Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Связь с действительностью через резину

Что именно натягивать на колеса, зависит не только от времени года

  
Шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric имеют асимметричный рисунок протектора и обладают укрепленными бортовыми стенками. Открытый рисунок внутренней стороны протектора обеспечивает хороший отвод воды. При разработке этой резины была использована технология Active Cornergrip Technology, позволяющая создать более надежный контакт по всей ширине протектора, тем самым, улучшая сцепление на поворотах. Важным усовершенствованием стало включение армирующего компонента в одну из сторон шины. Фото: Goodyear

Сегодня, когда на авторынке представлена в изобилии резина на любой вкус и для любых условий, вопрос о том, стоит ли «переобувать» свой автомобиль к лету, кажется, и не стоит. Зимние и летние шины различаются рисунком протектора и качеством резины. Поэтому в летнюю жару зимние покрышки из мягких сортов резины быстро «съедаются» и утрачивают свои эксплуатационные качества. Есть, конечно, так называемые «всесезонки», но главный минус этих покрышек в том, что они заметно хуже справляются со своей задачей, нежели специализированные, предназначенные для определенного времени года.

Казалось бы, летом с резиной не так много проблем, как зимой — дорожное покрытие не скользкое, да и необходимости пробираться через сугробы нет. Однако не всё так просто. Какую именно резину выбрать для своего железного друга в представленном изобилии — вопрос непростой. Для этого стоит разобраться, чем отличаются друг от друга разные типы колес. И очень показательным примером при этом станет автоспорт — ведь именно крайности помогают представить картину в целом.

В отличие от обычных водителей, для которых существует всего два типа покрышек — летние и зимние, — иной автогонщик может похвастаться и пятью комплектами. Разные трассы, разная погода, разные скорости — всё это требует специальных решений.

Первый и важнейший критерий, которым руководствуются при выборе резины — это тип покрытия. Асфальт, грунт, гравий — каждая трасса требует своей резины. Самая простая и благоприятная ситуация — это гонки типа дрэг по асфальтовому покрытию. Состояние покрытия одинаковое на всем протяжении пути, от старта до финиша, и подобрать резину несложно. Ровный, гладкий, сухой асфальт требует от покрышек только одного — хорошего сцепления, которое определяется площадью контакта и свойствами резины. Идеальное колесо для дрэг-рейсинга — широкая низкопрофильная гладкая резина типа «слик». Она обеспечивает минимум деформаций и максимальную площадь контакта. Причем резина должна быть как можно более мягкой, чтобы «прилипать» к асфальту, ведь пробуксовка на старте — это потерянные секунды. Для дрэг-рейсинга выпускается малым тиражом специальная, очень дорогая резина, которая, увы, в силу своей мягкости, служит недолго. Ну, а поскольку дрэг-рейсинг — это по большей части шоу, то в состав покрышек иногда добавляют специальные компоненты, чтобы дым от сгоревшей на старте резины был цветным и обладал приятным запахом.

  
На гонках одним-двумя комплектами резины не обойтись. На вооружении гоночной команды несколько комплектов шин, предназначенных для езды в самых разных погодных условиях. Фото (Cerative Commons license): David Poblador

Для следующего примера возьмем такой популярный тип гонок, как асфальтовые кольцевые. В эту категорию попадает множество соревнований: от «Формулы 1» до «Невского кольца». Особенностью их является то, что соревнования проходят на замкнутой трассе с твердым покрытием. Казалось бы, раз асфальт, то и принципы те же, что для дрэга: бери слики пошире, и — вперёд. Однако и это не совсем так. Во-первых, в отличие от дрэга, пилоту в кольцевой гонке приходится активно маневрировать. Ну, а чем шире резина, тем труднее её повернуть — значит, на таких «катках», как в дрэге, уже не стартуешь. Во-вторых, если для дрэг-рейсинга легкий дождик — повод для отмены соревнований, то «кольцевики» гоняют в любую погоду и сталкиваются с таким явлением как аквапланирование

