономный беспилотный автомобиль «Босс» — совместный проект General Motors и Университета Карнеги-Мелоунн (Carnegie Mellon University). 

Внимание посетителей привлёк и GPS-навигатор Dash Express. Теоретически при совмещении данных, полученных от автомобилей, оснащенных навигаторами Dash Express с данными дорожных камер и статистическими данными, можно получить очень точную картину дорожной ситуации на всём протяжении планируемого маршрута и избежать задержек. В отличие от обычных навигаторов, которые требуют периодического обновления карт, навигатор Dash соединяется с Интернетом с помощью WiFi или GPRS и постоянно поддерживает карты в актуальном состоянии. 

Электронные системы способны контролировать не только автомобиль и дорогу, но и состояние водителя. Компания Nissan уже давно разрабатывает серию устройств, способных вычислить пьяного водителя и не пустить его за руль. Датчики улавливают алкоголь в воздухе салона и в поте водителя. Стоит взяться за рукоятку переключения передач — и выпившего автолюбителя разоблачат, а двигатель будет заблокирован. Более того, автомобиль сможет сам позвонить в полицию и «донести» на подгулявшего владельца.

Ежегодно тысячи людей становятся жертвами пьяных водителей. Ситуацию пытаются исправить — в будущем автомобиль с пьяным водителем за рулём не тронется с места. Фото: Volvo Car Corporation

Однако электроника не только карает нерадивых и помогает немощным. Концепт Nissan Pivo 2 оснащён роботом-помощником. Правда, к его лаконичному внешнему облику надо привыкнуть — видимая часть «друга» ограничивается головой с большими глазами. Устройство пока не получило имени и значится под прозаическим названием Robot Assistant — механический помощник. Миссия его состоит в том, чтобы развлекать человека за рулём и обеспечивать его полезной информацией. Малютка поздоровается с водителем, озвучит маршрут, не забудет напомнить о дорожных знаках. Камера, установленная под лобовым стеклом, позволяет по выражению лица человека судить о том, в каком состоянии он находится. Если помощник решит, что пора сделать паузу, то ненавязчиво предложит передохнуть и выпить кофе. Появление на дорогах автомобиля с приветливым «другом» на борту ожидают к 2010 году. 

Однако перечисленные достижения автомобильной техники являются не самыми радикальными. Человек пока всё же занимает командное положение за рулём, а электронные системы и роботы просто оказывают необходимую помощь. Скоро все может измениться.

Гонки робокаров

В ноябре прошлого года в калифорнийской пустыне чествовали победителя автогонок, хотя он и не думал садиться за руль своего автомобиля. Тайна раскрывается легко: речь идет о DARPA Urban Challenge — гонке без гонщиков. Автобот или, может быть, робокар? Название пока не устоялось, да и в самих моделях, на первый взгляд, нет ничего особенного — обычные легковушки или внедорожники, щедро обвешанные оборудованием и украшенные логотипами компаний-спонсоров. Самое интересное внутри — водительское кресло пустует, все решения принимает сам автомобиль.

Первая гонка роботов DARPA Grand Challenge прошла в 2004 году и закончилась полным фиаско — ни один гонщик не сумел проехать всю дистанцию. Через год уже пять робокаров благополучно добрались до финишной черты. А в прошлом году в Калифорнии автомобили без водителя должны были доказать, что способны ехать не только по бездорожью, но и в условиях обычной городской среды. Перекрестки, светофоры, парковка, движение в потоке транспорта — робокары испытывались на сообразительность, нарушение правил дорожного движения могло закончиться дисквалификацией. 

В робокарах водителя заменяют специальным оборудованием — пока достаточно громоздким. Фото: DARPA

Конечно, до повсеместного применения таких автомобилей пока далеко. Сегодняшние робокары скромные тихоходы — например, средняя скорость «Босса» на стокилометровой дистанции Urban Challenge составила всего 22 км/ч. Да и обходятся они гораздо дороже, чем обычная машина. Кроме того, разработчики не готовы доверить своим подопечным жизни пассажиров и вывести робокары на улицы обычного города. Однако роботизированные машины больше не фантастика. Автомобиль без водителя способен проехать и по бездорожью, и по центру мегаполиса в часы пик. 

Несовершенные игрушки несовершенных людей

В последнее время наблюдается рост числа отзывов автомобилей многих моделей и марок — счёт пошел на миллионы проданных машин, которым срочно требуется устранение неисправностей. Часто причиной отзывов становится сбой в работе электронных систем автомобиля. В апреле этого года компании Chrysler пришлось отозвать более двухсот тысяч автомобилей марки Chrysler Sebring и Dodge Avenger с рынков США, Канады и Мексики — из-за неисправностей с электрикой.  В 2007 году компания отозвала около восьмидесяти тысяч автомобилей Jeep Wrangler и Dodge Nitro. Подвели устройства, отвечающие за подачу электроэнергии двигателю и приборной доске: двигатель просто вырубался на ходу на несколько секунд. Эксперты компании утешали владельцев капризных авто, напоминая, что глохнущий двигатель автоматически запускается через пару секунд. Как рассказала популярному изданию для потребителей Consumer Affairs одна из пострадавших от причуд техники, её мощный Jeep Wrangler заглох при выезде на шоссе, чудом не произошло столкновения с мчащимся по трассе автомобилем. 

В апреле этого года компания Volvo объявила об отзыве шестидесяти пяти тысяч автомобилей V70 и XC70 для перепрограммирования электронного блока, отвечающего за раскрытие боковых подушек безопасности. Автомобиль Volvo V70 тестировался Euro NCAP — оказалось, что боковая подушка автомобиля срабатывает слишком поздно. Представители компании утешали автолюбителей тем, что запаздывание едва заметное — всего лишь тысячные доли секунды. Однако при аварии даже доли секунд могут иметь решающее значение. 

Стоит уже сейчас задуматься над тем, к чему может привести чрезмерное увлечение автопроизвродителей «умными» электронными системами. Чтобы свести риски к минимуму, необходимо проводить независимые от автопроизводителей экспертизы. Сейчас тестируется автомобиль в целом, на момент аварии, однако для проверки работы автомобильной электроники этого недостаточно. Независимые испытания происходят не систематически, а от случая к случаю, в ходе общей проверки. Фактически, как это ни печально, работу электронных систем сейчас можно оценивать исключительно «в деле» — на дорогах. Кроме того, многие электронные системы обещают предупреждение аварий, поэтому недостаточно просто разбить проверяемый автомобиль, как это делается в ходе современных тестов. Оценить функциональность электроники помогут имитации предаварийных ситуаций.

Встроенный в Nissan Pivo 2 робот-помощник не даст заскучать водителю за рулём. Фото: Nissan Europe SAS

Как сложатся отношения между водителями и стремительно «умнеющими» автомобилями? По всей видимости, возможны варианты. 

Самый вероятный — постепенное внедрение всё новых систем в жизнь автолюбителя. Технологические достижения станут дешевле и доступнее. Автомобили будут оснащаться новейшими датчиками, мощными бортовыми компьютерами, программным обеспечением последнего поколения. Электронные системы управления усилят контроль за действиями автомобиля, а также будут контролировать состояние водителя — оценивать усталость, сонливость, внимательность. Если водитель не проходит электронный «фейс-контроль», то просто не допускается к рулю. Автомобили «научат» обмениваться информацией, искать оптимальные маршруты и оценивать дорожную ситуацию. 

Возможен и другой сценарий. Участившиеся случаи ДТП по вине неисправных электронных систем могут вызвать волну протеста, привести к ужесточение контроля за их использованием и отказу от наиболее амбициозных проектов. Однако, по мнению начальника отдела маркетинга ОАО «Автоэлектроника» Дмитрия Максимова, нет оснований полагать, что произойдет замедление технического прогресса. Наоборот, рост цен на энергоносители и конкуренция будут вынуждать производителей насыщать автомобили всё большим количеством автоматических систем, делающих автомобили более экономичными и безопасными. На пути создания и распространения роботизированных автомобилей есть более серьезное препятствие — цена автомобиля и отсутствие соответствующих требованиям такого транспорта дорог. Вероятнее всего, робокары появлятся в первую очередь в странах, имеющих очень высокий уровень жизни и развитую сеть дорог. Скорее всего, за первенство внедрения таких машин между собой будут соперничать США, Япония и Германия.

Пока же нам остаётся простор для фантазии. Смогут ли электронные мозги заменить мозг человека? Пути прогресса неисповедимы: возможно, водитель станет исчезающей профессией, а посидеть за рулем «по-настоящему» можно будет только в специальном автозаповеднике.

Юлия Вертгейм, 23.05.2008

 

Новости партнёров