Прекрасно работающий на сухом покрытии «слик» при попадании даже в небольшую лужу моментально организует под собой настоящую водяную подушку. Естественно, что управлять автомобилем в такой ситуации затруднительно. Поэтому для кольцевых гонок, кроме «сухой», необходима ещё и «мокрая» резина. Она представляет собой протектор с водоотводами, которые собирают воду и выталкивают её наружу. Форма этих самых водоотводов может отличаться у разных производителей — она является конечным продуктом сложнейших расчетов и темой множества научных работ. Но общий принцип, тем не менее, очевиден — чем шире и больше водоотводы, тем больше воды они вытолкнут из-под колеса. Однако чем больше водоотводов, тем меньше площадь соприкосновения шины с дорогой, и тем хуже сцепление, а значит, разгон и управляемость. Для производителей важно найти такое сочетание, когда и аквапланирования нет, и сцепление хорошее, поэтому гоночная команда часто имеет множество комплектов шин от «совсем сухой» до «ливневой» — «слегка влажные», «мокрые», «очень мокрые» и другие покрышки.

  
«Шпалы» и «зубы». Фото автора
Пилоты грунтовых гонок — автокросса — сталкиваются совсем с иными проблемами. Если асфальт от дождя становится всего лишь мокрым, то грунт раскисает, липнет на колеса, забивает арки, скользит. Однако и сухой грунт качественно отличается от асфальтового покрытия, так что «слики» в автокроссе не в ходу. Грунтовая резина всегда более или менее «зубаста», отличается лишь размер «зуба» — ведь речь здесь идет не о сцепных, а скорее о «зацепных» качествах. Поэтому и состав резины совсем другой, покрышка гораздо жёстче — колеса не «прилипают» к покрытию, а скорее «вгрызаются» в него.

Кстати, в этой связи хочется сказать о колёсах для передней и задней оси. Почему-то считается аксиомой, что наилучшее решение для любой машины — когда все четыре колеса абсолютно одинаковые. А между тем на моноприводе эти колеса выполняют совершенно разные задачи. Так почему же они не должны отличаться? Ведущая ось толкает (тянет) автомобиль, а неведущая обеспечивает курсовую устойчивость, поэтому колеса тоже бывают «тяговые» и «курсовые». Первые должны иметь преимущественно продольное сцепление — их задача «вцепиться» в трассу и обеспечить разгон, а вторые — преимущественно боковое сцепление, они должны удержать машину на курсе в вираже. И как раз на кроссовой резине это видно особенно отчетливо: нормальный комплект — «зубы» на ведущей оси и «шпалы» на неведущей («шпалами» называют кроссовую резину с отчетливо выраженным продольным рисунком).

От «грязевой» резины, которую используют на соревнованиях по трофи-рейдам, джип-триалам и прочим гонках для внедорожников, требуется особая проходимость. Задние колеса трактора «Беларус» — большой диаметр и крупный протектор «елочкой» — это ещё не самое интересное решение. Огромные грунтозацепы с большими промежутками между ними — чтобы колесо самоочищалось и не залеплялось грязью — вот идеал для бездорожья. Такое колесо должно цепляться изо всех сил, чтобы обеспечить машине тяговое усилие.

Самые сложные требования к резине предъявляют гонки типа ралли и ралли-кроссов. Сложность эта заключается в том, что такие гонки проходят на участках как грунтового, так и асфальтового покрытия. Нередко в течение одной гонки машина выскакивает на асфальт, потом ныряет в непролазную грязь, потом опять на асфальт. Во время гонки не поменяешь слики на «зубы», а значит, колёса должны обеспечивать движение в любых условиях. И здесь уже задача руководителя команды соотнести состояние трассы, настройки машины, предпочтения пилота, и выбрать подходящий комплект покрышек. Зачастую именно правильность этого выбора является решающим фактором в борьбе за пьедестал.

  
Высокоскоростные шины Nokian Hakka V имеют жесткую конструкцию, что делает эту модель более спортивной. Новейшие разработки позволяют предотвращать эффект аквапланирования. Фото: Nokian Tyres

Конечно, не все решения, применяемые в автоспорте, стоит брать на вооружение владельцам «гражданской» техники. Редкий водитель станет обзаводиться несколькими комплектами колёс для разных условий, и потому производители стараются добиться некой универсальности. Тем не менее нужно понимать, в каких условиях будет работать колесо вашего автомобиля. Если машина никогда не покидает ровного асфальта мегаполисов, то развитые грунтозацепы её колесам явно ни к чему. Гладкий протектор с водоотводами обеспечит резвый старт в сухую погоду и хорошее сцепление в дождь. Особо в этой группе выделяются так называемые «аквашины» — покрышки, специально приспособленные для движения по мокрой дороге.

Первой дождевые шины для массовой продажи предложила компания Goodyear, выпустившая в 1991 году модель Aquatred со скоростным индексом Т (до 190 км/ч). Вскоре эту идею подхватили и другие производители. Так, в России Московский шинный завод разработал свою аквапокрышку Butterfly. Но, несмотря на доступность, аквапокрышки — товар не массовый. Эта резина, как правило, низкого профиля, с ярко выраженным спортивным характером. Из-за особенностей рисунка протектора аквапокрышек достаточно шумные. Но сегодня многие производители «аквашин» применяют рисунок асимметричного расположения, что позволяет снизить шумы.

  
Резина Tracker Mud Runner разработана для мотовездеходов и квадроциклов (All Terrain Vehicle). Она не является исключительно «грязевой» резиной, но при этом демонстрирует хорошую устойчивость при езде по бездорожью. Фото: Goodyear
Если машина большую часть своего пробега проводит на дальних трассах, то есть движется по асфальту с высокой скоростью, уместно использовать низкопрофильное колесо с высоким индексом скорости, способное долго выдерживать жесткий скоростной режим и позволяющее безопасно маневрировать на этих скоростях. Рынок предлагает сегодня варианты, соединяющие свойства и конструкцию чисто дождевой и одновременно обыкновенной всепогодной летней резины. Такие шины в большинстве своем имеют направленный рисунок, но более высокий профиль, чем «аквашины». Данные качества гарантируют меньшую шумность и больший комфорт: лучше гасятся толчки, а также меньше вероятность «пробоя» покрышки и повреждения диска, что на отечественных дорогах с ультранизкопрофильной резиной случается нередко. 

Любителям дачных поездок, столь многочисленным в нашей стране, знакома проблема «последнего километра». Часто им приходится ездить на грунтовке, и потому колёса должны сочетать возможности движения по асфальту и по грунту, так что здесь зачастую приходится терять в скоростных качествах резины. Иногда в такой ситуации пользуются всесезонной резиной. Как правило, на таких шинах стоит маркировка «all season», «tout terrain» или AW (Any weather). Рисунок протектора этих шин более разветвленный, элементы рисунка группируются в хорошо различимую дорожку и разделены канавками разной ширины: на элементах рисунка — «шашках» — имеются узкие прорези дополнительного микрорисунка — ламели. Не слишком удачные с точки зрения скорости и управляемости, они имеют развитый рисунок протектора, работающий на сцепление с грунтом. Однако эти шины, несмотря на название, отнюдь не заменяют зимних. Всесезонная резина сохраняет свои качества до –7 °С, после этого «дубеет» и теряет эластичность. 

Ну, а сельским жителям явно ближе «кроссовики» — грунтовки для них обыденность, а в некоторых особо диких местах приходится вспоминать и навыки джиперов.

Широкий ассортимент летних шин любого может поставить в тупик. Однако, если четко понимать, что вам нужно, то из всего многообразия останется небольшой набор подходящих вариантов, различающихся скорее ценой, нежели эксплуатационными качествами.

Павел Иевлев, 10.04.2008

 

Новости партнёров